logo search
БМ шпора

27. Управление пассивами коммерческого банка на макроуровне

Управление пассивами представляет собой деятельность, направленную на поддержание ликвидности отдельных банков и всей банковской системы в целом, мобилизацию кредитных ресурсов на рынке и управление эмиссионной деятельностью банка. В более узком смысле под «управлением пассивами» понимаются действия, направленные на удовлетворение нужд ликвидным путём активного взыскания земных средств по мере необходимости. Управление пассивами на макроуровне осуществляет Нацбанк. Он управляет пассивами коммерческих банков двумя инструментами. Первый - это операции Нацбанка на денежном рынке: кредитных ресурсов, ценных бумаг и валютном. На кредитном рынке Национальный банк проводит политику увеличения пассивов банка, т.е. политику кредитной экспансии, или уменьшение пассивов - кредитной рестрикции, используя два инструмента: установление лимитов кредитов, предоставляемых банку и правительству, и изменения уровня процента рефинансирования (дисконта). Второй инструмент более эффективен. Повышая дисконт, Нацбанк уменьшает спрос на кредитные ресурсы, тем самым, уменьшая размер избыточного резерва банков и их потенциальную возможность, создавая новые пассивы. Понижая дисконт, Национальный банк увеличивает спрос, а, следовательно, и размер избыточного резерва банков, что приводит к росту их пассивов.