II. Влияние глобализации на трансформацию социального государства
Кризис государства всеобщего благоденствия связан с процессами глобализации, усилившимися в конце ХХ в. и переходом развитых стран из индустриальной фазы развития в информационную, постиндустриальную. Теория и практика государства всеобщего благоденствия достигли своего расцвета в первые послевоенные десятилетия, за счет политики стимулирования потребительского спроса как одного из важнейших инструментов кейнсианского регулирования экономики. В условиях, когда экономика развитых стран была относительно «закрытой», а основная причина кризисных явлений состояла в низком уровне доходов потенциальных потребителей, увеличении социальных расходов - на пенсии, пособия по безработице или оказание помощи малоимущим гражданам способствовало повышению платежеспособного спроса, хотя и увеличивало бюджетный дефицит. Это приводило к экономическому росту, повышению занятости, доходов и накоплению капитала, что расширяло налогооблагаемую базу. Но в условиях глобализирующейся экономики финансирование социальных программ за счет роста налогов и бюджетного дефицита может привести к серьезному экономическому и политическому кризису, связанному с тем, что:
1. В условиях глобальной экономики государство не может удержать капитал в национальных границах. Если налоговая система и финансовая политика данного государства не благоприятствует получению достаточно высоких прибылей - капитал перетекает в страны с более благоприятными условиями, а это уменьшает налогооблагаемую базу для перераспределения доходов в социальную сферу.
2. Невозможность протекционистской защиты национальных производителей ведет к тому, что государственное стимулирование потребительских расходов может способствовать увеличению спроса не на отечественные, а иностранные товары и услуги, что увеличивает занятость и доходы в других странах.
3. Переход в рамках МРТ к «новой» (основанной на знаниях и информации) экономике не позволяет государству достичь консенсуса с работодателями и профсоюзами относительно полной занятости тех людей, чья квалификация или уровень оплаты труда не соответствует новым требованиям.
4. В условиях финансовой глобализации любое национальное правительство вынуждено неукоснительно соблюдать жесткую бюджетную дисциплину и сокращать государственный долг, с тем, чтобы убедить международные финансовые рынки в своем намерении не допустить рост инфляции и повысить инвестиционную привлекательность страны. Поэтому сокращение расходов на социальные программы становится одним из важнейших условий привлечения иностранных инвестиций и укрепления позиций национального капитала, поскольку эти меры способствуют уменьшению налоговых ставок и снижению стоимости рабочей силы, благоприятствуют созданию наиболее выгодных условий для бизнеса.
Производственная и финансовая глобализация, рост международной торговли, в сочетании с изменившимися социально-экономическими и политическими условиями в развитых странах в 70-е гг. ХХ в., способствовали быстрому распространению новой социально-экономической концепции – неолиберализму. Сторонники этой концепции исходят из того, что глобализация сужает возможности национальных государств в разработке и проведении ими экономической и социальной политики. Поэтому национальные правительства должны ограничить сферу своего вмешательства в экономику и создать условия для повышения конкурентоспособности национальных корпораций на мировом рынке путем снижения налогов и сокращения в первую очередь расходов на социальные программы.
С начала 80-х гг. по настоящее время практически во всех развитых странах у власти находились или находятся сторонники неолиберальных (неоконсервативных) идей. Однако реального снижения расходов на социальные нужды в этих странах не произошло. Напротив, во всех странах Европейского Союза и даже в США и Японии доля расходов на социальные нужды в ВВП проявила тенденцию к росту или по крайней мере не уменьшилась за последние два десятилетия. Даже Великобритания во времена правления М.Тэтчер не была исключением, так как общие расходы на социальные нужды возросли с 20,5 % ВВП в 1980 г. до 27,3 % - в 1993 г. Это является следствием того, что за несколько послевоенных десятилетий государство всеобщего благосостояния стало институтом, прочно укоренившемся в большинстве развитых стран. Поэтому в современных условиях на этапе «либерального социального государства» произошло лишь снижение темпов прироста расходов на социальные цели и повышение эффективности их использования за счет сокращения программ, порождающих иждивенчество, и осуществлено перераспределение ресурсов в отрасли социальной сферы, стимулирующие экономический, научно-технический и социальный прогресс. В условиях глобализации принцип солидарности осуществлять в прежнем виде невозможно. Поэтому он трансформируется в принцип взаимной ответственности государства и общества. Это означает, что люди будут нести большее финансовое бремя, но государство гарантирует защиту ряда социальных сфер от произвола рынка. Такова модель модернизированного социального государства в условиях постиндустриального общества.
Интеграция развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику отражается на их социальной политике. С одной стороны, МВФ и Всемирный банк в качестве условия предоставления помощи выдвигают требование всемерного сокращения государственных расходов, и эти страны были вынуждены уменьшить расходы на социальные нужды и отказаться от многих социальных программ. С другой стороны, новым индустриальным странам и странам с переходной экономикой необходимо создавать свои модели социального государства, если они хотят полностью интегрироваться в глобальные социально-экономические процессы.
- Учебно-методический комплекс дисциплины
- 5) Характеристика дисциплины
- 6) Список основной и дополнительной литературы
- Лекция № 1: Сущность, основные принципы и категории социальной политики
- I. Объект, предмет и функции курса
- II. Принципы социальной политики
- Лекция № 2: Приоритеты, механизмы реализации и показатели эффективной социальной политики
- I. Социальная стабильность как фактор реализации целей сп
- II. Механизмы реализации сп
- III. Критерии и показатели эффективности социальной политики
- Лекция № 3: Основные модели и парадигмы социальной политики: отечественный и мировой опыт
- I. Основные модели социальной политики за рубежом
- II. Административно-командная патерналистская модель сп
- III. Цели и специфика сп переходного периода в Беларуси и России
- Лекция № 4: Основные субъекты социальной политики и их взаимодействие
- I. Государство как субъект социальной политики
- II. Негосударственные субъекты сп– институты социальной политики
- III. Взаимодействие основных институтов социальной политики
- Лекция № 5: Социальное государство: сущность, функции, этапы развития
- I. Изменение функций социального государства на различных этапах развития
- II. Влияние глобализации на трансформацию социального государства
- III. Проблемы и перспективы создания социального государства в Беларуси и России
- Лекция № 6. Социальная политика в области трудовых отношений
- I. Основные задачи, принципы и уровни политики занятости и регулирования рынка труда
- II. Главные направления политики в области оплаты труда
- III. Социальная политика в области охраны труда
- Лекция № 7. Миграционная политика. Проблемы внешней трудовой миграции
- I. Миграционные процессы: структура и направление миграционных потоков
- II. Проблемы и преимущества трудовой миграции
- III. Миграционная политика в Беларуси и России
- Лекция № 8. Политика в области социального страхования и пенсионного обеспечения
- I. Виды социальных рисков и направления социального страхования
- II. Социальное страхование как институт социальной защиты
- III. Виды пенсионных систем и направления их совершенствования
- IV. Перспективы и проблемы реформирования пенсионных систем в Беларуси и России
- II. Социальная защита женщин
- Лекция № 10. Социальная политика в области здравоохранения, физической культуры и спорта
- I. Цели и пути реформирования здравоохранения
- II. Политика в области физической культуры и спорта
- Лекция № 11. Социальная политика в области образования, науки и культуры
- I. Политика в сфере образования и науки
- II. Культурная политика
- Лекция № 12. Демографические и этнические аспекты социальной политики
- Лекция № 13 Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике Политика на макро- и микроуровнях
- Государственное регулирование доходов
- 1.2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы Основные этапы реформирования
- Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
- 1.3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы Основные элементы механизма
- Результативность политики доходов
- Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 14. Социальная инфраструктура общества как объект социальной политики
- Лекция № 15. Социальное партнерство. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- II. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- Задания для практического занятия и срсп
- 1.2. Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе
- Интересы основных групп населения и их требования к обществу
- 1. Заполнить таблицу №1, 2
- Основные направления социальной политики. Политика доходов населения.