logo search
43-78

47. Ответственность банков за нарушение законодательства и требований Банка России

Банк России как орган банковского надзора за нарушение кредитными ор- ганизациями законодательства и нормативных требований Банка России при- меняет к ним меры воздействия. Задача применения данных мер – регулирова- ние деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России.

Применение мер воздействия регулируется Инструкцией Банка России №

59 от 31 марта 1997 г «О применении к кредитным организациям мер воздейст-

вия за нарушения пруденциальных норм деятельности».

Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздейст-

вия двух типов: предупредительные и принудительные.

Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудитель- ные), так и сочетать меры воздействия разных типов.

Выбор мер воздействия производится надзорными органами с учетом:

- характера допущенных кредитной организацией нарушений;

- причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;

- общего финансового состояния кредитной организации;

- положения кредитной организации на федеральном и региональном рын-

ке банковских услуг.

Предупредительные меры воздействия применяются на ранних стадиях возникновения проблем в основном в тех случаях, когда недостатки в деятель- ности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам креди- торов и вкладчиков.

В частности, предупредительные меры воздействия могут применяться:

при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленные Банком России обязательные нормативы деятельности или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, выполняются либо имеют место незначительные нарушения этих требований;

если по данным отчетности кредитной организации и другой информа- ции о ее деятельности имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации;

при несоблюдении требований федеральных законов и нормативных ак- тов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензиро- вания и расширения деятельности, в некоторых частных случаях;

при несоблюдении требований Банка России по построению расчетной системы.

Содержание предупредительных мер воздействия включает:

- доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоя- нием дел в кредитной организации;

- изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшей-

ся в кредитной организации ситуации;

- предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обяза- тельства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (уча- стниками);

- установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной ор-

ганизации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Информация руководящим органам кредитной организации может быть доведена в следующих формах:

- письменной;

- в ходе деловой встречи (совещания).

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредит-

ной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректи- ровку деятельности кредитной организации.

Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения кредитной организацией требований федеральных законов, регули-

рующих банковскую деятельность; нормативных актов и предписаний Банка России; непредставление информации; представление неполной или недосто- верной информации; а также в случае, если совершаемые кредитной организа-

цией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов

(вкладчиков).

К принудительным мерам воздействия относятся:

штрафы (не более 1% от минимального Уставного капитала для вновь создаваемой кредитной организации);

требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению;

требование о приведении в соответствие величины собственных средств

(капитала) и размера уставного капитала кредитной организации;

требование о реорганизации кредитной организации;

ограничение проведения кредитными организациями отдельных опера-

ций на срок до шести месяцев;

запрет на осуществление кредитными организациями банковских опера-

ций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года; запрет на открытие филиалов на срок до одного года; требование о замене руководителей кредитной организации;

назначение Временной администрации по управлению кредитной орга-

низацией;

отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Применяемые к кредитной организации принудительные меры воздейст-

вия, как правило, оформляются в виде предписания. Информация, содержащая-

ся в предписании, относится к сведениям ограниченного распространения в системе Банка России. Назначение Временной администрации по управлению кредитной организацией и отзыв лицензии на осуществление банковских опе- раций оформляются приказом, и информация о применении к кредитным орга- низациям этих мер воздействия не относится к сведениям ограниченного рас- пространения.