logo search
госдолг сборка

14. Формы размещения государственных и муниципальных ценных бумаг в России.

Обеспечить надежную систему наполнения казны государства денежной наличностью, а также дать возможность юридическим и физическим лицам получать доход на свои временно свободные денежные средства призван рынок государственных ценных бумаг. Этот рынок можно с учетом его структуры разделить на:

— первичный — обеспечивает размещение различных видов государственных ценных бумаг, акций и облигаций предприятий и компаний, краткосрочных государственных ценных бумаг, облигаций государственного валютного займа, финансовых инструментов (различных сертификатов, выпускаемых банками, векселей);

— вторичный — в основном внебиржевой рынок, образованный торговцами ценных бумаг при помощи прежде всего телефона и компьютера, а также в результате личных контактов.

На вторичном рынке государственных ценных бумаг напрямую или через посредников работают почти все финансовые институты.

Структура же рынка ценных бумаг состоит из отношений, возникающих в связи с деятельностью по эмиссии и обращению эмиссионных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги, выпускаемые центральным правительством и местными органами власти с целью мобилизации денежных ресурсов, бывают двух типов: рыночные ценные бумаги и нерыночные государственные долговые обязательства.

Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам после их первичного размещения. К ним относятся казначейские векселя, различные среднесрочные облигации (ноты) и долгосрочные государственные долговые обязательства.

Нерыночные государственные долговые обязательства предназначены для размещения главным образом среди населения. Они не могут свободно переходить от одного владельца к другому. Эти ценные бумаги особенно эффективны в условиях развития рынка ценных бумаг.

Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществляется с помощью посредников, в числе которых главенствующее положение занимают центральные банки. Они не только организуют работу по размещению новых займов, но и в ряде случаев сами приобретают крупные пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторых государствах эти функции выполняют министерства финансов, а в большинстве стран с развитой экономикой в качестве посредников при первичном размещении государственных ценных бумаг могут выступать коммерческие и инвестиционные банки, банкирские дома. Вместе с тем в ряде государств существуют запреты на участие в качестве посредников коммерческих банков.

Основными способами размещения государственных ценных бумаг являются аукционы, открытая продажа, индивидуальное размещение.

Аукционная форма первичного размещения ценных бумаг характерна для большинства стран с развитой экономикой. Подобным путем реализуются краткосрочные долговые обязательства, а в отдельных государствах — среднесрочные и долгосрочные.

Потенциальные покупатели заранее подают заявки устроителям аукциона с указанием объема ценных бумаг, которые они хотели бы приобрести с учетом содержащейся в заявке цены. При этом участие в аукционе может быть на конкурентной и неконкурентной основе.

Открытая продажа государственных ценных бумаг производится с помощью посредников (агентов), которыми могут выступать центральный банк или иные кредитно-финансовые институты (в основном инвестиционные банки). Эта процедура продолжается в течение длительного периода (от нескольких недель до нескольких месяцев), условия продажи публикуются заранее.

При индивидуальном размещении министерство финансов по поручению правительства ведет переговоры с крупными инвесторами о получении кредита под выпуск долговых обязательств. Оговариваются условия получения кредита (объем выпуска, процентная ставка и проч.).

Эмитентами государственных ценных бумаг могут быть не только центральные, но и местные органы власти (муниципальные долговые обязательства).

Рыночные государственные ценные бумаги считаются наиболее надежными и ликвидными, поэтому они активно продаются на вторичном рынке.

15. Определение объемов, сроков и валют заимствований.

При определении объемов заимствований исполнительный орган учитывает множество факторов и ограничений. Однако, соблюдение ограничений, указанных в БК РФ не всегда свидетельствует о безопасном уровне государственного долга и долга субъектов РФ. При расчете реальных показателей задолженности превышают содержащиеся в БК РФ пределы. Поэтому субъекты РФ разрабатывают собственные ограничения объемов заимствований, которые более полно отражают ситуацию и учитывают специфику региона.

При определении сроков, на которые будут осуществлены заимствования, необходимо учитывать, что краткосрочные являются наиболее дорогостоящими по сравнению со средне- и долгосрочными. Однако, при планировании не всегда удается учесть рисковые ситуации, последствиями которых является возникновение кассовых разрывов, что приводит к использованию краткосрочных кредитов. При этом, заимствования на более короткие сроки легче поддаются планированию, чем долгосрочные, которые, в свою очередь, позволяют не просто покрывать недостаточность средств, но и осуществлять инвестиции в инфраструктуру и другие сферы деятельности, которые способны принести прибыль в будущем.

При выборе валюты необходимо тщательно изучить ситуацию на международном рынке. Если займы осуществляются в иностранной валюте, которая в последствие будет демонстрировать изменение валютного курса в сторону удорожания (удешевления), то, в последствие, государство/субъект затратит больше (меньше) средств на покрытие данных обязательств.