2. Служба маркетинга страховой компании и ее функции.
Маркетинг в страховании – это комплекс мероприятий, целью которых является формирование и постоянное усовершенствование деятельности страховщика благодаря разработке конкурентоспособных страховых продуктов (услуг) для конкретных категорий потребителей (страхователей), а также внедрению рациональных форм реализации этих продуктов, сбора и анализа информации относительно эффективности деятельности страховщика.
Опыт зарубежных страховых компаний показывает, что процесс маркетинга сводится к 2 основным функциям:
1) формирование спроса на страховые услуги;
2) удовлетворение страховых интересов клиентуры.
-
С точки зрения экономической теории, формирование спроса – это целенаправленное воздействие на потенциальных покупателей в целях повышения существующего уровня спроса до желаемого уровня, приближающегося к уровню предложения данной компании. Данная функция находит реализацию в использовании ряда методов и средств влияния на потенциальных страхователей:
-
влияние и убеждение с помощью целенаправленной рекламы,
-
широкий комплекс организационных мероприятий по заключению договоров страхования, дифференциация тарифов на страховые услуги, сочетание страховых услуг с различными формами торгового и юридического обслуживания.
-
Вторая функция маркетинга заключается в удовлетворении страховых интересов. Реализация этой функции с помощью высокой культуры страхового обслуживания – залог нового спроса на страховые услуги. Страховые компании расходуют большие средства на совершенствование организации продаж страховых полисов, улучшение обслуживания клиентов и поддержание своего имиджа. Квалифицированные и опытные страховщики учитывают психологический фактор при работе с определенными социальными группами.
Некоторые западные специалисты предлагают заменить традиционное разделение страховой компании на функциональные управления и отделы системой оперативной цепи, всецело ориентированной на продажу страховых полисов, где координирующим центром должна быть служба маркетинга.
В отделе маркетинга сосредоточены следующие вопросы:
-
исследование рынка страховых услуг;
-
реклама страховых услуг;
-
техника проведения организационно-массовой работы по продаже (аквизиции) страховых полисов.
Служба маркетинга страховщика создается прежде всего для гибкого приспособления функциональной деятельности страховой компании к изменяющейся экономической ситуации в условиях рынка.
Задачи службы маркетинга по существу вытекают из основных его принципов. Поэтому в число обязательных задач должны входить: сбор, обработка и анализ информации о страховом рынке, имеющемся спросе на услуги данного страховщика и его конкурентов, прогнозирование конъюнктуры на страховые услуги, изучение потенциальных возможностей страховых компаний, планирование собственной деловой стратегии в соответствии с состоянием конъюнктуры рынка.
Определение рынка страховых услуг является наиболее важным направлением маркетинга. Его изучение и анализ должны начинаться с выявления мест спроса на страховые услуги, мотивации страховых интересов, насколько уже удовлетворен этот спрос страховыми компаниями – конкурентами. Выявление потенциального спроса на страховые услуги должно начинаться с изучения местного страхового рынка (город, район и т.п.), а затем внешнего страхового рынка (регионы, области, страны ближнего зарубежья) и в конечном итоге анализу должны подвергаться ситуация и тенденции развития мирового страхового рынка.
Вторым по значимости направлением деятельности маркетинга является анализ и прогнозирование конъюнктуры страхового рынка, под которой понимается: совокупность факторов и условий, взятых в их взаимосвязи и дающих представление о состоянии страхового рынка в данный момент времени.
Анализ конъюнктуры страхового рынка ведется в разрезе региональных рынков, его обособленных сегментов, в определенных географических регионах, с позиций социально-демографического состава потенциальных страхователей и их платежеспособного спроса. Результаты анализа и их оценка используется для разработки краткосрочных (1год) и долгосрочных (до 5 лет) прогнозов.
Изучение потенциальных возможностей страховых компаний конкурентов на данном страховом рынке проводится с целью выявления условий конкуренции и выработки деловой стратегии поведения на рынке. Для этого используется официальная статистика, показатели баланса страховых компаний, опубликованные в печати. Собранная информация о компаниях-конкурентах позволяет делать экспертные прогнозы поведения конкурентов на страховом рынке, судить о емкости и степени его освоения страховщика по видам страхования.
Таким образом, с помощью службы маркетинга обеспечивается координация деятельности всех структурных подразделений страховой компании, объединяя их в единую инфраструктуру, что позволяет руководству страховой компании целенаправленно воздействовать на страховой рынок с целью его освоения.
- Текст лекций
- 1.Страховая услуга как специфический товар. Признаки, которые характеризуют страховую услугу
- 2. Служба маркетинга страховой компании и ее функции.
- 3. Каналы реализации страховых услуг и их характеристика
- 4 Требования законодательства Украины к страховым посредникам
- 5. Страховые агенты.
- 6. Страховые брокеры.
- 7.Реклама в страховании.
- 10. Права и обязанности сторон страхового договора.
- При проведенні страхової діяльності, згідно із Законом України «Про страхування», страховики зобов’язані:
- 11. Аварийный комиссар: понятие, обязанности.
- 13. Сущность страхования жизни. Виды страхования.
- 14. Страхование жизни детей
- 15. Страхование к бракосочетанию
- 18. Добровольное страхование граждан от несчастных случаев: необходимость, виды страхования.
- 19. Государственное личное страхование военнослужащих и военнообязанных, призванных на сборы.
- 20.Субъекты медицинского страхования и взаимоотношения между ними.
- 21. Страховая медицинская компания и ее место в системе медицинского страхования.
- 22. Универсальные и специализированные полисы медицинского страхования и их сущность.
- 23. Медицинское страхование граждан выезжающих за рубеж
- 28. Общие понятия ответственности и ее страхование.
- Страховщик не возместит затраты:
- 33. Страхування автотранспортних засобів
- 34. Страхування цивільної відповідальності власників автотранспортних засобів
- 35. Загальносвітові тенденції розвитку авіаційної індустрії
- Условия страхования
- Общие исключения
- Страховые взносы (премии) и порядок их уплаты
- Порядок и условия осуществления страховой выплаты
- Не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:
- Порядок определения страховой суммы
- Сроки и место действия договора страхования