45. Классификация валютных операций, порядок их ведения и управления рисками
В зависимости от качества, предоставленных коммерческим банком на рассмотрение документов для выдачи лицензии, технических условий, квалификации руководителей и исполнителей валютных операций, ЦБ России может разрешить банку проведение следующих валютных операций (всех или некоторых из них):
1. Открытие и ведение валютных счетов клиентов.
Зачисление валютных поступлений на счета резидентов и нерезидентов (включая транзитные) и списание сумм перечислений, предусмотренные действующим законодательством. При открытии валютного счета коммерческие банки учитывают: наличие у клиента квалифицированного финансового аппарата, подготовленного для осуществления валютных операций; законность источников поступления валютных ценностей; перспективы внешнеэкономической деятельности с точки зрения валютных поступлений. Также, банк по поручению владельцев валютных счетов принимает средства во вклады на различные сроки в зависимости от валюты вклада.
2. Неторговые операции.
Операции по перечислению валютных ценностей, не связанных с осуществлением расчетов за экспорт и импорт товаров и услуг. Покупка и продажа наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте. Выдача денежных аккредитивов. Организация работы и порядка проведения операций в обменных пунктах. Инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.
3. Установление корреспондентских отношений с иностранными банками.
а) Установление прямых корреспондентских отношений с иностранными банками.
Самостоятельное открытие банком счетов для международных расчетов с иностранными банками. Достижение договоренности о порядке и условиях ведения банковских операций по международным расчетам.
б) Работа через корреспондентские счета Центра расчетов ЦБ России или через корреспондентские счета уполномоченных банков.
Установление корреспондентских отношений и осуществление международных банковских операций с иностранными банками через корреспондентские счета Центра расчетов ЦБ России или уполномоченных банков.
4. Операции по международным торговым расчетам.
Операции по международным расчетам, связанным с экспортом и импортом товаров и услуг, согласно требованиям действующего законодательства, инструкций ЦБ России, унифицированных правил и традиций международной торговой палаты.
5. Операции по торговле иностранной валютой на внутреннем валютном рынке.
Купля и продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме за собственный счет или согласно поручения клиентов (брокерские услуги) на межбанковском и биржевом рынках.
6. Операции по привлечению и размещению валютных средств на внутреннем рынке (осуществляются с резидентами).
а) Пассивные операции - создание валютных резервов в иностранной валюте (прием депозитов в иностранной валюте, продажа за иностранную валюту ценных бумаг, эмитированных резидентами и номинированных в национальной валюте (включая собственные ценные бумаги банка), получение кредитов в иностранной валюте от других уполномоченных банков).
б) Активные операции - использование созданных валютных резервов (выдача кредитов в иностранной валюте, покупка за иностранную валюту ценных бумаг, номинированных в национальной валюте).
7. Операции по привлечению и размещению валютных средств на международных рынках (осуществляются с нерезидентами).
а) Пассивные операции - создание валютных резервов в иностранной валюте (прием депозитов в иностранной валюте (за исключением получения межбанковских кредитов в иностранной валюте).
б) Активные операции - использование созданных валютных резервов (выдача кредитов в иностранной валюте, покупка за иностранную валюту ценных бумаг, номинированных в национальной и иностранной валюте).
8. Валютные операции на международных денежных рынках.
Депозитные и конверсионные операции (в том числе и фьючерсные, если это не запрещено законодательством соответствующих стран), совершаемые с коммерческими банками и международными финансовыми организациями - нерезидентами.
С наличной иностранной валютой российские коммерческие банки могут производить следующие операции:
1. Покупка - продажа наличной иностранной валюты физическим лицам за российские рубли;
2. Прием и выдача наличной валюты со счетов физических лиц;
3. Выдача наличной валюты по банковским пластиковым карточкам;
4. Покупка за наличную иностранную валюту платежных документов в валюте;
5. выдача наличной валюты со счетов юридических лиц (только на командировочные расходы);
6. Покупка наличной иностранной валюты на межбанковском рынке (банкнотные сделки);
7. Зачисление наличной валюты на счета банков корреспондентов, и подкрепление собственных счетов в банках корреспондентах.
46.Источники и формы доходов коммерческого банка
Источниками доходов коммерческого банка являются различные виды бизнеса. К элементам банковского бизнеса можно отнести: ссудный бизнес, дисконт-бизнес, охранный бизнес, гарантийную деятельность банка, бизнес с ценными бумагами, бизнес, основанный на приеме вкладов и осуществлении операций по поручению вкладчиков, на корреспондентских отношениях с другими банками, на оказании нетрадиционных банковских услуг.
Ссудный бизнес включает два составных элемента - предоставление ссуд клиентам (юридическим и физическим лицам) и передача во временное пользование свободных ресурсов другим коммерческим банкам за процентное вознаграждение. Вторая часть ссудного бизнеса может иметь формy межбанковского кредита или срочного депозита в другом банке. Доход от ссудного бизнеса выступает в форме процента.
Дисконт-бизнес основан на операциях по покупке банком неоплаченных векселей, чеков и требований с определенной скидкой - дисконтом. Разновидностью дисконт-бизнеса являются факторинговые операции банка.
Охранный бизнес основан на трастовых (доверительных) и агентских услугах, которым соответствуют и банковские операции. Этот бизнес дает банку доход в форме комиссии за управление имуществом клиента (недвижимостью, ценными бумагами, средствами на счете) или за выполнение отдельных конкретных операций по поручению, связанных с этим имуществом. Например, на основе трастового договора банк берет на себя обязательство по размещению денежных средств клиента, обязуясь обеспечить последнему определенный уровень дохода.
Бизнес с ценными бумагами складывается из таких составных элементов, как выпуск самим банком ценных бумаг и реализация их на рынке, размещение ценных бумаг по поручению, вложения в ценные бумаги других элементов с целью получения постоянного дохода или для перепродажи, оказание услуг по приватизации.
Гарантийная деятельность банка дает доход в прямой денежной форме или связана с опосредованной выгодой. За выдачу в разных формах гарантий и поручительств своим клиентам для осуществления ими расчетов и получения кредита банк может получать комиссионное вознаграждение в денежной форме. Возможна и бесплатна гарантийная деятельность, когда клиент выгоден для банка с точки зрения поддержания имиджа, получения выгодных услуг и т.д.
Доход от нетрадиционных услуг банка складывается из дохода от лизинговых, информационных, консультационных услуг, услуг по обучению клиентов и др. Доход от лизинговых операций включает лизинговые платежи, процентные платежи и комиссию за услуги.
Таким образом, все виды доходов коммерческого банка по форме можно разделить на три группы: 1) процентный доход; 2) доход в форме комиссионного вознаграждения; 3) прочие виды (доходы от операций на рынке спекулятивного характера, разница между балансовой и рыночной ценой проданного имущества, переоценка ценных бумаг и других активов, полученные штрафы, пени, неустойки, дисконтный доход).
Процентный доход может сочетаться с комиссией. Например, при кредитных операциях банк может получать одновременно процентные платежи и комиссию.
Источники дохода делятся на стабильные и нестабильные. К относительно стабильным источникам дохода относят процентный доход и беспроцентный доход от банковских услуг, нестабильным - доходы от операций с ценными бумагами на вторичном рынке, от непредвиденных (неординарных) операций. В наших условиях многие банки могут включать в группу нестабильных источников доходы от валютных операций. Желательным направлением развития банка является рост доходов за счет стабильных источников, отсутствия значительного влияния нестабильных источников дохода на рост чистой прибыли.
47. Расходы банков и источники их уплаты.
Оценка затрат банка осуществляется по той же схеме, что и оценка его доходов. Валовые затраты банка можно разделить на % и не%.
Процентные затратысоставляют: начисленные и уплаченные % в руб.; начисленные и уплаченные % в валюте.
К непроцентным затратамотносят:
"операционные затраты: уплаченные комиссионные по услугам и корреспондентским отношениям;
затраты по операциям с ц.б.;
затраты по операциям на валютном рынке;
"затраты по обеспечению функционирования банка: затраты на удержание аппарата управления;
хозяйственные затраты;
др.затраты: штрафы, пени, неустойки уплаченные; % и комиссионные прошлых лет и т.д.
Более всего значительными статьями операционных затрат банка традиционно являются затраты:
по выплате % по текущим и срочным вкладам;
связанные с выплатой комиссионных др.банкам и др. фин.- кред. учреждением за предоставленные услуги;
по удержанию и эксплуатации домов и оборудование;
на з/п персонала;
на создание специальных резервов.
В последние года наблюдается рост удельного веса расходов на выплату % по вкладам клиентов. Это поясняется повышением уровня % ставок по депозитам в результате усиления конкурентной борьбы и увеличением удельного веса депозитных счетов в общей сумме привлеченных средств. Банки, которые выполняют международные расчетные операции, платят комиссионные банкам, которые выполняют поручение на осуществление операций (аккредитивных, инкассовых и др.). Но конечным плательщиком выступает клиент банка. Банк в полном объеме списывает из его счета уплаченную им комиссию.
Расходы банка на удержание и эксплуатацию домов и оборудование, оплату персонала и соц. пособия носят относительно постоянный характер. Их удельный вес в общей сумме расходов банка очень значительный.
Определенная часть средства банка расходуется на создание резервов. Др. расходы в счете прибылей и убытков банка показываются по статье "Др.операционные расходы". Это взносы, расходы на рекламу, инвентарь и материалы, на оплату услуг аудиторских фирм, судебные и транспортные затраты, а также некоторые виды налогов. Рост операционных расходов не только отбивает неблагоприятное состояние конъюнктуры рынка, на котором банк привлекает ресурсы, но и может свидетельствовать об ухудшение менеджмента.
Особое внимание заслуживает оценка 2 групп статей: расходы, связанные с обеспечением функционирования банка (в особенности хоз. административно-хоз.) и расходы, связанные с повышением рискованности банковской деятельности (создания обязательных и других страховых резервов). Одна из основных целей коммерческих банков - это получения прибыли, которая есть источником выплаты дивидендов акционерам (пайщикам), создания фондов банка, базой повышения благосостояния рабочих банка и т.д.
48.Банковский процент и факторы его определяющие
Банковский %-это плата за пользование кредитными ресурсами. Необходимость ссудного % явл. Объективной и объясняется такими обстоятельствами:
Используя кредитные ресурсы кредитор должен возместить предполагаемый риск и получение возможной прибыли.
Ссудный %- это основной источник дохода комерч. банков.
ссудный % способствует эффективному использованию кредитных ресурсов, как со стороны кредитора, так и со стороны заемщика.
Факторы влияющие на ссудный %:
А)внешние факторы:
соотношение спроса и предложения на кредитные ресурсы
ставка рефинансирования ЦБРФ
изменение курса нац. Валюты
система налогообложения
Б)внутренние факторы:
1. базовая %-я ставка
2. кредитоспособность заемщика
3. ликвидность залога
4. сумма и срок кредита
49.Процентная ставка: виды и методы определения.
Процентная ставка - Ставка по кредитам, включающая затраты на обслуживание кредита (банковские комиссии и др.).
Существует несколько видов % ставок:
декурсивная ставка - Норма доходности, исчисленная по отношению к начальной сумме кредита. Доход на % выплачивается в конце периода одновременно с выплатой суммы кредита.
антисипативная ставка - Норма доходности, определяемая по отношению к конечной сумме долга. Доход на % выплачивается в начале периода, в момент предоставления кредита.
действительная (эффективная) ставка - Реальная, эффективная ставка % в условиях его начисления за периоды меньше года. Ставка определяет ту норму доходности, которая соответствует получению дохода на процент 1 раз в год. Действительная годовая ставка процента рассчитывается по следующей формуле:
[(1 + n/m)n - 1] ,
где n - номинальная годовая ставка %, используемая при начислении процентов (т.е. % за период исчисляется исходя из этой ставки); m - число периодов начисления % в году.
ставка номинальная - %ставка, выраженная в валюте по текущему курсу без поправок на инфляцию. Определяет доход на % при наращивании его кратное число раз в год.
"сила роста" - Особый вид % ставки, используемый в теоретическом фин. анализе. Характеризует относительный прирост наращенной суммы в бесконечно малом промежутке времени. Этот вид % ставки может быть постоянным или изменяться во времени. Определяет тот же доход на % при предположении, что периоды наращивания дохода на % (число раз роста) стремятся к бесконечности.
плавающая - % ставка по средне- и долгосрочным кредитам, размер которой не фиксируется на весь срок кредита, а периодически пересматривается через согласованные кредитором и заемщиком промежутки времени. Время, в течение которого ставка остается на неизменном уровне (обычно 3-6 месяцев), называется % периодом. Плавающая % ставка складывается из базовой ставки и маржи, которая является предметом договоренности между заемщиком и кредитором и остается неизменной весь срок кредита.
Причина появления плавающей % ставки - высокие темпы инфляции и резкие колебания величины ссудного %. В данном случае весь % риск несет заемщик. Применяется также на мировом РЦБ и в практике ряда национальных рынков ссудного капитала, где часто называется изменяющейся ставкой.
От % ставки во многом зависит прибыль кредитора (заимодавца, вкладчика). В условиях инфляции % ставка увеличивается, так как включает в себя полностью или частично ожидаемый уровень инфляции.
50.Прибыль коммерческого банка. Управление прибылью и рентабельностью.
Прибыль коммерческого банка – это финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходов над расходами. Если этот результат имеет отрицательное значение, его называют убытком. Полученная прибыль является базой для увеличения и обновления основных фондов банка, прироста его собственного капитала, гарантирующего стабильность финансового положения и ликвидность баланса, обеспечения соответствующего уровня дивидендов, развитие повышения качества банковских услуг.
Разница между суммой валового дохода и суммой затрат, относимых в соответствии с действующем законодательством на расходы банка, называется балансовой или валовой прибылью, если эта разница имеет отрицательное значение ее называют убытком.
Валовая прибыль банка подразделяется на:
Операционную прибыль, равную разнице между суммой операционных доходов и расходов.
Процентную прибыль – превышение полученных банком процентных доходов над процентными расходами.
Комиссионную прибыль – превышение комиссионных доходов над комиссионными расходами.
Прибыль от операций на финансовых рынках – разница между доходами и расходами от этих операций.
Прочую прибыль – разница между прочими доходами и прочими расходами.
2.Прибыль от побочной деятельности – доходы от побочной деятельности за вычетом затрат на ее осуществление.
3.Прочую прибыль – разница между прочими доходами и прочими расходами.
Наибольшую долю в составе прибыли составляет операционная прибыль, а в ней – процентная прибыль.
Балансовая прибыль отражает лишь промежуточный финансовый результат деятельности банка в отчетном периоде. Конечным финансовым результатом является чистая прибыль коммерческого банка, предоставляющая собой остаток доходов банка после покрытия всех расходов, в том числе и непредвиденных, формирование резерва, уплаты налогов из прибыли. Действующими правилами ведения бухгалтерского отчета в кредитных организациях предусмотрен следующий порядок расчета чистой прибыли.
Чистые процентные и аналогичные доходы = проценты полученные и аналогичные доходы – проценты уплаченные и аналогичные расходы.
Чистые комиссионные доходы = комиссионные доходы – комиссионные расходы.
Текущие доходы = Чистые процентные и аналогичные доходы + Чистый комиссионный доход + Прочие операционные доходы.
Чистые текущие доходы до формирования резерва и без учета непредвиденных расходов = текущие доходы – прочие операционные доходы.
Чистые текущие доходы без учета непредвиденных расходов = Чистые текущие доходы до формирования резерва и без учета непредвиденных расходов – изменение величены резервов.
Чистый доход до выплаты налога на прибыль = Чистые текущие доходы без учета непредвиденных расходов + непредвиденные доходы – непредвиденные расходы.
Чистая прибыль отчетного года = Чистый доход до выплаты налога на прибыль – налог на прибыль – отсроченный налог на прибыль – непредвиденные расходы после налогообложения.
Чистую прибыль банка за вычетом дивидендов выплаченных акционерам банка, называют капитализируемой прибылью.
Полученная банком прибыль распределяется по следующем направлениям.
Уплата налогов в бюджет.
Выплата дивидендов акционерам.
Капитализация прибыли.
В последние годы большинство Российских банков основную часть прибыли, остающуюся в их распоряжении, направляют на капитализацию.
Прибыль коммерческого банка является внутренним источником его развития. Поэтому управление прибылью – важная составная часть банковского управления, цель которой заключается в максимизации прибыли при доступном уровне рисков и обеспечении ликвидности баланса. Элементы управления системы прибылью. Управление прибылью банка осуществляется через систему элементов управления, тесно связанных между собой.
Можно выделить следующие основные блоки управления прибылью коммерческого банка:
Определение подразделении банка, участвующих в процессе управления прибылью.
Планирование доходов, расходов и прибыли банка.
Применение способов оценки уровня прибыльности банковской деятельности.
Определение методов текущего регулирование прибыли.
Управление прибылью коммерческого банка осуществляется на различных уровнях: на уровне банка в целом и на уровне отдельных направлений деятельности банка, конкретных банковских продуктах, отдельных рабочих мест, взаимоотношений с клиентом. Содержание отдельных элементов управления рентабельностью кредитной организации имеет свою специфику применительно к перечисленным уровням.
В управлении прибылью банка принимает участие различные его подразделения: руководящие органы, департаменты, управление, отделы.
К их числу относятся:
Во первых функциональные подразделения , то есть управления и отделы, прямо участвующие в проведении активных и пассивных операций банка, например управление ссудных операций, ценных бумаг, депозитных операций, операционное управление. В их функции по управлению прибылью входит оценка и анализ рентабельности создаваемых продуктов, контроль за рентабельностью отдельных сделок, предоставление информации в сводные аналитические управления для оценки рентабельности банка в целом. Контрольные формы участия функциональных подразделений в управлении прибылью банка определяется Правлением банка.
Во вторых, к их числу подразделений кредитной организации и участвующих в управлении прибылью, относиться казначейство или другое сводное управление. В его функции входят составление плана доходов и расходов банка как составной части бизнес-плана, анализ и оценка уровня прибыли банка в целом и рентабельности отдельных направлений деятельности банка, разработка рекомендаций о величине достаточной процентной моржи, процентных ставок по активным и пассивным операциям банка, в структуре работающих активов и ресурсов. Конкретные функции казначейства во многом зависит от структуры кредитной организации и определяются Правлением банка.
Третьим подразделением банка, участвующим в управлении прибылью, является бухгалтерия, которая обеспечивает аналитические службы казначейства и функциональных подразделений необходимой информацией.
В качестве четвертого подразделения следует выделить службу внутреннего контроля в функции которой входит контроль за правильностью формирования и использования прибыли. Основные направления этого контроля включают следующее:
Проверка соблюдения нормативных требований Центрального Банка Российской Федерации в отношении организации аналитического и синтетического учета доходов, расходов, формирования и использования прибыли.
Проверка соблюдения требований Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по расчету налогооблагаемой базы.
Проверка правильности применяемых ставок налога и сроков его перечисления.
Проверка льгот, используемых банком при исчислении налогов.
Проверка использования прибыли.
Планирование доходов, расходов и прибыли банка в качестве элемента управления рентабельностью банка на макроуровне включает следующие направления: составление планового баланса дохода и расходов банка в рамках бизнес-плана, планирование на его основе достаточно процентной моржи, составление сметы доходов и расходов банка, прогнозный расчет нормы прибыли на активы и собственный капитал, планирование распределение прибыли.
51.Ликвидность коммерческого банка и факторы ее определяющие. Нормативы ликвидности.
Под ликвидностью понимается способность банков своевременно погашать свои обязательства в денежной форме с учетом не только кредитных, но и кассовых возможностей коммерческих банков.
Банковская ликвидность зависит, во-первых, от характера, величины и структуры депозитов, во-вторых, от возможности банка срочно получить заем на кредитном рынке, в-третьих, от соответствия структуры активов (кредитных вложений) по сроку и характеру структуры пассивов (ресурсов), поскольку, например, повышение удельного веса государственных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) в активах банка в условиях постоянного бюджетного дефицита значительно ослабляет ликвидность банковской системы, в-четвертых, от экономической конъюнктуры, так как, например, застой в экономике побуждает клиентов изымать свои вклады из банков, что не только ухудшает их ликвидность, но и становится часто причиной краха банков, в-пятых, от нарушения оборота наличных денег, вызванных устойчивыми диспропорциями в экономике, в-шестых, от роста денежных резервов банка, поскольку максимальной ликвидностью обладает тот банк, сумма депозитов которого превышает объем представленных кредитов (в этом случае уменьшается прибыль банка).
Ликвидность коммерческих банков регулируется в основном путем рефинансирования (воздействие на спрос и предложение заемных средств) и влияния на их кредитоспособность (воздействие на предложение кредитов). Изменение ликвидности банков выступает стержнем денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком.
В соответствии с Инструкцией № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" устанавливаются следующие обязательные нормативы ликвидности:
1. Норматив текущей ликвидности (Н2) - характеризует степень покрытия ликвидными активами обязательств кредитной организации до востребования и на срок до 30 дней:
Н2=Лат/Овт*100%
ЛАт - ликвидные активы - наличность и быстрореализуемые активы (денежные средства в кассе, в пути, прочие денежные средства, драгоценные металлы, иностранная валюта, средства на счетах "ностро" в иностранных банках стран - членов ОЭСР, остатки денежных средств на корсчете в Центральном Банке, вложения в государственные ценные бумаги, суммы краткосрочных ссуд (срок погашения которых наступает в ближайшие 30 дней) и аналогичных платежей в пользу банка.
0Вт - обязательства до востребования и на срок до 30 дней .
2. Норматив мгновенной ликвидности (НЗ) представляет собой отношение суммы высоколиквидных активов кредитной организации к сумме обязательств кредитной организации по счетам до востребования:
Н3=Лам/Овм*100%
ЛАм - высоколиквидные активы - денежные средства в кассе, в пути, прочие денежные средства, драгоценные металлы, иностранная валюта, средства на счетах "ностро" в иностранных банках стран - членов ОЭСР;
остатки денежных средств на корсчете в Центральном Банке, вложения в государственные ценные бумаги.
ОВм - обязательства до востребования - в расчет включаются 20 % от остатков средств по счетам до востребования (остаткам средств на расчетных и текущих счетах клиентов банка, остаткам средств местных бюджетов и на счетах бюджетных учреждений и организаций, остаткам средств на счетах "лоро", вкладам и депозитам до востребования и выпущенным банком собственным векселям до востребования).
3. Норматив долгосрочной ликвидности (Н4) представляет собой отношение выданных кредитной организации кредитов сроком погашения свыше года к капиталу кредитной организации, а также к обязательствам кредитной организации по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам на срок свыше года:
Н4=Крд/К+ОД*100%
Крд - кредиты, выданные банком, в рублях и иностранной валюте, с оставшимся сроком до погашения свыше года, а также 50 % гарантий и поручительств, выданных банком сроком действия свыше года (часть внебалансового сч. 9925);
ОД - обязательства банка по депозитным счетам, кредитам, полученным банком, и обращающиеся на рынке долговые обязательства сроком погашения свыше года (в рублях и иностранной валюте);
К - собственные средства (капитал) банка.
Максимально допустимое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120 %.
4. Соотношение ликвидных активов и суммарных активов кредитной организации (Н5).
Н5=Лат/А*100%
А - общая сумма всех активов по балансу банка за минусом дебетовых остатков балансовых счетов.
52.Управление ликвидностью и её оценка в КБ.
В управлении состоянием ликвидности можно выделить два крайних направления. Одно из них – политика пристального контроля за резервами. Она сводится к тому чтобы не допустить наличия в банке средств, не приносящих доходы, т.е. фактически любого избытка средств относительно потребностей в них. Другая противоположность – политика постоянного поддержания резервов на уровне, достаточном для удовлетворения требований о нормах обязательных резервов и в пиковые периоды роста депозитов. Большинство банков придерживается некоторой середины. Все крупные банки находят выгодным строго контролировать наличные средства, и мелкие банки все больше осознают тот вклад, который может внести умелое управление кассой в обеспечение общей прибыльности операций.
Первой задачей планирования потребностей в ликвидных средствах является управление наличными деньгами, т.е. поддержание уровня обязательных резервов и обеспечение запаса банкнот и монет, достаточного для удовлетворения потребностей клиентов. Учитывая, что сумма денег в кассе банка в течение его рабочих часов постоянно меняется по мере притока и отлива денег в результате многочисленных сделок, эта задача столь же трудна, как и важна. Касса не приносит дохода, следовательно, задачей руководства банка будет поддержание кассы на минимально допустимом уровне.
Управление наличностью предполагает выполнение банком множества расчетов и составление отчетов для Национального банка, в том числе ежедневный отчет “Наличие денежных средств в кассе” .
теория управления ликвидностью появилась и развивалась практически одновременно с организацией и развитием коммерческих банков. Первоначально вопрос о банковской ликвидности имел два теоретических подхода. Первый подход был основан на том, что структура активов банка по срокам должна точно соответствовать структуре его пассивов, а это практически исключало возможность проведения коммерческими банками активной политики управления своей ликвидностью. На данной теоретической основе было выработано так называемое золотое банковское правило, состоящее в том, что величина и сроки финансовых требований банка должны соответствовать размерам и срокам его обязательств.
Второй подход базировался на реальном несоответствии структур активов и пассивов баланса, поскольку ни один даже самый мощный коммерческий банк не застрахован от последствий финансово-кредитных явлений, постоянно происходящих в социально-экономических системах: экономических кризисов, банкротств, неплатежей по ссудам, конъюнктуры спроса и предложений на рынках ссудных капиталов денежных средств, ценных бумаг и других проявлений несбалансированности рыночных отношений. Такие явления наиболее характерны для стран, осуществляющих переход от планово-централизованной к рыночной экономике.
В процессе эволюционных преобразований социально-экономических систем, усложнения и совершенствования мировой практики банковского дела второй подход к вопросу ликвидности коммерческих банков получил дальнейшее развитие по двум основным направлениям: теории управления активами и теории управления пассивами коммерческих банков.
53. Банковские риски: сущность, виды и классификация.
Риск – вероятность наступления события с негативн последствиями; опасность возникн-ия непредвид-х потерь, убытков, недополучение дохода
Виды: политич, экономич, экологические.
Банк. риски (относ к эк рискам) – опасность недополучения П, вытекающая из специфики операций, осущ-ая ком банками
Функционир-е банка – стремление к получ max дохода сопряжено с многочисленными рисками.
Осн классиф банк рисков явл Эл-ты:
состав клиентов банка. Заемщики по мелким кредитам больше зависят от случайной рыночн конъюнктуры, в то же время крупн кредит, выданный 1-му или неск заемщикам может явиться причиной банкротства банка. Больш значение для данного риска играет правильный выбор клиентов банка с учетом их платежеспособности
методы оценки риска:
м-д экспертных оценок строится на базе изучения оценок, сделанных экспертами банка и вкл составление обобщенных рейтинговых оценок или фин показателей, соблюдение нормативов.
аналитический м-д предполаг-ет анализ ден риска с установлением оптимального уровня риска для кажд вида банк операций и их совокупности: частный м-д - опред-е размера потерь по отдельно взятой операции; комплексный - основ-ся на совокупн оценке риска по банку в целом.
3. распред-е риска во времени. Банк операции подвержены прошлому и текущему риску. С текущим риском связ опер по выдаче гарантий, акцепту переводных векселей, в то же вр возможность оплаты по векселю через опред время, подвергает эти операции и будущему риску.
4. min-ция банк рисков (БР):
открытые Р – не подлежат регулир-нию
закрытые Р – регулир-ся банком.
седня осн метод min-ции БР явл-ся соблюдение банком эк нормативов ликвидности.
Кредитн риск – риск непогашения осн долгов (ссуды) и % по выданной ссуде. повышается по мере возрастания кредита и удлинения срока кредитования.
осн виды кредитного риска (КР):
риск неправ оценки фин состояния заемщика
риск потери контроля за состоянием кредитоспособности заемщика в период действия кред договора. Степень КР зависит от организации кред процесса в ком банке.
Этапы кред процесса:
а) подача заявления в банк на получ-е кред. Кред рынок требует от заемщика док-ты, необх составить опись принятых док-тов, ксерокопия док-тов, кот возвращ-ся заемщику
б) оценка кредитоспособности заемщика. В заруб банках – споринг (?)- бальная сист
в) выдача кредита
г) кредитный мониторинг – сопровожд-е кред договора.
разраб четкой процедуры рассмотр кредитн заявки и прин-е решения о выдаче кредита, налич залогового обеспеч-ия, Ур-нь инфы о клиенте в значит мере риск кред сделок. Осн методы защиты от КР явл-ся анализ деловой репутации и его кред история.
валютн риск – опасность потерь в рез-те изменения валютн курса при проведении внеш-торг операций. Неустойчивость валютн курса заставляет банки прим-ть различн методы регулир-ия ВР по кажд отдель операции.
Риски по ц.б. – риски дох-ти прямых фин потерь, возникающих в операциях с ц.б.
седня, ЦБ уделяет большое влияние проблеме банк рисков и управлению ими: указание оперативного хар-ра «О типичн банк рисках» 2004 год. Док-том, регулирующим управление кред риском явл положение ЦБ от2004 г «О порядке формирования кредитн органами резервов на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности» Инструкция ЦБ № 110
54. Методы оценки и управления банковскими рисками.
Кредитный риск. Критерии оценки и методы регулирования.
Кредитный риск- существующий для кредитора риск неуплаты заемщиком осн. долга и % по нему. Способы Управления риском (его минимизация):
— путем диверсификации портфеля ссуд и инвестиций банка;
— путем предварит. анализа кредитосп-ти, т.е. возможности заемщика погасить кредит;
— путем оценки ст-ти выдаваемых кредитов и контроля за кредитами, выданными ранее.
1) Диверсификация кред. рискапредполагает рассредоточение имеющихся у банков возможностей по кредитованию и инвестированию в цб. Кредитный риск возрастает по мере увеличения общего V кредитования и степени концентрации кредитов среди огранич. числа заемщиков. Поэтому банки предпоч. при постоян. объеме кред. вложений предоставлять кредиты на более мелкие суммы большему числу независ. др. от друга клиентов. Производится распределение кредитов и ц.б.по срокам(регулирование доли кратко-, средне- и долгоср. вложений в зависимости от ожидаемого изменения конъюнктуры);по назначению кредитов(сезонные, на строительство и т.д.);по виду обеспечения(под различные виды активов);по способу установления ставкиза кредит (фиксированная или переменная);по отраслям, странам ит.д.
В целях диверсификации осуществляется рационирование кредита — банки устан. плавающие лимиты кредитования или кред. потолки для заемщиков, сверх кот. кредиты не пред-ся вне завис. от уровня % ставки.
2) Анализ кредитоспособности- расчет показателей, хар-щих рискованность фин. положения предполаг. заёмщика, и их анализ. Это показатели платежеспособности:
— коэффициент абсолютной ликвидностипоказывает в какой степени краткосрочные обязательсвтва могут быть погашены за счет высоколиквидных активов = (Денежные средства + краткосрочные фин.вложения) / краткосрочные обяз-ва. (Норма= 0,2—0,25);
— промежуточный коэффициент покрытияпоказывает, сможет ли предприятие в установленные сроки рассчитываться по своим краткосрочным обязятельствам = (ден.ср-ва + краткоср.фин.вложения + дебит, задолж-ть) / краткоср. обяз-ва (0,7—0,8);
— общий коэффициент покрытия показывает, достаточно ли ликвидных активов для погашения краткосрочных обязательств — отличие от предыдущего коэффициента в том, что в числитель ещё добавлены запасы и затраты. (1—2,5).
— коэфф. Фин. независимости= собственные средства / итог баланса. Кроме того, банку необходимо производить оценку будущих поступлений, чистой выручки, за счёт которых будет погашаться кредит, на основании расчета коэффициента чистой выручки. Рассчитываются также показатели финансовой устойчивости предприятия:
— коэф. соотношения заемных и оборотных средств;
коэф. оборачиваемости оборотных средств(выручка от реализ. / сред. стоимость оборотных средств) и т.д.
Анализ кредитного риска может производиться на основании изучения 5 факторов:
— характера (дееспособности) заемщика: его репутации, готовности погасить долг. Характер определяется на основе данных о погашении кредитов в прошлом и экспертных оценок;
— возможностей заемщика погасить долг (важным здесь—расчет его прибыли после уплаты налогов, а также оценка возможностей реализации активов и привлечения другого источника кредитования);
— капитала (собственного капитала—нетто) заёмщика;
— экон. конъюнктуры и степени зависимости от нее заемщика (рассм. наихудшая ситуация с т.зр. возможностей погасить долг).
В ряде случаев (прежде всего при принятии решения о предоставлении потребительского кредита, когда потенциальный заемщик не может представить своего баланса для анализа) при оценке риска банк может использовать модели балльной оценки кредита. В этом случае заемщику предлагается заполнить специальные стандартизированныеанкеты. Баллы начисляются в зависимости от возраста, пола, семейного положения, месячного дохода, оседлости, занятости в конкретной отрасли и срока работы на конкретном месте, наличия сберегательного счета в банке, недвижимости, страхового полиса и т.д. Для принятия положительного решения необходимо, чтобы итоговая сумма баллов превысила определенный уровень.
На основании данных анализа кредитоспос-ти осущ-ся классиф-я заемщиков, устан. рейтинги кредитоспос-ти, опред-ся объемы кред-ния, размер и способы фиксации % ставок, сроки погаш. кред-в, требования к их обеспечению и т.д. При этом банк руков-ся тем, что чем выше его риск, тем больше д.б. прибыль банка и тем более детализирован должен быть кредитный договор.
Ставки по кредиту должны компенсировать банку стоимость предоставл-х на срок средств, риск изменения ст-ти обеспечения и риск неисполнения заемщиком обязательств.
В процессе текущего контроля за предоставленной ссудой банком обычно оцениваются:
— достаточность капитала заемщика;
— качество его активов;
— качество управления и контроля на предприятии;
— ликвидность;
— доходность.
В зависимости от этих показателей и степени кредитного риска банка выявляются пять категорий ссуд:
1) обычный кредит—который будет погашен в соответствии с графиком, риск по которому для банка находится в допустимых пределах;
2) кредит, имеющий некоторые особенности (например, неполнота документации), т.е. вызывающий некоторые сомнения;
3) кредит, риск по которому выше обычного, но вероятность неисполнения заемщиком своих обязательств не превышает 20%;
4) сомнительный—вероятность убытков банка равна примерно 50%;
5) явно убыточный, когда погашение кредита маловероятно.
При ухудшении кредитосп-ти заемщика, банк может потребовать изменения условий кред. дог-ра или защиты своих интересов (повышения ставки за кредит, уплаты штрафов и пени, пересмотра графика погашения кредита и т.д.) или срочного погашения кредита.
Правильность оценок и принимаемых банком решений зависит от опыта и знания его персонала.
Банковские риски-шансы. ГЭПы и методы их управления.
Банки сталкиваются с тремя основными рисками: 1)кредитным риском; 2)риском ликвидности; 3)процентным риском (суть в игре поцентных ставок). Различные риски взаимосвязаны: высокий % риск может спровоцировать высокий кредитный риск и риск ликвидности. Наиболее значимый механизм управления активами является управление ГЭПом.
ГЭП — это разность между величиной активов и пассивов, чувствительных к изменению ставки % и предназначенных для переоценке или погашению к определенному фиксированному сроку. Он позволяет банку без изменения величины и структуры активов и пассивов двигаться в сторону увеличения доходов: чем больше активы банка, тем больше ГЭП. К чувствительным активам относятся: выданные кредиты, гос ц.б., доходы будущих периодов итд; к нечувствительным – средства, находящиеся в кассовых расчетах, здания, сооружения, хозяйств. инвентарь итд. Чувствительные пассивы: привлеченные кредиты, вклады и остатки на счетах физ. и юр. лиц. Нечувствительные пассивы – уставный, резервный фонды, фонд развития. Управление ГЭПом можно определить как управление обусловленными уровнями активов и пассивов, чувствительных к изменению %‑ставки, в портфеле банка, или как стратегию максимизации процентной маржи в течение цикла изменения %‑ставки.
Денежный ГЭП = АЧ (чувствительные к изменению %‑ставки активы) — ПЧ
Процентный ГЭП (чувствительность ГЭПа) = АЧ/ПЧ.
Возможные варианты положения ГЭПа:
1. Нулевой ГЭП:АЧ — ПЧ = 0 или АЧ/ПЧ = 1.Это оптимальный вариант, позволяющий устранить %‑риск: при повышении процента обеспечивает ожидаемый рост прибыли, а при понижении % сглаживает снижение V прибыли.
2. Положительный ГЭП:АЧ — ПЧ > 0 или АЧ/ПЧ > 1. Оптимальный вариант при росте % — обеспечивает переоценку активов раньше пассивов.
2. Отрицательный ГЭП:АЧ — ПЧ < 0 или АЧ/ПЧ < 1. Оптимальный вариант при снижении % — обеспечивает переоценку пассивов раньше переоценки активов, снижает %‑риск.
Стратегии управления ГЭПом:
1. Поддерживать диверсифицированный по ставкам, срокам, направлениям вложений портфель активов;
2. Разрабатывать специальные планы операций для каждой категории активов и пассивов и для каждого периода делового цикла, т.е. решить, что делать с разными активами и пассивами при определённом уровне %‑ставок и изменении трендов движения ставок;
3. Не связывать каждое изменение направления движения %‑ставок рынка с началом нового цикла %‑ставок, поскольку оно может быть связано со структурными сдвигами в макроэкономике или с изменениями денежно-кредитной политики ЦБ.
55. Основы банковского менеджмента
Банковский менеджмент. Сущность и перспективы развития в РФ.
Банков. менедж-т рассм. проблемы организации и управления банком и его персоналом, обеспечивает эффек. работу банка наиболее рацион. путями. Мен-т связан с субъектом управления - банком, центр. фигура - управляющий который как квалиф. работник способен организовать четкую работу всего коллектива.
Б. менеджмент имеет свои особенности. Они во многом определяются тем, что банк используя заем. рес-сы других хоз. субъектов и должен ими распорядиться так, чтобы они приносили доход как самому банку так и его клиентам. Банк явл. партнером многих обслуживаемых им п\п и орг-ций, поэтому особенно важно доверие м\д ними. Необходимо учитывать выгодность отношений и в оптим. мере использовать мнение людей при принятии реш-й.
Направления менеджмента определяются с учетом основных задач. Необх. четкая постановка аналит. работы, позволяющая выявить спрос и предлож-е на банков. услуги в регионе, оценить значение кредитов в развитии хоз-ва.
Нужно правильно использовать соб. кап-л и управлять им так, чтобы получать высокие дивиденды и удовл. соц. потребности коллектива, управлять рентабельностью банка, систематизировать доходы и расходы, сокращать издержки, оценивать мен-т банка можно по:
- количественным показателям (размер капитала количество клиентов и пр.);
- качественным показателям: достаточность капитала, качество капитала, доходы и ликвидность, скорость совершения банковских операций, комплексность услуг, адекватность принимаемых рисков;
- оценка персонала: состав и компетентность администрации, адекватность следования и выполнения основных положений внутренней политики, выполнение регулятивных нормативов и требований законов;
- социальные показатели: соответствие квалификации ответственности и вознагражденийсоц. климат в коллективе, степень решаемости соц. вопросов, партнерские отношения.
Финансовые сферы банковского менеджмента. Комплексное управление пассивами и активами банка.
Финансовые сферы банк. мен-та: 1. Банковская политика 2. Управление пассивами 3. Управление активами 4. Управление ликвидностью 5. Управление прибылью.1) Банковская политика (БП)Наличие банк. пол. позволяет КБ не слепо следовать за имеющейся экономической коньюнктурой а формировать адекватную реакцию, позволяющую макс. использовать (+) моменты и нейтрализовать (-)Осн. вопросы на к-ые должна отвечать БП:- зачем (во имя чего) должны осущ-ся те или иные действия; - какие именно действия должны быть произведены; - какие именно структурные подразделения, конкретные сотрудники должны выполнять конкретные операции; - по каким схемам и сценариям должны осущ-ся операции.Структура банк. политики: кредитная политика, депозитная политика, ценовая, инвестиционная, политика рисков, политика диверсификации и т.д.2) Управление пассивами. Задачи банка в управлении пассивами: 1) не допускать привлечение ресурсов, не приносящих дохода. 2) Привлекать кредитные ресурсы в количестве и по качеству достаточные для проведения акт. операций. 3) Изыскивать и привлекать легкодоступные ресурсы 4) Проводить анализ «сомнительных» по происхождению ресурсов и желательно не привлекать их в банк - это может привести к падению имиджа банка, втягиванию его в криминальные сферы, риск операций и вызвать отток клиентов.Управление пас. проводиться в двух направлениях: - управление качеством конкретного банк. продукта, - управление портфелем банковских продуктов.3) Управление активами: 1) обеспечение доходности 2) поддержание ликвидности 3) обеспечение возвратности вложенных ср-в 4) сохранность актива (нейтрализация возможных потерь из-за чрезмерного риска клиентов или вследствие изменений условий рынка) 5) освоение новых тер-рий, отраслей, социальных слоев. 6) формирование комплекса банковских услуг.4) Управление ликвидностью- включает в себя совокупность действий и методов по управлению А и П. Поддержание ликвидности и есть управление ликвидностью. 5) Комплексное управление А и П. Согласование А и П по ряду основных показателей: - по срокам, - по стоимости, - по чувствительности % ставок и изменениям окружающей среды (управляется % риск), - по образованию резервов против рисков (кредитный риск и риск ликвидности), - по предпринимательским сферам, социальным слоям, территориям.
56.Банковский маркетинг: сущность, приемы, стратегия
Банковский маркетинг и его особенности. Специфика банковского продукта и условий его продвижения на рынок.
Банков. марк-г - это поиск использования банком наиболее выгодных рынков банков. продуктов с учётом реальных потребностей клиентуры.
Главная задача маркетинга состоит в ориентации производителя на нужды конкретных потребителей.
Банковский маркетинг - это фин. деят-ть, в рез. кот. денежный поток и виды услуг направлены от производителя к потребителю, иначе - это деятельность по привлечению ден. рес-в для конкретных субъектов хоз-ния в нужном месте, в необходимое время, по сбалансированной цене. В условиях создания рыночной эк-ки, когда деятельность банка становится многосторонней, необходимо учитывать спрос на различные банков. услуги (выполнение банком необх. действий в интересах клиента). Такие услуги становятся платными, что превращает банк в торгующую организацию. Это не только традиционные услуги по кредитованию, безналичным счетам, выдаче налич. денег, но и такие как факторинг., лизин., траст., консультационные, информац. и пр. Используются различные способы привлечения клиентуры и развития услуг. По способу общения с клиентурой банков. марк-г делится на: 1) Активный маркетинг проявляется в широкой рекламе, использовании ср-в связи и коммуникаций для популяризации банков. деят-ти (телемаркетинг, проведение конференций, опрос широких групп нас-я). Важно при этом чтобы работники банка были заинтересованы в развитии таких услуг (материальная заинтересованность). 2) Пассивный мпркетинг - публикации в прессе inf о положении банка, выгодах от определенных его услуг и т.д.
В Б. маркеимнге используются рыночная и реальная цена ресурсов. (Реальная цена учитывает тот факт, что банки часть своих ресурсов должны зачислять в резервный фонд ЦБ и поэтому она представляет собой рыночную цену, скорректированную на норму обязательных резервов).
Б. М. РЕШАЕТ СЛЕД. ЗАДАЧИ:
1. Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг;
2. Выбор конкретных рынков и установление нужд заказчика;
3. Установление долго- и краткосрочных целей для развития новых видов услуг;
4. Внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения.
Для изучения рынков банковских услуг и потенциальных их потребителей банки используют такие приемы, как 1) Типологизация предполагает выявление групп потребителей на основе социально-экономических и демографических факторов. 2) Сегментация предполагает деление рынка на отдельные участки, которые характеризуются спецификой спроса и предложения.
Сегментацию рынка банки могут производить по двум принципам :
- по продуктовому (рынок кредитных, операционных, инвестиционных, траст-услуг)
- по клиентскому (владельцы недвижимости, корпорации, правительственный рынок, клиенты траст-отделов)
Выделяют несколько признаков, по которым можно проводить сегментацию :
- географическая;
- демографичесая сегментация (социальный, профессиональный и возрастной состав населения);
- психологический (поведенческий);
- геодемографический (соединяет демографический и географический).
Цели банковского маркетинга - выявление внутренних резервов и потенциала банка. Факторы, влияющие на цели: требования акционеров и пайщиков, внутренние ресурсы банка, общая культура банка.
Стратегия маркетинга - это выбор наилучших путей достижения целей банка ср-ми марк-га. В банке, существует иерархическая структура целей:
- перспект. цели банка (максимизация прибыли, выживание и пр.);
- среднеср. цели (увеличение рыночной доли рост дохода в расчете
на акцию, расширение клиентуры);
- краткоср. цели (дох-сть Ак-в кап-ла инвестиций повышение квалификации персонала).
- 1. Кредитная система рф и ее структура. Банковская система рф. Основные направления
- 2. Центральный банк России (цбр), его цели, функции и операции.
- 3. Денежно-кредитная политика цбр.
- 8. Понятие коммерческого банка (кб). Принципы деятельности коммерческого банка и его основные функции.
- 9 .Порядок создания и ликвидации банков. Лицензирование банковской деятельности.
- 10. Сущность и формы пассивных операций коммерческих банков.
- 11. Характеристика ресурсов кб: источники, состав и структура ресурсов.
- 12. Собственный капитал, его функции и структура. Достаточность капитала банка и его оценка.
- 13. Порядок формирования и увеличения уставного капитала коммерческого банка.
- 14. Характеристика денежных фондов, формируемых банком.
- 15. Привлеченные средства кб: их структура и характеристика.
- 2). Ср-ва от размещения ц.Б. Банка
- 1). Депозиты
- 2).Другие привлеченные средства
- 16. Депозитная политика банков. Виды депозитов (см. 15).
- 18. Заемные средства кб: виды и характеристика.
- 19.Межбанковские кредиты: необходимость и способы привлечения.
- 20.Кредиты Банка России.
- 21. Активные операции коммерческих банков
- 22.Активы коммерческого банка. Структура активов и тенденции их изменения. Оценка качества активов.
- 27. Формы обеспечения возвратности кредита.
- 28. Характеристика залогового механизма.
- 29. Содержание и порядок оформления договоров залога, поручительства и гарантии.
- 1. Расчеты платёжными поручениями
- 2. Расчеты по аккредитивам
- 3. Расчеты чеками
- 4. Расчеты по инкассо
- 5. Расчеты платёжными требованиями
- Виды расчетных схем
- 4. Процедура первичной эмиссии ценных бумаг включает следующие
- Классификация видов банковского факторинга
- 43. Операции коммерческих банков с пластиковыми картами
- 44. Валютные операции коммерческих банков
- 45. Классификация валютных операций, порядок их ведения и управления рисками