35.Качество кредитной деятельности банка, его оценка и повышение
О качестве кредитной деятельности банка "(качестве организации банком своей кредитной деятельности) можно судить по ряду критериев (признаков), среди которых:
• рентабельность кредитных операций (в динамике);
• наличие ясно сформулированной кредитной политики на каждый конкретный период, адекватной возможностям самого банка и интересам его клиентов, а также четко прописанных механизмов (включая организационное и информационно-аналитическое обеспечение) и процедур реализации такой политики (регламентов проведения всех этапов кредитной операции);
• соблюдение законодательства и нормативных актов Банка России, относящихся к кредитному процессу;
• состояние кредитного портфеля;
• наличие работающего механизма управления кредитными рисками.
Одни из этих признаков достаточно очевидные или уже освещались ранее, последние два нуждаются в пояснениях.
Кредитный портфель и его качество
Формально кредитный портфель банка — это вся совокупность кредитов, выданных им на каждый данный момент. Однако если это не просто список кредитов, а такая совокупность, которая структурирована по определенному критерию, существенному для кредитов, то тем самым «кредитный портфель» становится характеристикой качества выданных кредитов и вообще всей кредитной деятельности банка. Обычно для такой структуризации (классификации) кредитов используют критерий их рискованности.
Управление кредитным портфелем имеет несколько этапов: 1) определение основных классификационных групп кредитов и вменяемых им коэффициентов риска; 2) отнесение каждого выданного кредита к одной из указанных групп; 3) выяснение структуры портфеля (долей различных групп в их общей сумме); 4) оценка качества портфеля в целом; 5) выявление и анализ факторов, меняющих структуру (качество) портфеля; 6) определение величины резервов, которые необходимо создать под каждый выданный кредит (кроме кредитов, под которые может быть создан единый резерв); 7) определение общей суммы резервов, адекватной совокупному риску портфеля; 8) разработка мер, направленных на улучшение качества портфеля. Ключевым моментом в управлении кредитным портфелем банка является выбор критерия (критериев) оценки качества каждого кредита и всей их совокупности.
В целях определения размера расчетного резерва в связи с ожидаемым действием факторов кредитного риска ссуды (за исключением ссуд, сгруппированных в однородные портфели) классифицируются в одну из пяти категорий качества:
I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) — нет кредитного риска (вероятность обесценения ссуды равна нулю);
II категория качества (нестандартные ссуды) — имеется умеренный кредитный риск (есть вероятность обесценения ссуды на 1—20%);
III категория качества (сомнительные ссуды) — имеется значительный кредитный риск (есть вероятность обесценения ссуды на 21—50%);
IV категория качества (проблемные ссуды) — присутствует высокий кредитный риск (есть вероятность обесценения ссуды на 51—100%);
V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) — отсутствует вероятность возврата ссуды, т.е. она будет обесценена полностью (на 100%).
КО формирует резервы по портфелям однородных ссуд в соответствии с применяемой методикой оценки риска, при этом сформированные портфели однородных ссуд также делятся на 5 категорий кач-ва:
1 – портфель однородных ссуд с размером сформированного резерва 0%
2 - портфель однородных ссуд с размером сформированного резерва не более 3% совокупной балансовой стоимости
3 - портфель однородных ссуд с размером сформированного резерва свыше 3% и до 20% совокупной стоимости ссуд
4 - портфель однородных ссуд с размером сформированного резерва с размером свыше 20% и до 50%.
5 - портфель однородных ссуд с размером сформированного резерва свыше 50%.
Финансовое положение заемщика оценивается:
• как хорошее, если комплексный анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика и все иные сведения о нем свидетельствуют о стабильности производства, положительной величине чистых активов, рентабельности и платежеспособности и отсутствуют какие-либо явления (тенденции), способные негативно повлиять на финансовую устойчивость заемщика в перспективе;
• как среднее (не лучше), если анализ деятельности заемщика и/или иные сведения о нем свидетельствуют об отсутствии прямых угроз его текущему финансовому положению, однако присутствуют негативные явления (тенденции), которые в обозримой перспективе (год или менее) могут привести к финансовым трудностям, если заемщик не примет меры, позволяющие улучшить ситуацию;
• как плохое, если заемщик признан банкротом либо если он является устойчиво неплатежеспособным, а также если анализ деятельности заемщика и/или иные сведения о нем свидетельствуют об угрожающих негативных явлениях (тенденциях), вероятным результатом которых могут явиться его банкротство либо устойчивая неплатежеспособность заемщика (убытки, отрицательная величина либо существенное сокращение чистых активов, существенное падение объемов производства, значительный рост кредиторской и/или дебиторской задолженности и т.п.).
Требования к определению качества ссуд и величины резерва
В Положении № 254 указано, что в зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды следует относить в одну из трех категорий: хорошо обслуживаемая; обслуживаемая средне; неудовлетворительно обслуживаемая.
Обслуживание долга по ссуде может быть признано хорошим, если:
• платежи по основному долгу и процентам осуществляются своевременно и в полном объеме;
• имеется только единичный случай просроченных платежей по основному долгу и/или процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе: по ссудам, предоставленным юридическим лицам, — до пяти календарных дней; по ссудам, предоставленным физическим лицам, — до 30 календарных дней.
Обслуживание долга должно быть признано неудовлетворительным, если:
• имеются просроченные платежи по основному долгу и/или по процентам в течение последних 180 календарных дней: по ссудам, предоставленным юридическим лицам, — свыше 30 дней; по ссудам, предоставленным физическим лицам, — свыше 60 дней;
• ссуда реструктурирована и по ней имеются просроченные платежи по основному долгу и/или по процентам, а финансовое положение заемщика оценивается как плохое;
• ссуда предоставлена заемщику прямо либо косвенно .(через третьих лиц) в целях погашения долга по ранее полученной ссуде, либо банк прямо или косвенно принял на себя риск потерь в связи с предоставлением денег заемщику, чье финансовое положение не может быть оценено выше среднего при условии, что ранее выданная ссуда была отнесена по качеству обслуживания долга к категории ссуд со средним обслуживанием, либо при наличии просроченных платежей по новой ссуде.
Сформулированные профессиональные суждения о финансовом положении заемщика и о качестве обслуживания им долга позволяют путем комбинаций двух данных критериев определить категорию качества (вероятность обесценения) каждой конкретной ссуды.
- 1.Понятие, функции и роль банковской системы. (лекция)
- 2.Основные характеристики современной банковской системы России. (лекция)
- 3.Мировые тенденции развития национальных банковских систем.
- 4.Цели, задачи, функции и операции центрального банка
- 5. Организационное построение цб рф.
- 6. Банковское регулирование и надзор.
- 7. Направления взаимодействия Банка России с Правительством рф и международными кредитно-финансовыми институтами.
- 8. Организационно-экономические основы денежно-кредитной политики цб.
- Методы и инструменты денежно-кредитной политики центральных банков
- Система резервных требований Банка России
- Процентная политика Банка России
- 12.Рефинансирование коммерческих банков Банком России
- Политика открытого рынка Банка России
- Понятие коммерческого банка и правовые основы его функционирования
- Порядок учреждения и лицензирования деятельности кредитных организаций
- Организация управления коммерческим банком
- 17. Организация внутреннего контроля в банке
- Структура и общая характеристика пассивных операций банков
- Формирование собственных ресурсов банка: российская практика и международные стандарты
- Депозитные и недепозитные операции банков
- 25 . Формирование условий для кредитной деятельности банков.
- 26. Основы технологии выдачи кредита и организации работы кредитного подразделения банка.
- 1 Этап. Подача заявки и ее рассмотрение
- 2 Этап. Детальный анализ кредитной заявки
- 27. Организационное и юридическое обеспечение кредитного процесса.
- 28. Цена банковского кредита: природа, расчет, получение.
- 29. Специфика организации отдельных видов кредитования корпоративных заемщиков и физических лиц.
- 30. Межбанковский рынок кредитов и депозитов и его организация.
- 31. Межбанковские отношения кб с цб.
- 32. Особенности оценки кредитоспособности и кредитования различных категорий заёмщиков.
- 33.Обеспечение возвратности кредитов
- 34.Экономико-правовые аспекты управления кредитными рисками в банках
- 35.Качество кредитной деятельности банка, его оценка и повышение
- 36.Лизинговые операции банков
- Преимущества лизинга
- 37.Факторинговые операции банков
- 38.Предоставление банковских гарантий
- 39.Эмиссионная деятельность коммерческих банков и ее регулирование со стороны цб рф.
- 40.Эмиссионные операции коммерческих банков на рынке ценных бумаг
- 41. Инвестиционные и посреднические операции банков на рцб.
- 42.Содержание валютных операций и правовые механизмы их обеспечения.
- 43. Порядок ведения валютных счетов физ и юр лиц.
- 44. Операции с валютными средствами на внутреннем валютном рынке рф.
- 45.Техника проведения биржевых валютных операций
- 7.1 Общие понятия
- 7.2. Операции купли-продажи на валютной бирже
- 46. Торговые валютные операции.
- 47. Порядок совершения кассовых операций с наличными деньгами в кб
- 48. Организация приема и выдачи наличных денег.
- 49. Организация инкассации и доставки наличных денег.
- 50. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины клиентами.
- 51. Организация расчетных операций в банке.
- 52. Организация международных платежей в коммерческих банках
- 53. Правовые основы банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
- 54. Операции бр с драгоценными металлами и камнями.
- 55. Операции российских кб с драгоценными металлами и камнями.
- 56. Банковские риски по операциям с драгоценными металлами и камнями.
- 57. Задачи и объекты бух учета в банке.
- 58.План счетов бухгалтерского учета кредитной организации
- 59.Учетная политика кредитной организации и принципы ее формирования
- 60.Отчетность кредитных организаций
- 61. Информационная база фин анализа ко.
- 62. Анализ качества управления пассивами ко
- 64. Анализ показателей финансового состояния коммерческого банка