logo search
Стажировка финальная версия

1. Организация работы бухгалтерской службы кредитной организации.

Большинство операций осуществляемых в банке это операции связанные с движением денежных средств, платежей и расчетов это предопределяет особые требования к их документальному оформлению, организации документооборота, хранению документов учета и отчетности банка. Организация учетно-операционной работы включает:

–Построение учетно-операционного аппарата;

–Организацию рабочего дня и документооборота;

–Внутрибанковский контроль.

Правило бух. учета в кредитной организации рассчитана на автоматизированную форму учета, о чем свидетельствуют учетные регистры которые должны составляться в КО для этой формы характерно одномоментность ввода учетных данных по дебиту и кредиту, следовательно невозможность неравенства этих оборотов в учетных регистрах кроме того, автоматизированная форма учета операций позволяет совершать их в режиме реального времени, что увеличивает возможность продления времени работы с клиентами. В специальном внутреннем документе КО регламентируется технология обработки учетной информации, которая должна включать следующие вопросы:

  1. Программные продукты используемые в учетном процессе, их основные характеристики и лица ответственные за их эксплуатацию.

  2. Степени доступа бух. работников к учетной информации, применяемые коды, пароли и цифры.

  3. Периодичность и сроки формирования основных регистров учета книг, журналов и отчетных форм на бумажных носителях, порядок их проверки и подшивки.

  4. Порядок осуществления расчетов с клиентами электронными средствами.

Продолжительность операционного дня определяется с таким просчетом, чтобы обеспечить своевременное оформление документов и отражение их в учете по балансовым и внебалансовым счетам.

Все документы поступающие в операционное время должны быть отражены в учете в тот же день; документы, поступившие во внеоперационное время отражаются на следующий день.

При составлении графика документооборота исходят из того, что выписки по кор. счетам должны быть получены из РКЦ Банка России и др. КО не позднее чем на следующий день до его начала. При этом обрабатывать и проводить их по учету следует истекшим временем, следовательно, составление баланса КО становится возможным только утром следующего дня.

Бухгалтерия – это одно из структурных подразделений банка.

Основные факторы распределения обязанностей сотрудников бухгалтерии:

  1. Выполняемые банком функций (расчетные, кредитные, кассовые, депозитные);

  2. Масштаб деятельности (количество клиентов);

  3. Техническая оснащенность;

  4. Компетентность персонала.

В состав бух. аппарата входят все работники кредитного учреждения занятые приёмом, оформлением и контролем расчетно-денежных и других документов, а также отражением банковских операций по счетам бух. учета независимо от того, в каком структурном подразделении эти работники состоят. Возглавляет бух. аппарат глав. бух., он является организатором всего учетного процесса, отвечает за оформление учетной политики постановку и состояние учета, правильное составление и своевременное представление отчетности, строгий и четкий контроль за совершаемыми операциями.

Обязанности глав. бухгалтера:

  1. правильная организация учетно-операционной работы, обеспечение учета и контроля по совершаемым операциям;

  2. автоматизация учетного процесса;

  3. организация и руководство статистической работой;

  4. обеспечение проведения ежедневной сверки аналитического учета с синтетическим;

  5. своевременное составление баланса и т.д.

Внутри отдела бух. аппарат строится по принципу: ответственных исполнителей и операционных групп.

Ответственными исполнителями являются сотрудники КО которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по совершаемым операциям.

Операционная группа организуется на тех участках, где совершаемые операции требуют дополнительного контроля и тогда которые нецелесообразно организовывать совершение операций по системе ответственных исполнителей.