II. Политика в области физической культуры и спорта
Физическая культура– составная часть общей культуры, область социальной деятельности, направленной на достижение физического развития человека.Спорт – специфическая социально организованная форма сопоставления физических и интеллектуальных способностей и подготовленности отдельного человека или команды посредством участия в спортивных соревнованиях.
Развитие физической культуры и спорта в любой стране преследует решение трех основных задач:
Создание предпосылок сохранения здоровья нации за счет привлечения к массовой физической культуре детей.
Решение этой задачи финансируется из государственного бюджета и обеспечивается включением соответствующих разделов в государственные образовательные стандарты, доступом населении к получению бесплатных услуг этой отрасли вне зависимости от уровня доходов и материального благополучия;
Развитие профессионального спорта, успехи в котором повышают международный престиж страны.
Решение данной задачи финансируется из государственного бюджета, за счет которого содержатся национальные спортивные структуры и центры, а также из негосударственных источников (средства юридических лиц), выступающих, как правило, в качестве спонсоров национальных команд по конкретным видам спорта;
Формирование физической культуры и спорта как совокупности юридических лиц – центров прибыли, налоговые платежи которых обеспечивают определенную долю доходов государственного бюджета.
Решение этой задачи обеспечивается созданием государством внешней среды (правил регистрации, ставок налоговых платежей и т.п.) для функционирования субъектов хозяйственной деятельности, специализирующихся на оказании платных услуг населению в области физической культуры и спорта. Перспективы развития коммерческих физкультурно-спортивных организаций зависят, прежде всего, от величины платежеспособного спроса населения, что в свою очередь определяется уровнем и динамикой социально-экономического развития страны.
Развитие физической культуры и спорта, оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения и развитие спортивных достижений является важной составной частью социально-экономической политики Союзного государства.
Политика в области физической культуры и спорта предусматривает:
- создание условий, способствующих развитию массовой физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, а также достойному выступлению белорусских и российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях;
- формирование понимания у людей необходимости занятий физической культурой и спортом, создание мотиваций и установок на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработка умения и навыков здорового образа жизни, осознание каждым человеком собственной ответственности за свое здоровье.
К числу главных направлений реализации этой политики относится создание единой нормативной правовой базы развития физической культуры и спорта.
Законодательством должно быть предусмотрено создание благоприятных условий, в первую очередь, для:
- организаций, реализующих программы, направленные на развитие физической культуры и спорта среди детей, в том числе сирот, инвалидов, и способствующие формированию здорового образа жизни;
- спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборных команд Беларуси и России к участию в Олимпийских, Паралимпийских играх, других крупнейших международных соревнованиях.
Кроме того, необходимы действенные механизмы решения вопросов, связанных:
- с борьбой против использования спортсменами допинга, наркотиков;
- с обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных действий, оказывающих негативное влияние на личность и общество;
- с оттоком спортсменов, особенно молодых, и специалистов за пределы Российской Федерации и Республики Беларусь;
- с детской ранней спортивной специализацией и участием детей в спортивных соревнованиях, стимулирующих форсирование спортивной подготовки в ущерб здоровью и нормальному развитию ребенка.
- Учебно-методический комплекс дисциплины
- 5) Характеристика дисциплины
- 6) Список основной и дополнительной литературы
- Лекция № 1: Сущность, основные принципы и категории социальной политики
- I. Объект, предмет и функции курса
- II. Принципы социальной политики
- Лекция № 2: Приоритеты, механизмы реализации и показатели эффективной социальной политики
- I. Социальная стабильность как фактор реализации целей сп
- II. Механизмы реализации сп
- III. Критерии и показатели эффективности социальной политики
- Лекция № 3: Основные модели и парадигмы социальной политики: отечественный и мировой опыт
- I. Основные модели социальной политики за рубежом
- II. Административно-командная патерналистская модель сп
- III. Цели и специфика сп переходного периода в Беларуси и России
- Лекция № 4: Основные субъекты социальной политики и их взаимодействие
- I. Государство как субъект социальной политики
- II. Негосударственные субъекты сп– институты социальной политики
- III. Взаимодействие основных институтов социальной политики
- Лекция № 5: Социальное государство: сущность, функции, этапы развития
- I. Изменение функций социального государства на различных этапах развития
- II. Влияние глобализации на трансформацию социального государства
- III. Проблемы и перспективы создания социального государства в Беларуси и России
- Лекция № 6. Социальная политика в области трудовых отношений
- I. Основные задачи, принципы и уровни политики занятости и регулирования рынка труда
- II. Главные направления политики в области оплаты труда
- III. Социальная политика в области охраны труда
- Лекция № 7. Миграционная политика. Проблемы внешней трудовой миграции
- I. Миграционные процессы: структура и направление миграционных потоков
- II. Проблемы и преимущества трудовой миграции
- III. Миграционная политика в Беларуси и России
- Лекция № 8. Политика в области социального страхования и пенсионного обеспечения
- I. Виды социальных рисков и направления социального страхования
- II. Социальное страхование как институт социальной защиты
- III. Виды пенсионных систем и направления их совершенствования
- IV. Перспективы и проблемы реформирования пенсионных систем в Беларуси и России
- II. Социальная защита женщин
- Лекция № 10. Социальная политика в области здравоохранения, физической культуры и спорта
- I. Цели и пути реформирования здравоохранения
- II. Политика в области физической культуры и спорта
- Лекция № 11. Социальная политика в области образования, науки и культуры
- I. Политика в сфере образования и науки
- II. Культурная политика
- Лекция № 12. Демографические и этнические аспекты социальной политики
- Лекция № 13 Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике Политика на макро- и микроуровнях
- Государственное регулирование доходов
- 1.2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы Основные этапы реформирования
- Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
- 1.3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы Основные элементы механизма
- Результативность политики доходов
- Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 14. Социальная инфраструктура общества как объект социальной политики
- Лекция № 15. Социальное партнерство. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- II. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- Задания для практического занятия и срсп
- 1.2. Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе
- Интересы основных групп населения и их требования к обществу
- 1. Заполнить таблицу №1, 2
- Основные направления социальной политики. Политика доходов населения.