Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта.
Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является наиболее известным видом страхования гражданской ответственности, начавшим бурно развиваться в 1920-е годы, когда стала возрастать интенсивность автомобилього движения И увеличился риск возникновения дорожно-транспортных происшествии. В большинстве развитых стран оно проводится в настоящее время в обязательной форме. Это обусловлено стремлением органов власти предоставить потерпевшим в дорожных авариях гарантию возмещения причиненного им вреда. При этом обязательная форма проведения страховых операций, приводя практически кполному охвату страхованием имеющегося в той или иной стране парка автотранспортных средств, обусловливает одно из ведущих мест данного вида страхования в объеме собираемых страховых премий. В России данный вид страхования представлен ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности. Основой проведения страхования ответственности владельцев автотранспортных средств является установленная гражданским законодательством обязанность владельца средства транспорта возмещать вред, причиненный третьим лицам при его эксплуатации. При этом такая обязанность, как правило, возникает независимо от наличия вины владельца при причинении ущерба, что вызвано отнесением автотранспортных средств к источникам повышенной опасности для окружающих. Так, в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1079) обязанность возмещения такого вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют средством транспорта на праве собственности, праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством либо на ином законном основании. При этом вышеуказанные лица освобождаются от обязанности возмещать вред, причиненный их транспортным средством, лишь в случаях, если они докажут, что вред возник вследствие умысла потерпевшего, обстоятельств непреодолимой силы или что средство транспорта перестало быть их собственностью в результате противоправных действий других лиц. По договору страхования ответственности владельцев средств автотранспорта страховщики принимают на себя обязанность возместить в пределах оговоренных лимитов ответственности ущерб,нанесенный страхователем (застрахованным лицом) третьим лицам при эксплуатации автотранспортного средства, при условии, что такой ущерб должен быть компенсирован страхователем (застрахованным лицом) в соответствии с действующим законодательством.Страхователями в данном виде страхования могут выступать как юридические, так и физические лица. Застрахована может быть как ответственность самого страхователя, так и других лиц, являющихся владельцами указанного в договоре транспортного средства.Объектом страхования являются имущественные интересы владельца автотранспортного средства, связанные с его обязанностью в порядке, установленном фажданским законодательством, возместить ущерб, причиненный им третьим лицам при эксплуатации автотранспортных средств. При этом действие договора распространяется, как правило, исключительно на указанные в нем средства транспорта. В договоре страхования могут быть оговорены: *круг лиц, имеющих право на вождение застрахованного средства*транспорта;*территория, за совершение дорожно-транспортного происшествия в пределах которой страховщик несет ответственность, и другие ограничения. Урегулирование споров при наступлении страхового случая, особенно если он не привел к нанесению серьезного вреда здоровью или к смерти людей, чаще всего осуществляется путем взаимного соглашения сторон без обращения в суд. При этом основным документом, позволяющим установить виновность сторон, является справка ГИБДД. В этой справке также приводится перечень повреждений, причиненных автомобилем, что позволяет использовать ее и для определения размеров ущерба. Размеры страховых премий в данном виде страхования устанавливаются, как правило, в рублях (или в другой валюте) с единицы транспортного средства. Конкретная величина страховых премий зависит от большого числа факторов, влияющих на степень страхового риска по договору.К ним, в частности, относятся: а) вид транспортного средства (легковой, грузовой автомобиль, автобус, мотоцикл и др.), его марка;б) технические характеристики транспортного средства (мощность, максимальная скорость, грузоподъемность, число пассажирских мест);в) характеристика лиц, управляющих средством транспорта (их число, водительский стаж, возраст);г) территория эксплуатации транспортного средства;д) характер использования транспортного средства (в личных целях, в служебных целях, для коммерческих перевозок грузов или людей);е) число средств транспорта, подлежащих страхованию. Для решения проблемы возмещения вреда, причиненного потерпевшим иностранными владельцами автотранспортных средств, в Европе с 1 января1953 г. действует единое Соглашение об обязательном страховании гражданской ответственности («Зеленая карта»), к которому в настоящее время присоединились около 40 стран не только Европы, но и Азии и Африки. Название данного соглашения — «Зеленая карта» — связано с цветом документа, официальное название которого «Международная карта автострахования».
- Виды договоров страхования убытков от предпринимательской деятельности
- Виды, назначение и порядок формирования страховых резервов по видам страхования, иным, чем страхование жизни
- Внешняя и внутренняя структура организации работы страховой компании.
- Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка
- Возможности и механизм осуществления инвестиционной деятельности страховщиками
- Государственное регулирование страхового рынка
- Добровольное и обязательное медицинское страхование
- Договор страхования: форма, порядок заключения и прекращения действия.
- Категории продавцов страховой услуги
- Методы формирования резерва незаработной премии
- Общая характеристика страхового рынка
- Объединение страх-ков и страх-лей. Особенности орг-ции и функционирования страх пулов.
- Организация и принципы деятельности обществ взаимного страхования
- Основные этапы работы страховщика по урегулированию убытков.
- Особенности и порядок исчисления финансового результата деятельности страховщика
- Особенности исчисления нетто-ставки в накопительном и «рисковом страховании
- Особенности налогообложения в страховании.
- Особенности организации страхования в зарубежных странах
- Основные этапы работы страховщика по урегулированию убытков.
- Оценочная деятельность в сфере страхования
- Порядок формирования и использования резерва по страхованию жизни
- Правовое регулирование страховой деятельности в рф
- Практический маркетинг страховщика
- Рейтинговая оценка деятельности страховщика
- Современное состояние страхового рынка в рф.
- Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта.
- Страхование грузов.
- Страхование депозитных вкладов
- Страхование жизни.
- Страхование как элемент системы управления рисками
- Страхование от несчастных случаев
- Страхование от убытков связанных с простоем в производственной деятельности.
- Страхование ответственности заёмщика за непогашение кредита
- Страхование предпринимательских рисков
- Страхование ренты.
- Страховые брокеры: функции, права, обязанности и организация деятельности.
- Сущность и виды договоров непропорционального перестрахования
- Сущность и отличительные особенности накопительного и рискового страхования
- Сущность, задачи и особенности актуарных расчетов.
- Тенденции глобализации мирового страхового рынка
- Характеристика крупнейших страховщиков в рф.
- Характеристика рынка имущественного страхования
- Характеристика рынка личного страхования.
- Эк сущность страх фонда, формы его орг-ции
- Экологическое страхование