logo search
ВКР Камалтынов Е

Параметры ipo оао «Аптечная сеть 36,6» в 2003 году

Дата размещения

29 января 2003

Биржи

ММВБ, РТС

Андеррайтеры:

Лид-менеджеры

ING Group NV

Со-менеджеры

МДМ-Банк

Количество размещенных акций

1600000

Заявленный ценовой коридор

$11–16

Цена размещения

$9

Суммарный привлеченный капитал

$14,4 млн.

Капитализация до IPO (по оценкам)

$88 млн.

Капитализация на момент размещения

$72 млн.

Капитализация на 14.09.2006

$351,6 млн.

Цель привлечения средств

Реструктуризация долга, расширение розничной сети

* составлено автором

После проведения IPO операционная деятельность компании заметно изменилась, прежде всего, это отразилось на среднегодовом темпе роста продаж (рис. 2.2.4).

Рис. 2.2.4 Среднегодовой темп роста продаж до IPO и после его проведения

Как нами уже было отмечено, более половины розничных продаж Аптечной сети 36,6 обеспечивают аптеки Москвы и Московской области, при этом в данном регионе находится только треть аптек (рис. 2.2.5). Рентабельность московских аптек существенно превышает прибыльность аптек в других регионах. Так, доход на 1 кв. м. в аптеках Москвы составляет 8,5 долл., в то время как в регионах этот показатель ниже на 67%. Величина среднего чека в аптеках московского региона равна 10,2 долл., в регионах – всего 4,5 долл.

Рис. 2.2.5 География 36,6

В первые 2 года после проведения IPO Аптечная сеть продемонстрировала впечатляющие результаты роста как количественных, так и качественных показателей. Число аптек за этот период увеличилось на 70%, при этом число покупателей выросло на 79%. Сеть вышла в новые регионы. Что касается качественных показателей, то доход на 1 кв. м. повысился на 14% в московских аптеках и на 29% - в региональных, составив 8,5 тыс. долл. и 5,1 тыс. долл. соответственно (табл. 2.2.5).

Таблица 2.2.5

Сравнительная характеристика качественных показателей ОАО «Аптечная сеть 36,6»

Показатель

2003 год

2005 год

Изменение

Количество аптек

342

757

121%

в Москве

201

261

в регионах

141

496

Общая торговая площадь, тыс. кв. м.

16,1

36

124%

Доход на 1 кв. м. торговой площади, тыс. долл.

в работающих более 1 года аптеках

6,1

7,3

20,6%

в Москве

7,4

8,5

14,3%

в регионах

4,0

5,1

28,9%

Количество покупателей, млн. чел.

24,1

43,2

78,9%

Средний чек, долл.

6,9

7,7

11,4%

В работающих более 1 года аптеках

6,5

7,3

12,8%

В Москве

8,3

10,2

22,8%

В регионах

3,6

4,5

25,6%

Выручка в аптечном сегменте, млн. долл.

141,1

252,5

79,0%

Наиболее крупными приобретениями в 2006 году стали покупка сети «Оффициона» в Ростовской области, включающей 14 аптек и одной из крупнейших аптечных сетей Омска – «Фармаком» (13 аптек средней площадью около 74 кв. м.). Также «36,6» весной приобрела 17 аптек в Нижнем Новгороде. Но наиболее крупные сделки были совершены осенью. В течение третьего квартала 2006 года приобретены сразу 4 аптечные сети, объединяющие 162 аптеки. Суммарный оборот приобретенных сетей в 2006 году составил порядка 95 млн. долл. В Москве «36,6» приобрела аптечную сеть «ПОС-Холдинг», в состав которой входили 79 аптек, расположенных в крупных торговых центрах и супермаркетах Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Интеграция и ребрэндинг приобретенной сети продлились до конца 2007 года. В Ростове-на-Дону «36,6» в августе 2006 года завершила сделку по приобретению сети «ТриФарма», объединяющей 31 аптеку, - крупнейшей аптечной сети юга России. Аптеки ТриФарма расположены в Ростове-на-Дону и Таганроге. Средняя площадь аптек составила порядка 70 кв. м. Сама «36,6» оценила долю рынка, занимаемую сетью Трифарма в Ростове, на тот момент в 30%.

В Новосибирске Аптечной сетью 36,6 было подписано соглашение о приобретении сети «ФармаМедика», которая включала всего 3 аптеки, но их средняя площадь составляла порядка 90 кв. м., что вдвое выше обычного показателя. И последним крупным приобретением «36,6» стала сеть аптек «Вита+», объединяющая 47 аптек в Оренбурге и области. «Вита+» являлась крупнейшей частной аптечной сетью, занимающей порядка 25% розничного аптечного рынка региона. Средняя площадь аптек также велика – около 80 кв. м.

После продажи почти 50% акций производственной компании Верофарм и заявления о концентрации на розничном бизнесе, неожиданным шагом со стороны «36,6» стало приобретение медицинской клиники «European Medical Center» (ЕМС), расположенной в Москве. Центр включает в себя четыре направления деятельности: медицина, хирургия, стоматология и лаборатория. Ежегодно услугами центра пользуется около 100 000 человек.

Появление в составе активов медицинского центра со сформировавшейся стабильной клиентской базой с рентабельностью по EBITDA в 20% оценивается нами крайне положительно, т.к. позволило компании смягчить негативное влияние активного расширения числа аптек на общий уровень рентабельности «36,6». Согласно опубликованной отчетности, показатели операционной деятельности заметно снизились в связи с ростом расходов, связанных с открытием и ренбрэндингом новых аптек. В 2005 году аптечная сеть запустила новый проект по выпуску товаров Private Label, что повлияло на увеличение наименований продукции до 45. С начала 2006 года продажи товаров, выпущенных под маркой «36,6», ежемесячно растут в среднем на 16%, к середине года ежемесячный объем их продаж достиг 150 тыс. долл., т.е. около 0,5% от ежемесячных продаж аптечной сети.

В том числе благодаря внедрению нового формата розничной торговли со свободным доступом к товару на российский аптечный рынок за короткий срок «36,6» удалось занять сильные позиции сначала в Московском регионе, а затем выйти и на региональные рынки (рис. 2.2.6).

Рис. 2.2.6 Объем продаж в 2006 году, млн. долл. [43]

Аптечная сеть «36,6» имеет хорошо сбалансированную структуру розничных продаж. С одной стороны, довольно высокая доля выручки приходится на наиболее рентабельные рецептурные препараты (Rx), обеспечивающие значительную долю прибыли. Треть выручки приходится на наиболее быстро оборачиваемые безрецептурные препараты (ОТС). Высокую долю косметических средств и предметов личной гигиены (26%) можно расценивать двояко. Часть продукции из этой категории реализуется с высокой наценкой, а другая часть обеспечивает высокий оборот, тем не менее здесь аптеки испытывают высокую конкуренцию со стороны супермаркетов и розничных сетей. Доля парафармацевтических товаров (нелекарственный аптечный ассортимент) составляет 12% в объеме розничных продаж «36,6» (рис. 2.2.7).

Рис. 2.2.7 Структура розничных продаж, в %

В 2004-2005 годах компания начала активное расширение в регионы, что отразилось на резком росте ее торгового оборота. Если в 2003 году рост продаж составил 24,5%, то в последующие два года выручка компании увеличилась на 42% и 45% соответственно. В целом агрегированные основные характеристики аптечной сети, а также выручки, представлены в табл. 2.2.6.

Таблица 2.2.6

Динамика операционных показателей после проведения IPO

Показатель

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Число магазинов

253

445

777

983

Прирост к предыдущему году

192

192

332

206

Торговая площадь, тыс. кв. м.

13,9

22,3

38,1

48,2

Доход на 1 кв. м. торговой площади, тыс. долл.

9,7

9,1

8,5

10,5

Количество покупателей, млн. чел.

29,7

34,5

73,1

92,4

Выручка аптечного сегмента

134

203

403

619

Доходы от других активов

75,8

102,0

126

141

Выручка, млн. долл.

210,1

305,2

528,5

760,1

Темпы роста

42,2%

45,3%

73,1%

43,8%

Для дальнейшей оценки компании нами была использована модель чистых денежных потоков на собственный капитал, результаты которой отражены в табл. 2.2.7.

Таблица 2.2.7

Рыночные и макроэкономические показатели

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Индекс потребительских цен

9,0%

11,9%

13,3%

8,8%

8,8%

8,7%

Темп роста оборота розничной торговли

11%

8,4%

8,0%

7,60%

7,20%

7%

Рост среднего чека на аптечном рынке

8,4%

7,5%

6,1%

5,3%

5,3%

4,5%

Безрисковая ставка

4,7%

4,6%

4,6%

4,6%

4,6%

4,6%

Бета-коэффициент

1,3

1,3

1,3

1,3

1,3

1,3

Премия за рыночный риск

3,1%

3,1%

3,1%

3,0%

3,0%

3,0%

Премия за страновой риск

3,3%

2,9%

2,8%

2,7%

2,6%

2,6%

Стоимость капитала

13,0%

12,4%

12,3%

12,0%

11,9%

11,9%

Далее произведем расчет справедливой стоимости (табл. 2.2.8).

Таблица 2.2.8

Расчет справедливой стоимости

Показатель в расчете на 1 акцию

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Чистая прибыль

4,77

0,06

3,08

6,24

8,45

10,16

Изменение рабочего капитала

-2,36

-3,48

-2,03

-2,58

-1,41

-0,89

Капитальные вложения

7,60

5,13

4,15

3,67

3,23

2,79

Амортизация

0,97

1,38

1,68

2,03

2,24

2,38

Debt / Capital Ratio

0,79

0,81

0,80

0,76

0,69

0,64

Чистый денежный поток на капитал

3,88

0,00

2,99

6,46

8,58

10,33

Стоимость капитала

13,0%

12,4%

12,3%

12,0%

11,9%

11,9%

Дисконтированный чистый денежный поток на капитал

3,43

0,00

2,10

4,05

4,80

5,17

Сумма дисконтированного чистого денежного потока на капитал в 2006 – 2010 г.

14,38

Долгосрочный темп роста

5%

В завершении рассчитаем коэффициенты (табл. 2.2.9).

Таблица 2.2.9

Динамика коэффициентов

Коэффициент

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

EPS, долл.

0,14

1,04

4,77

0,06

3,08

6,24

8,45

SPS, долл.

26,3

38,2

66,1

95,0

118,6

141,2

161,7

EV, млн. долл.

157,9

456,3

510,3

570,4

590,2

587,1

161,7

МС, млн. долл.

144

372

367

416

416

416

416

EV/EBITDA

7,9

19,8

26,6

15,1

8,1

5,3

3,9

P/E

130,9

44,8

9,6

920,7

16,9

8,3

6,2

P/S

19,7

1,2

0,7

0,5

0,4

0,4

0,3

P/BV

3,5

7,7

4,2

4,8

3,9

2,9

2,1

ROE

2,6%

17,2

44,2

0,5

22,9

34,4

34,6

ROA

6,9%

5,4

1,5

4,7

9,6

14,1

16,7

Profit margin

0,5%

2,7

7,2

0,1

2,6

4,4

5,2

EBITDA margin

9,5%

7,5

3,6

5,0

7,7

9,9

10,6

Current Ratio

0,6

1,3

1,6

1,3

1,4

1,5

1,4

Quick Ratio

0,2

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,6

Debt/Capital Ratio

0,75

0,79

0,79

0,81

0,80

0,76

0,69

LT debt/Equlity Ratio

0,4

1,8

1,9

1,9

1,8

1,3

0,7

Debt/ EBITDA Ratio

6,3

7,9

17,0

9,7

5,8

4,0

3,1

Assets/Equlity

4,1

5,1

5,2

5,8

5,5

4,6

3,6

Сведения о величине прибыли, приходящейся на одну акцию (EPS), представляет большой интерес для акционеров, т.к. дает приблизительную оценку потенциальной доходности акции. Так, величина 8,45 говорит о том, что на одну акцию ОАО «36,6» по итогам 2011 года пришлось 8,45 долл. чистой прибыли. Как видно из приведенной таблицы, данный показатель является наивысшим с 2005 года, который на тот момент составлял 0,14 долл.

Коэффициент «цена / прибыль» (P / E), на наш взгляд, является одним из основных показателей, применяющихся для сравнительной оценки инвестиционной привлекательности акционерных компаний. Малые значения коэффициента сигнализируют о недооценённости рассматриваемой компании, больши́е - о переоценённости. В нашем случае мы относим акции компании к недооцененным.

Как известно, рентабельность собственного капитала (ROE), показывает размер чистой прибыли, которая была генерирована собственным капиталом предприятия, характеризует степень привлекательности объекта для вложения средств акционеров. Чем выше данный коэффициент ROE, тем выше прибыль, приходящаяся на акцию, и тем больше размер потенциальных дивидендов.

Размер ROE определяется показателем рентабельности активов ROA (сколько рублей прибыли приносит каждый рубль имущества предприятия). В свою очередь, ROA зависит как от рентабельности продаваемой продукции (рентабельность продаж), так и от характеристики деловой активности предприятия, а именно от оборачиваемости активов.

Проведенные расчеты показывают хорошую инвестиционную привлекательность ценных бумаг ОАО «36,6».