II. Социальное страхование как институт социальной защиты
В мировой практике сложились следующие основные формы (институты) социальной защиты населения:
- социальное страхование (далее СС);
- социальная помощь, оказываемая государством и муниципалитетами;
- частная страховая инициатива;
- социальные услуги, оказываемые предприятиями.
В странах с развитой рыночной экономикой каждая из этих четырех форм социальной защиты играет вполне определенную роль. Различен их удельный вес, круг защищаемых, финансовые источники, организующие и управляющие органы. Накопленный опыт свидетельствует, что система СС – это основной институт социальной защиты в условиях рыночной экономики.
В социальном страховании органично сочетаются экономические и социальные элементы защиты, призванные обеспечить застрахованному лицу с помощью соответствующих финансовых, организационных и правовых механизмов возможности по компенсации утраченного заработка или дополнительных непредвиденных расходов. Направленность института обязательного соцстрахования выражается в сохранении имеющегося (достигнутого) жизненного уровня застрахованных. Это достигается с помощью важнейших функций института соц. страхования: воспроизводственной , солидарного перераспределения и социальной защиты. Приемлемым уровнем социальных гарантий для застрахованных при наступлении страховых случаев по рекомендации МОТ считается 40-50 % возможного замещения заработной платы.
По вероятности события для отдельного застрахованного выделяют две типичные ситуации:
Событие является неопределенным– страхование от несчастных случаев на производстве, по безработице, медицинское страхование. Кто не реализовал своих страховых прав (из-за отсутствия страхового события), оказывает солидарную поддержку тем застрахованным, для которых оно наступило.
Наступление страхового события непременно произойдет(пенсионное страхование), но только для тех застрахованных, которые доживут до определенного периода – установленного законом возраста выхода на пенсию.
Финансовыми источникамиСС служат обязательные страховые взносы работодателей и работников. По своей экономической природе страховые взносы в системе СС считаются резервируемой на случай наступления страхового события частью заработной платы (в специальных фондах вне предприятий), которая состоит из отчислений работников (с их текущей зарплаты) и средств работодателей, предназначенных на оплату рабочей силы (включенных в себестоимость продукции). Оптимальной пропорцией распределения страховой нагрузки между работодателями и работниками считается паритетная основа. По объему финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг СС служит базовым институтом социальной защиты. На долю существующих видов СС в развитых странах приходится, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и 15-20% ВВП. В России на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится 45% затрат на цели социальной защиты и 8% ВВП.
Построение рыночной финансовой модели СС в Беларуси и России имеет три взаимоувязанных аспекта:
Определение источников финансирования, как способа накопления средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты;
2. Распределение финансового бремени между основными субъектами страхования;
3. Способы использования (распределение и перераспределение страховых средств).
Трансформация общественной системы в России в начале 90-х гг. создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков. Логика либеральных преобразований с неизбежностью ведет к коренным изменениям в механизмах социальной защиты. Вместо государственно-патерналистских должны создаться институты социальной защиты, в основе которых – личная ответственность индивида (а значит, и достаточной для этого зарплаты) и коллективно-групповые формы в виде обязательного и добровольного социального страхования. Однако условий для личной и коллективно-групповых форм социальной защиты приемлемого уровня в России создать не удалось. Реальный уровень заработной платы не может служить достаточной базой для личного самофинансирования пенсионного и медицинского страхования, финансовые институты личного и социального страхования еще находятся на этапе своего становления. Недостаточно реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи.
Действующая в России система социального страхования сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемов вносимых страховых средств. Это объясняется тем, что система СС органически связана с системой зарплаты, налоговой системой, политикой и состоянием на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Пока формирование системы СС не увязано с указанными факторами, во многом определяющими качественные ее характеристики – уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся и т.п., построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.
Формирование системы обязательного СС требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач общегосударственного масштаба:
1. Разработку доктрины системы социального страхования и его места в системе социальной защиты населения.
2. Формирование собственного правового поля СС, не допускающего его смешивания с правовым полем личного страхования, с одной стороны, и социальной помощью, с другой.
3. Определение форм, уровней и механизмов реализации социальных гарантий, обеспечиваемых различными видами СС.
4. Определение финансовых механизмов различных видов СС с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой зарплаты, доходов и налоговой политикой в стране.
В «Основных направлениях социально-экономического развития РБ на период до 2010 г.» поставлена задача повысить роль социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан, призванного не только компенсировать издержки рыночной экономики, но и стимулировать ее развитие, придать ей социально-ориентированный характер.
- Учебно-методический комплекс дисциплины
- 5) Характеристика дисциплины
- 6) Список основной и дополнительной литературы
- Лекция № 1: Сущность, основные принципы и категории социальной политики
- I. Объект, предмет и функции курса
- II. Принципы социальной политики
- Лекция № 2: Приоритеты, механизмы реализации и показатели эффективной социальной политики
- I. Социальная стабильность как фактор реализации целей сп
- II. Механизмы реализации сп
- III. Критерии и показатели эффективности социальной политики
- Лекция № 3: Основные модели и парадигмы социальной политики: отечественный и мировой опыт
- I. Основные модели социальной политики за рубежом
- II. Административно-командная патерналистская модель сп
- III. Цели и специфика сп переходного периода в Беларуси и России
- Лекция № 4: Основные субъекты социальной политики и их взаимодействие
- I. Государство как субъект социальной политики
- II. Негосударственные субъекты сп– институты социальной политики
- III. Взаимодействие основных институтов социальной политики
- Лекция № 5: Социальное государство: сущность, функции, этапы развития
- I. Изменение функций социального государства на различных этапах развития
- II. Влияние глобализации на трансформацию социального государства
- III. Проблемы и перспективы создания социального государства в Беларуси и России
- Лекция № 6. Социальная политика в области трудовых отношений
- I. Основные задачи, принципы и уровни политики занятости и регулирования рынка труда
- II. Главные направления политики в области оплаты труда
- III. Социальная политика в области охраны труда
- Лекция № 7. Миграционная политика. Проблемы внешней трудовой миграции
- I. Миграционные процессы: структура и направление миграционных потоков
- II. Проблемы и преимущества трудовой миграции
- III. Миграционная политика в Беларуси и России
- Лекция № 8. Политика в области социального страхования и пенсионного обеспечения
- I. Виды социальных рисков и направления социального страхования
- II. Социальное страхование как институт социальной защиты
- III. Виды пенсионных систем и направления их совершенствования
- IV. Перспективы и проблемы реформирования пенсионных систем в Беларуси и России
- II. Социальная защита женщин
- Лекция № 10. Социальная политика в области здравоохранения, физической культуры и спорта
- I. Цели и пути реформирования здравоохранения
- II. Политика в области физической культуры и спорта
- Лекция № 11. Социальная политика в области образования, науки и культуры
- I. Политика в сфере образования и науки
- II. Культурная политика
- Лекция № 12. Демографические и этнические аспекты социальной политики
- Лекция № 13 Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике Политика на макро- и микроуровнях
- Государственное регулирование доходов
- 1.2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы Основные этапы реформирования
- Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
- 1.3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы Основные элементы механизма
- Результативность политики доходов
- Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 14. Социальная инфраструктура общества как объект социальной политики
- Лекция № 15. Социальное партнерство. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- II. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- Задания для практического занятия и срсп
- 1.2. Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе
- Интересы основных групп населения и их требования к обществу
- 1. Заполнить таблицу №1, 2
- Основные направления социальной политики. Политика доходов населения.