3. Финансовая политика.
Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют: 1) стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны;2) осуществление государством выбора текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.
Управление финансами предполагает деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами.
Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства; определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования; разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать:1) специфику внутренней и международной обстановки;2) реальные экономические нефинансовые возможности страны.
Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.
а)управление финансами. Управление финансами – это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность финансовой системы. Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и 2 его палаты – Государственную Думу и Совет Федерации. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат.
Методы управления финансами: 1. Экономические:1) фискальная политика;2) финансовое планирование;3) координация финансовых ресурсов;4) финансовое регулирование.
Фискальная политика – это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Объектом финансового планирования является формирование и распределение доходов и накоплений, использование различных фондов денежных средств. На общегосударственном и региональном уровнях оно реализуется как бюджетное планирование, а на уровне хозяйствующего звена – как финансовый план предприятия. Координация финансовых ресурсов на общегосударственном уровне осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы и посредством субвенциального финансирования.
Финансовое регулирование осуществляется в виде регламентации использования финансовых ресурсов.
2. Административные:1) система амортизационных отчислений;2) система финансовых санкций.Финансовый менеджмент осуществляет:1) планирование и прогнозирование финансовой деятельности предприятия;2) принятие решений по инвестированию средств;3) координацию финансовой деятельности всех подразделений;4) проведение операций на финансовом рынке.
б) финансовое планирование– продукт финансовых исследований, которыми занимается наука. Планирование как элемент управления есть лучшее средство финансовой политики. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства.
Методы финансового планирования:
1) автоматический. Этот метод является примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;
2) статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делятся на количество предыдущих лет);
3) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться с самого начала. Метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями). Рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляются реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат, произведенных при их производстве и реализации.
Финансовый план – системная совокупность мероприятий материального опосредования функционирования государства. Он составляется на срок от 1 до 5 лет и входит в бюджет. По форме финансовый план представляет собой изложение целей, цифр и организационных предложений на планируемый период. На предприятии планирование основывается на учете закона стоимости, при этом планирование выступает как экономическая категория.
Важнейшим принципом планирования является принцип непрерывности, который применяется в том смысле, что планировщик вносит коррективы в план ежегодно. В этих бюджетах (составляемых на 5 лет) есть определенные понятия в виде цифр по годам:1) цифра второго года – твердая;2) цифра третьего года – относительно твердая;3) цифра четвертого года – предварительная;4) цифра пятого года – приблизительная.Методы планирования:1) экстраполяция;2) нормативный;3) математического моделирования;4) балансовый.
в) Финансовое прогнозирование. Основными задачами финансового прогнозирования являются установление объема финансовых ресурсов в предстоящем периоде, источников их формирования и путей наиболее эффективного использования. Разработка прогноза дает возможность ответить на вопрос: что ожидает предприятие в обозримом будущем – укрепление или утрата платежеспособности.
В мировой практике для прогнозирования устойчивости предприятия, выбора его финансовой стратегии, определения риска банкротства используются различные экономико-математические методы. В нашей стране для прогнозирования возможного банкротства предприятий предусматривается двухфакторная система. Целью проведения анализа является обоснование решения о признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а самого предприятия – неплатежеспособным. В соответствии с методикой анализ степени удовлетворительности структуры баланса предприятия проводится на основе следующих показателей:1) коэффициент текущей ликвидности (покрытия) (Кп);2) (коэффициент обеспеченности собственными средствами (Кс).Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным является наличие одной из ситуаций: 1) коэффициент текущей ликвидности (покрытия) на конец отчетного периода имеет значение менее 200 %;2) коэффициент обеспеченности собственными средствам на конец отчетного периода имеет значение менее 10 %.
г) Финансовый контроль – это:1) контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов;2) стоимостный контроль, осуществляемый во всех сферах общественного производства и сопровождающий весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов. Основными органами финансового контроля при представительных органах власти – Совете Федерации и Государственной Думе – действуют:1) Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты;2) Счетная палата РФ. Основные формы контроля – тематические проверки и ревизии.Меры воздействия: предписание; предписание, обязательное для исполнения; приостановление всех операций по счетам.
4. Финансовая система страны, её сферы и звенья. Финансовая система страны – вся сфера экономических отношений всех субъектов хозяйствования и государственных органов, участвующих в хозяйственной жизни, а также регулирующих экономические отношения в национальных границах. Поскольку в рыночной экономике, как и в переходной, практически все экономические отношения существуют в товарно-денежной форме, постольку практически все они предстают, существуют в форме денежных потоков. Колоссальное многообразие видов этих потоков образует финансовую систему страны. В финансовой системе выделяют государственные финансы, финансы предприятий и финансы населения. В качестве подсистем финансовой системы могут рассматриваться: казначейская система, фондовый рынок, финансовое право, фондовый рынок, страхование и т. д. Структура финансовой системы – это совокупность элементов и связей между ними. Государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает 4 звена (подсистемы):1) государственный бюджет – финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона, утверждается парламентом.;2) местные финансы – средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправлениями, другие финансовые средства;3) специальные внебюджетные фонды (социальные и экономические);4) финансы государственных корпораций.
Финансовая система РФ включает:1) государственную бюджетную систему;2) внебюджетные финансовые фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования);
3) фонды личного и имущественного страхования;4) финансы предприятий различных форм собственности.
По причине сложности не всегда возможно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к разделению системы на части, и исследуют эти части как самостоятельные объекты. Чаще всего декомпозицию производят по функциональному (обеспечение воспроизводства рабочей силы, обеспечение обороноспособности и т. п.) или агрегатному принципам (казначейство, налоговая инспекция и т. п.). Сферы и звенья финансовой системы страны
Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных между собой. Звенья финансовой системы.1. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов. В состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды. Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.2. Государственный кредит. Как звено финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование централизованных денежных фондов. Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции. 3. Децентрализованные финансы:
1) финансы организаций – это система денежных отношений, связанная с созданием и использованием различных видов доходов и накоплений хозяйствующего субъекта;2) финансы домохозяйств – это экономические отношения, осуществляемые отдельными членами домашнего хозяйства по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе своей деятельности в целях обеспечения своих потребностей.4. Фонды страхования.Фонды страхования – страховой рынок – особая форма организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируется спрос и предложение на них.
- 1. Сущность и функции финансов.
- 3. Финансовая политика.
- 5. Принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности
- 6. Основы функционирования финансов коммерческих предприятий
- 7. Страхование как финансовая категория, ей специфика, сферы, отрасли и формы страхования.
- 8. Государственные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных способностей и уровней управления.
- 9. Государственный и муниципальный кредит.
- 10. Внебюджетные фонды.
- 11. Воздействие финансов на экономику и социальную сферу.
- 12. Роль финансов в развитии международного сотрудничества; финансы и глобализация экономики.
- 13. Необходимость и предпосылки возникновения денег.
- 14. Сущность и функции денег.
- 15. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики.
- 16. Виды денег и их особенности.
- 17. Денежный оборот и его стурктура.
- 18. Выпуск денег в хозяйственный оборот.
- 19. Налично-денежный оборот и денежное обращение
- 20. Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота
- 21. Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов.
- 22. Понятие денежной системы страны.
- 23. Бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения.
- 24. Причины и сущность инфляции, формы ее проявления
- 28. Формы и виды кредита
- 29. Кредит в международных экономических отношениях
- 31. Возникновение и виды банков, их функции и роль в развитии экономики
- 32. Понятие банковской системы, её элементы.
- 33. Виды банков.
- 34. Центральные банки и основы их деятельности
- 35. Функции центральных банков.
- 36. Основы денежно-кредитной политики
- 37. Операции и услуги коммерческих банков.
- 38. Валютные операции коммерческих банков
- 39. Факторинговые и форфейтинговые операции ком.Банков
- 40. Пассивные операции банка.
- 41. Структура и качественная характеристика пассивов.
- 42. Активные операции банка.
- 43. Структура и качественная характеристика активов.
- 44. Виды банковских рисков и способы управления.
- 45. Валютные и процентные риски банков.
- 46. Методы страхования валютных и процентных рисков.
- 48. Баланс коммерческого банка, принципы его построения, виды анализа.
- 49. Доходы расходы и прибыль коммерческого банка
- 50. Обязательное страхование вкладов граждан в банках рф,
- 51. Международные финансовые и кредитные институты
- 53. Роль асв по повышению устойчивости банковской системы России.
- 54. Методы гос воздействия на формирование региональной банковской системы рф,
- 55. Основные направления денежно-кредитной политики цб рф на 11-12.
- 56. Особенности инфляционного таргетирования в рф
- 57. Приоритеты бюджетно-налоговой политики Правительства рф в 2012 году (бюджетное послание Президента Федеральному собранию).
- 58. Причинно-следственные связи мирового финансово-экономического кризиса (из лекций Мусаева)
- 59. Отличительные черты финансового кризиса 2008-2009 от дефолта. (Лекции Мусаева)
- 60. Сравнительный анализ антикризисных программ Полсона-Обамы, ес и Правительства рф.