Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
Дальнейшее развитие политики доходов и заработной платы предполагает укрепление институциональных основ их регулирования.
Политика доходов и заработной платы в России осуществляется, исходя из разграничении полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления государством.
Средства на осуществление социальных программ и на оплату труда работников бюджетной сферы выделяются при разработке и утверждении закона о бюджете. Министерство труда и социального развития РФ контролирует соблюдение КЗоТа и других нормативно-правовых актов в области доходов и заработной платы. Министерство РФ по налогам и сборам и его органы осуществляют сбор налогов.
Государственное регулирование доходов и заработной платы включает взаимодействие ряда институтов. К ним относятся законодательные и нормативные акты, регулирующие налогообложение (федеральные, региональные и муниципальные налоги), государственное и коллективно-договорное регулирование заработной платы (установление государством минимальной заработной платы, участие вместе с профсоюзами и объединениями работодателей в разработке генеральных и отраслевых соглашений), бюджетное финансирование социальных трансфертов (федеральный и региональные бюджета), деятельность государственных внебюджетных социальных фондов, порядок привлечения средств физических и юридических лиц для решения социальных проблем (негосударственные фонды и другие некоммерческие организации), система льгот для них и для предпринимательских структур, осуществляющих благотворительную деятельность.
Государственное регулирование доходов и заработной платы все в большей мере переходит с федерального на региональный уровень.
К задачам федеральных органов власти относятся принятие нормативных актов, регулирующих общие принципы политики доходов и заработной платы; установление единой системы государственных минимальных социальных стандартов, порядка оплаты труда работников бюджетной сферы; разработка федеральных целевых социальных программ, определение сумм и механизма их финансирования.
Органы власти субъектов РФ распределяют полученные ими трансферты в соответствии с целевым назначением, разрабатывают региональные социальные программы и устанавливают порядок их финансирования, организуют предоставление адресной социальной помощи посредством субсидий и льгот. В ведении муниципальных органов находится фонд оплаты труда работников социально-культурной сферы. Они осуществляют социальные программы на своем уровне и оказывают социальную поддержку населению.
Выводы
1. Политика доходов и заработной платы осуществляется на основе взаимодействия механизма государственного и рыночного регулирования на макро- и микроуровнях. В нем должны увязываться принципы социальной справедливости и рыночной свободы, обеспечиваться соответствие социальной гармонии и рыночной эффективности.
2. Политика доходов и заработной платы трансформируется по мере развития мировой экономики. В социально ориентированной рыночной экономике она является неотъемлемой частью механизма государственного регулирования, обеспечивающего экономический рост, развитие свободного человека.
3. В переходной экономике преодолеваются административные ограничения доходов и заработной платы, расширяются сферы действия их рыночного саморегулирования, формируются новые государственные институты, осуществляющие политику доходов и заработной платы на макро- и микроуровнях. В политике доходов совмещаются государственные и рыночные механизмы регулирования, но при этом устанавливаются социальные ограничения рыночных, коммерческих механизмов. Государственное регулирование в полном объеме сохраняется в общественном секторе экономики, на государственных предприятиях и в отраслях бюджетной сферы.
4. По мере становления рыночной экономики разрабатываются и реализуются социальные приоритеты в политике доходов и заработной платы. Формируется система мер, направленных на повышение реальных доходов, развитие социальной сферы, социальную защиту населения.
5. О результативности политики доходов и заработной платы можно судить по благосостоянию, динамике реальных доходов населения и их дифференциации, доле среднего класса, изменению уровня социальной напряженности, соотношению легальных и нелегальных доходов населения, доле теневой экономики в ВВП.
- Учебно-методический комплекс дисциплины
- 5) Характеристика дисциплины
- 6) Список основной и дополнительной литературы
- Лекция № 1: Сущность, основные принципы и категории социальной политики
- I. Объект, предмет и функции курса
- II. Принципы социальной политики
- Лекция № 2: Приоритеты, механизмы реализации и показатели эффективной социальной политики
- I. Социальная стабильность как фактор реализации целей сп
- II. Механизмы реализации сп
- III. Критерии и показатели эффективности социальной политики
- Лекция № 3: Основные модели и парадигмы социальной политики: отечественный и мировой опыт
- I. Основные модели социальной политики за рубежом
- II. Административно-командная патерналистская модель сп
- III. Цели и специфика сп переходного периода в Беларуси и России
- Лекция № 4: Основные субъекты социальной политики и их взаимодействие
- I. Государство как субъект социальной политики
- II. Негосударственные субъекты сп– институты социальной политики
- III. Взаимодействие основных институтов социальной политики
- Лекция № 5: Социальное государство: сущность, функции, этапы развития
- I. Изменение функций социального государства на различных этапах развития
- II. Влияние глобализации на трансформацию социального государства
- III. Проблемы и перспективы создания социального государства в Беларуси и России
- Лекция № 6. Социальная политика в области трудовых отношений
- I. Основные задачи, принципы и уровни политики занятости и регулирования рынка труда
- II. Главные направления политики в области оплаты труда
- III. Социальная политика в области охраны труда
- Лекция № 7. Миграционная политика. Проблемы внешней трудовой миграции
- I. Миграционные процессы: структура и направление миграционных потоков
- II. Проблемы и преимущества трудовой миграции
- III. Миграционная политика в Беларуси и России
- Лекция № 8. Политика в области социального страхования и пенсионного обеспечения
- I. Виды социальных рисков и направления социального страхования
- II. Социальное страхование как институт социальной защиты
- III. Виды пенсионных систем и направления их совершенствования
- IV. Перспективы и проблемы реформирования пенсионных систем в Беларуси и России
- II. Социальная защита женщин
- Лекция № 10. Социальная политика в области здравоохранения, физической культуры и спорта
- I. Цели и пути реформирования здравоохранения
- II. Политика в области физической культуры и спорта
- Лекция № 11. Социальная политика в области образования, науки и культуры
- I. Политика в сфере образования и науки
- II. Культурная политика
- Лекция № 12. Демографические и этнические аспекты социальной политики
- Лекция № 13 Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике Политика на макро- и микроуровнях
- Государственное регулирование доходов
- 1.2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы Основные этапы реформирования
- Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
- 1.3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы Основные элементы механизма
- Результативность политики доходов
- Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 14. Социальная инфраструктура общества как объект социальной политики
- Лекция № 15. Социальное партнерство. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- II. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- Задания для практического занятия и срсп
- 1.2. Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе
- Интересы основных групп населения и их требования к обществу
- 1. Заполнить таблицу №1, 2
- Основные направления социальной политики. Политика доходов населения.