logo search
шпора для ГАКа

Формирование процедуры инкассации дз и контроль за ее погашением.

Контроль за погашением ДЗ организован по системе АВС:

Категория А – крупные и проблемные ком.кредиты (ежедневный контроль)

Категория В – ДЗ средних размеров (1раз в неделю)

Категория С – небольшой объем ДЗ (1раз в 10 дней)

Для обеспечения инкассации ДЗ используют: 1) - процедуры предварительного и последующего напоминания о дате и сумме платежа 2) - ограничение, приостановка, прекращение поставок должников, обращение в суд о взыскании задолженности.

Кредиторская задолженность (КЗ) – это задолженность данного предприятия другим юридическим, физическим лицам государственным и финансовым органам и другим субъектам рынка. Управление КЗ включает ее анализ по составу, структуре, оценку динамики и оборачиваемости, прогнозирование и контроль за своевременным начислением и выплатой по всем видам кредиторской задолженности.

  1. Сущность и классификация денежных потоков организации.

Денежный поток (д.п.)– это совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств.Различают положит.и отриц.д.п.

Чистые д.п. – разность между полож. и отриц. потоками за определенный период времени.

По направлениям деят-ти различают:

1)д.п. по текущей деятельности относятся к деятельности, связанной с производством и реализацией продукции. Положит. д.п.: выручка от продаж продукции, ср-ва целевого фин-ия на выполнение поставок, заказов, работ. Отриц.д.п.: оплаты поставок сырья, материалов, выплата заработной платы, уплата налогов и др.;

2) д.п. по инвестиционной деят-ти – деят-ть по долгосрочному вложению капитала с целью развития орг-ии и получения доходов. Положит.д.п.: поступления дивидендов по акциям других компаний, поступление процентов по вложениям в государственные или корпоративные облигации, поступления средств от продажи активов (за исключением готовой продукции). Отриц.д.п.: вложение средств в приобретение и создание внеоборотных активов (покупка оборудования, строительство, формирование долгосрочных финансовых вложений);

3)д.п. по финансовой деят-ти формируются при привлечении внешних финансовых ресурсов и их обслуживании. Положит.д.п.: поступления банковских кредитов, поступления при размещении облигационных займов, поступления при размещении дополнительных эмиссий акций. Отриц.д.п.: выплаты процентов по кредитам и купонных доходов по облигациям, погашение займов и кредитов, выплаты дивидендов акционером компании.

Совокупный д.п. охватывает все направления деятельности организации.

  1. Основные методы оптимизации денежных потоков.

Оптимизация денежных потоков является важнейшей функций управления ДП, направленной на повышение их эффективности.

Оптимизация денежных потоков представляет собой процесс выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом условий и особенностей осуществления его хозяйственной деятельности.

Основными задачами методов оптимизации являются:

- выявление и реализация резервов, позволяющих снизить зависимость от внешних источников привлечения денежных средств;

- обеспечение более полной сбалансированности положительного и отрицательного денежных потоков;

- обеспечение тесной взаимосвязи денежных потоков по видам деятельности;

Основа оптимизации ДП составляет обеспечение сбалансированности объемов положительного и отрицательного ДП. На результаты хоз. деятельности отрицательное воздействие оказывает дефицит и избыток денежных средств.

Последствия дефицитного ДП:

- снижение ликвидности; - рост просроченной кредиторской задолженности; - задержка выплаты заработной платы; - снижение рентабельности СК и активов.

Последствия избыточного ДП:

- потеря реальной стоимости денежных средств;

- потеря дохода от неиспользованной части активов.

Методы сбалансирования дефицитного денежного потока направлены на обеспечение роста объема положительного и снижение обье-ма отрицательного их видов.

Рост объема положительного денежного потока в перспективном периоде может быть достигнут за счет следующих мероприятий:

- привлечения стратегических инвесторов с целью увеличения объема собственного капитала;

- дополнительной эмиссии акций;

- привлечения долгосрочных финансовых кредитов;

- продажи части (или всего объема) финансовых инструментов инвестирования;

- продажи (или сдачи в аренду) неиспользуемых видов основных средств.

Снижение объема отрицательного денежного потока в перспективном периоде может быть достигнуто за счет следующих мероприятий:

- сокращения объема и состава реальных инвестиционных программ;

- отказа от финансового инвестирования;

- снижения суммы постоянных издержек предприятия.

Методы сбалансирования избыточного денежного потока предприятия связаны с обеспечением роста его инвестиционной активности. В системе этих методов могут быть использованы:

- увеличение масштабов расширенного воспроизводства операционных внеоборотных активов;

- ускорение периода разработки реальных инвестиционных проектов и начала их реализации;

- осуществление региональной диверсификации операционной деятельности предприятия;

- активное формирование портфеля финансовых инвестиций;

-досрочное погашение долгосрочных финансовых кредитов.

10. Диверсификация и риск в управлении портфелем ценных бумаг.

Риск портфеля – это возможность наступления обстоятельств, при которых инвестор понесет потери, вызванные инвестициями в портфель, а также операциями по привлечению ресурсов для его формирования.

Виды рисков:

Несистематический риск - агрегированное понятие, объединяющее все виды рисков, связанных с конкретной ценной бумагой. Несистематический риск является диверсифицируемым, понижаемым, в частности может осуществляться выбор той ценной бумаги (по виду, по эмитенту, по условиям выпуска и т.д.), которая обеспечивает приемлемые значения несистематического риска.

К нему относятся риски:

Селективный риск - риск неправильного выбора ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами бумаг при формировании портфеля.

Временный риск - риск эмиссии, покупки или продажи ценных бумаг в неподходящее время, что неизбежно влечет за собой потери.

Риск ликвидности - риск, связанный с возможностью потерь при реализации ценных бумаг из-за изменения оценки ее качества.

Операционный риск - риск потерь, возникающих в связи с неполадками в работе компьютерных систем по обработке информации, связанной с ценными бумагами, низким качеством работы технического персонала, нарушениями в технологии операций по ценным бумагам, компьютерным мошенничеством и т.д.

Систематический риск - риск падения ценных бумаг в целом. Не связан с конкретной ценной бумагой, является не диверсифицируемым и не понижаемым. Представляет собой общий риск на все вложения в ценные бумаги, риск того, что инвестор не сможет их в целом высвободить, вернуть, не понеся потерь. Примерами таких рисков могут служить:

Риск законодательных изменений - риск, способный приводить, например, к необходимости перерегистрации выпусков и вызывающий существенные издержки и потери эмитента и инвестора.

Кредитный деловой риск - риск того, что эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать процент по ним и (или) основную сумму долга.

Инфляционный риск - риск того, что при высокой инфляции доходы, получаемые инвесторами от ценных бумаг, обесцениваются, с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут, инвестор несет реальные потери.

Процентный риск - риск потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением процентных ставок на рынке.

Политический, социальный, экономический и т.п. риски - вложения средств в ценные бумаги предприятий, находящихся под юрисдикцией стран с неустойчивым социальным и экономическим положением, с недружественными отношениями к стране, резидентом которой является инвестор. В частности, политический риск - риск финансовых потерь в связи с изменением политической системы, расстановки политических сил в обществе, политической нестабильностью.

Региональный риск - риск, особенно свойственный моно продуктовым районам. При кризисе власти региональные риски могут возникать в связи с политическим и экономическим сепаратизмом отдельных регионов. Высокий уровень региональных рисков связан также с угнетенным состоянием хозяйства ряда районов.

Валютный риск - риск, связанный с вложениями в валютные ценные бумаги, обусловленный изменениями курса иностранной валюты.

При покупке какого-либо актива инвестор учитывает не только значение ожидаемой его доходности, но и уровень его риска. Рас­считанная изложенным выше способом ожидаемая доходность вы­ступает как средняя ее величина в соответствии с имевшей место ди­намикой актива на фондовом рынке. Но на практике фактическая доходность, как правило, будет отличной от рассчитанной ожидаемой. То есть всегда имеется степень риска получить доходность ниже ожидаемой (если окажется выше, то это не риск, а “приварок”). В практике управления портфелями ценных бумаг в качестве спосо­ба расчета величины риска используют показатели дисперсии и стандартного отклонения показателя фактической доходности от ве­личины расчетной ожидаемой доходности. Указанные показатели учитывают отклонения фактической доходности от ожидаемой, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Величина дисперсии актива (2)рассчитывается по формуле:

,где - ср.доходность актива; – доходность актива в i-ом периоде; n – число периодов наблюдения.

Средняя доходность актива определяется как средняя арифметическая доходностей актива за периоды наблюдения по выражению:

Стандартное отклонение доходности активов  определяется как корень квадратный из дисперсии.

Стандартное отклонение характеризует величину и вероятность отклонения доходности актива от ее средней величины за опреде­ленный период.

Ожидаемый риск портфеля ценных бумаг зависит от сочетания стандартных отклонений (дисперсий) активов, входящих в его состав. Но его нельзя определять как средневзвешенную величину указанных стандартных отклонений, так как часть значений отклонений будет взаимно погашаться, и фактический риск портфеля будет меньше. Поэтому для определения степени взаимосвязи и направления изменения доходностей двух активов используют такие показатели математической статистики, как ковариация и коэффициент корреляции.

Показатель ковариации определяется по формуле:

– ковариация доходности активов А и Б;

- доходность активов А и Б в i-ом периоде; – ср. доходность активов А и Б за n периодов;

n число периодов, за к-ые рассматривалась доходность активов А и Б.

Положительное значение ковариации говорит о том, что доходность активов изменяется в одном направлении, а отрицательное – в разных направлениях. Нулевое значение ковариации означает, что взаимосвязи между доходностями активов нет.

Другим применяемым показателем степени взаимосвязи изменения доходностей двух активов является коэффициент корреляции, рассчитываемый по формуле:

– ковариация доходности активов А и Б;

, – стандартные отклонения доходности активов А и Б.

Коэффициент корреляции изменяется в пределах от –1 до +1. Положительное значение коэффициента указывает на то, что доходность активов изменяется в одном направлении, а отрицательное – в противоположном направлении. При нулевом значении коэффициента корреляции взаимосвязь между изменениями доходностей активов отсутствует.

Риск (дисперсия) портфеля, состоящего из нескольких активов, рассчитывается по формуле:

где – ковариация доходности активов, входящих в портфель;

, – удельные веса активов в общей стоимости портфеля.

Практика показывает, что с увеличением количества видов ценных бумаг в портфеле уменьшается риск инвестиций. Это происходит потому, что в портфель включаются ценные бумаги, слабокоррелированные между собой, только в этом случае возможно снижение риска.

Процедура включения в портфель различных видов ценных бумаг, имеющих низкий коэффициент корреляции, называется диверсификацией.

При диверсификации риск портфеля снижается только до определенного уровня, ниже которого путем диверсификации риск уменьшить нельзя. Таким образом, как уже говорилось, риск представляет собой сумму диверсифицируемого и недиверсифицируемого рисков. Диверсифицируемая часть риска представляет собой несистематический риск, а недиверсифицируемая – систематический.

11. Бюджетирование как вид финансового планирования.

Финансовое планирование – это процесс разработки системы финансовых планов и нормативных показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.

Финансовое планирование включает три взаимосвязанные системы:

Все системы находятся во взаимосвязи и реализуются в определенной последовательности. Первоначальным этапом является прогнозирование основных направлений и целевых параметров финансовой деятельности посредством разработки общей финансовой стратегии. Финансовые прогнозы определяют задачи и параметры текущего планирования. Текущее планирование является основой для разработки и доведения до непосредственных исполнителей оперативных бюджетов по всем аспектам деятельности предприятия.

В рамках перспективного планирования разрабатывается финансовая стратегия организации, в которой определяются основные источники формирования фин.ресурсов, основные целевые фин.показатели (коэффициент долга, коэффициент текущей ликвидности), а также основные направления использования фин.ресурсов.

Фин.прогнозы включают разработку бюджета продаж, прогнозного баланса активов и пассивов, прогнозного отчета о прибылях и убытках и прогнозного бюджета движения денежных средств.

Текущая финансовая политика определяется в рамках текущего финансового планирования, основной формой которого является бюджетирование.

Бюджетирование – это комплексное понятие, оно определяется как технология управления финансами, включающее:

- планирование;

- учет и контроль доходов и расходов, возникающих на всех уровнях управления;

- анализ и современную корректировку планов (бюджетов);

- разработку системы ответственности за выполнение бюджетов;

- создание специальной организационной структуры бюджетного управления;

- компьютеризацию.

Система бюджетирования основана на системе финансового планирования, но в отличие от него в бюджетирование включены:

- распределение ресурсов согласно бюджетам по центрам ответственности;

- специальная система контроля исполнения бюджетов;

-система взаимосвязи финансовых планов с операционными и инвестиционными бюджетами;

- охват финансового планирования не только компаний в целом, но и их структурных обществ и подразделений;

- принцип непрерывности контроля.

Поэтому бюджетирование выполняет все функции управления финансами: определение цели, планирование, организацию, учет и контроль за исполнением бюджета.

Система бюджетирования является системой управления финансами организации в текущем периоде. Эта система включает:

12. Сущность и виды финансовых рисков. Методы их оценки.

Риск – возможность неполучения предполагаемых финн.резервов.

Классификация рисков: А. 1)чистые (связ.с потерями, стих.бедствия, аварии) 2)спекулятивные (финн.риски, при к-ых сущ. Как вероятность убытков, так и вероятность более высоких прибылей); Б. 1)отраслевые и операционные 2)страновые и регион. 3)правовые 4)фин.

Виды фин. Рисков: 1) Р. ликвидности и платежеспособности – Р. невозможности обеспечить своевременные платежи по обязательствам. Причины: высокий уровень заемных средств, краткоср.обяз-тв, накопление ДЗ покупателей, сокращение выручки 2) кредитные Р. – Р. Неисполнения контрагентами обяз-тв (по оплате поставляемой продукции) 3) Р. Рефинансирования задолженности 4) процентный Р. – Р.колебания %-ых ставок 5) валютный Р. – Р.колебаний курсов валют, Р.девальвации нац.валюты 6) инфляционные Р. 7) налоговый Р. Возникает при изменении налог.ставок, могут возникать в результате нал.проверок при необходимости доплачивать налоги и уплачивать штрафы 8) ценовой ПР. (Р.ценовых колебаний) – Р.повышения цен и тарифов на потребляемые ресурсы, Р.колебаний цен на финн.активы 9)инвестиционные Р.-Р.неполучения прибыли в результате реализации проекта или Р.потери инвестиций 10)Р.банкротства

Принципы разрешения финансового риска: 1)Нельзя рисковать больше чем это позволит собственный капитал; 2)Нельзя рисковать многим ради малого; 3)Следует предугадывать последствия риска.

Цель управления финн.Р. – снижение потерь, связанных с риском до минимума. Порядок управления Р: 1)выявление Р.2)оценка Р. 3)снижениеР.

Степень риска - это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.

В абсолютном выражении риск может определятся величиной возможных потерь в материально-вещественном или стоимостном выражении. В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некой базе.

Вероятность наступления события м/б определяться объективным и субъективным методом.

Объективным м-дом пользуются для определения вероятности наступления события на основе исчисления частоты, с которой происходит событие.

Субъективный м-д базируется на использовании субъективны критериев, которые основываются на различных предположениях. В основе оценки фин. рисков лежит нахождение зависимости между определенными размерами потерь и вероятностью их возникновения.

Методы оценки рисков:

1) статистич.методы и показатели - применяются, если сущ.достаточно большой объем статист. Инф-ии о результатах однородных хоз.или фин.операций (коэф-нт вариация - изменение количественных показателей при переходе от данного варианта к другому; дисперсия - это мера отклонения фактического значения от его среднего значения; ср.квадратическое отклонение. Чем больше значение ср.квадр.откл., коэф-та вариации, тем больше риски.

2) экспертные методы: обычно реализуется путем обработки мнений опытных предпринимателей и специалистов. Данный способ предполагает сбор и изучение оценок сделанных различными специалистами вероятностей возникновения различных уровней потерь.

3) метод оценки чувствительности фин.результатов факторами риска.

Снижение степени риска – это сокращение вероятности и объема потерь.

Способы снижения финансового риска:

1. Уклонение от риска. Оно позволяет полностью избежать потенциальных потерь, связанных с финансовыми рисками, но, с другой стороны, не позволяет получить прибыли, связанной с рискованной деятельностью. Кроме этого, уклонение от финансового риска может быть просто невозможным, к тому же, уклонение от одного вида риска может привести к возникновению других. Поэтому, как правило, данный способ применим лишь в отношении очень крупных рисков.

2. Принятие риска на себя. При принятии риска на себя основной задачей фирмы является изыскание источников необходимых ресурсов для покрытия возможных потерь. Потери покрываются из любых ресурсов, оставшихся после наступления финансового риска. Если оставшихся ресурсов у фирмы недостаточно, это может привести к сокращению объемов бизнеса. Ресурсы, которыми организация располагает для покрытия потерь – это ресурсы внутри самого бизнеса и кредитные ресурсы.

3. Передача риска. Передача риска происходит, если в заключенном сторонами контракте существует специфическое положение относительно передачи финансовых рисков контрагенту. Сторона, принявшая на себя риск, обычно вторично передает его, заключив договор страхования ответственности.

4. Страхование риска. Страхование финансовых рисков относится к имущественному страхованию. В некоторых случаях страхование финансовых рисков включается в договор страхования имущества, в таком случае страховая компания возмещает страхователю не только ущерб, но и не полученную вследствие остановки производства прибыль.

5. Диверсификация. Представляет собой процесс распределения ка­питала между различными объектами вложения, которые непо­средственно не связаны между собой. Позволяет избежать части риска при распре­делении капитала между разнообразными видами деятельности.

6. Хеджирование. Используется в бан­ковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов, носит название «хедж». Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется «хеджер». Хеджер стремится снизить риск, вызванный неопределеннос­тью цен на рынке, с помощью покупки или продажи срочных контрактов. Это дает возможность зафиксировать цену и сделать доходы или расходы более предсказуемыми. При этом риск, свя­занный с хеджированием, не исчезает. Его берут на себя спеку­лянты, т.е. предприниматели, идущие на определенный, заранее рассчитанный риск.

(любая схема фин-ия операций позволяющая снизить Р.преимущественно с исп-ем производных финн.инструментов (фьючерсы, опционы)).

13. Структура и стоимость капитала организации. Средневзвешенная и предельная цена капитала.

Капитал организации - совокупность финансовых средств, сформированных из собственных, привлеченных и заемных источников, инвестируемая в формирование имущественного комплекса организации.

Классификация капитала:

По источникам формирования.

1. собственные средства предприятия: уставный капитал, выручка от продаж, накапливаемая чистая прибыль; резервы; прочие взносы юридических и физических лиц.

2. заемные средства: кредиты банков; заемные средства, получаемые на фондовом рынке, от других организаций;

3. привлеченные средства: кредиторская задолженность поставщикам, бюджету, по оплате труда и т.п.

4. бюджетные ассигнования выделяются организациям на финансирование целевых расходов производственного и социального назначения.

По направлению вложений капитал можно подразделить на:

1.авансированный, который направлен на обеспечение текущей деятельности организации и носит относительно краткосрочный характер, определяемый длительность кругооборота средств;

2.инвестированный (долгосрочные вложения средств, связанных с получением прибыли в долгосрочной перспективе).

По оборачиваемости: внеоборотный, оборотный.

Структура капитала – соотношение доли собственных и заемных средств.

Структура капитала оказывает влияние на операционную, инвестиционную и финансовую деятельность компании, влияет на финансовые результаты, на рентабельность активов и СК, определяет систему фин.коэффициентов устойчивости и платежеспособности. Таким образом оказывает существенное влияние на соотношение риска и доходности в процессе развития организации.

Оптимальная структура капитала – такое соотношение собственных и заемных средств, при котором обеспечивается наиболее эффективное соотношение рентабельности СК и показателей фин.устойчивости.

Стоимость (цена) капитала – это цена, которую платит предприятие за привлечение средств из различных источников. Цена капитала определяется в % как отношение суммы годовых фин.издержек по обслуживанию капитала к стоимости капитала.

В соответствии с концепцией цены капитала следует стремится у минимизации цены капитала при ограничении фин.рисков структуры капитала.

Расчет цены капитала:

  1. Стоимость банковской ссуды

ССбс = р% * (1-Н) р-год.ставка по кредитному договору

Н-ставка налога на прибыль

(1-Н)-налоговый корректор

  1. Цена облигационного займа

ССобл = К% * (1-Н) К-годовая ставка купонного дохода

  1. Стоимость товарного кредита

ССтк = ЦС% * 360/ Период кредитования(дни)

ЦС-ценовая скидка при немедленном расчете

  1. Стоимость капитала привилегированной акции

ССпа = Дивид/Цпа *100%

  1. Цена капитала обыкновенной акции

ССоа = Дивид/Цоа * 100% + g%

g- прогнозируемый годовой темп прироста дивидендов

  1. Стоимость капитала нераспределенной прибыли

ССнп = ССоа, т.к. акционеры, принимая решение о распределении ЧП и реинвестируя часть ЧП ожидают отдачу капиталовложения не меньше, чем дивидендная доходность по ОА.

Обобщающим показателем стоимости капитала компании является средневзвешенная стоимость капитала.

ССi – цена капитала i-го источника

di –удельный вес источника в структуре капитала

Экономический смысл данного показателя заключается в том, что компания может принимать любые решения, в т.ч. решения инвестиционного характера, если уровень их рентабельности не ниже WACC.

Предельная цена капитала – стоимость каждой новой дополнительно привлекаемой единицы капитала.

Показатель предельной стоимости капитала используется для оценки эффективности дополнительного привлечения средств. Если эффективность использования дополнительного капитала больше чем предельная стоимость, то дополнительное привлечение выгодно.

14. Характеристика внешних источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия и основные принципы привлечения средств из внешних источников.

Для развития предприятия требуются дополнительные финансовые ресурсы, которые могут быть привлечены из различных источников.

Предприятия могут привлекать собственные средства путем увеличения уставного капитала за счет дополнительных взносов учредителей или выпуска новых акций.

Финансирование за счет эмиссии обыкновенных акций имеет следующие преимущества:

- этот источник не предполагает обязательных выплат, решение о дивидендах принимается советом директоров и утверждается общим собранием акционеров;

- акции не имеют фиксированной даты погашения — это постоянный капитал, который не подлежит «возврату» или погашению;

К общим недостаткам финансирования путем эмиссии обыкновенных акций следует отнести:

-предоставление права участия в прибылях и управлении фирмой большему числу владельцев;

-возможность потери контроля над предприятием;

-более высокая стоимость привлеченного капитала по сравнению с другими источниками;

-дополнительная эмиссия может рассматриваться инвесторами как негативный сигнал и приводить к падению цен в краткосрочной перспективе.

Облигационный заем

Привлечение капитала посредством размещения облигаций на финансовом рынке, безусловно, привлекательный способ финансирования предприятия. Особенно с точки зрения владельцев бизнеса, так как в этом случае не происходит перераспределения собственности. Однако предприятие, планирующее выпуск и размещение облигаций, должно иметь устойчивое финансовое положение, хорошие перспективы развития, а облигационный заем должен быть обеспечен активами предприятия.

Заемные средства, Кредиты

«+» неограниченность привлечения ресурсов, возможность маневра финансовыми ресурсами;

«-» зависимость от 3-их лиц(банкиров, участников фондового рынка), снижение уровня финансовой устойчивости за счет увеличения доли заемного капитала, снижение величины чистой прибыли за счет выплаты %

Кредит — важный внешний источник финансирования деятельности фирм. Он играет очень большую роль в современном бизнесе. Его преимущества — быстрота, доступность и гибкость.

Ком.банки предоставляют краткосрочные и долгосрочные кредита на основе срочности, платности, возвратности и целевой направленности. Краткосрочные кредиты предоставляются для кредитования оборотных средств. Долгосрочные – для финансирования инвестиционной деятельности.

Торговый кредит. Кроме банковского, в бизнесе используется еще одна разновидность кредита. Это — торговый (или товарный) кредит. Его предоставляют друг другу сами фирмы в виде продажи товаров с отсрочкой платежа.

Межбюджетное ассигнование: в форме безвозвратного финансирования или бюджетных кредитов, если инвестиционные проекты реализуются в рамках целевых государственных программ, или финансируются по результатам участия в инвестиционных конкурсах.

Лизинг – финансовая аренда объектов основных средств, которые являются альтернативой кредитованию для приобретения этих объектов. Лизинговая компания приобретает объект ОС и сдает его в финансовую аренду по договору лизинга. Предприятие уплачивает лизинговые платежи, которые в общей сложности покрывают все расходы лизингодателя на приобретение объекта. Предприятие использует объект лизинга в хозяйственной деятельности для извлечения доходов и за счет этих доходов уплачивает лизинговые платежи. Объект сдается в лизинг на срок свыше срока полезного использования и по завершению договора переходит в собственность лизингополучателя.

Привлечение заемных финансовых ресурсов связано с финансовыми рисками: процентными, утраты платежеспособности и ликвидности, утраты финансовой устойчивости, а также риском рефинансирования задолженности. Для привлечения заемных средств предприятие должно обладать кредитоспособностью, т.е. способностью обслуживать долг. Выбор форм и инструментов привлечения внешних финансовых ресурсов в условиях рынка зависит от следующих основных факторов:

15. Эффект финансового рычага и заёмная политика организации.

Политика привлечения заемных средств - часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Данная политика включает в себя следующие этапы:

1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде (состав, структура, рентабельность, динамика привлечения заемных средств, оценка эффекта финансового рычага и т.д.).

2. Определение целей и использования заемных средств в предстоящем периоде (финансирование капитальных вложений, обновление материально-технической базы или оборотных активов).

3. Определение предельного объема привлечения заемных средств (обеспечение финансовой независимости).

4. Оценка стоимости привлечения заемных средств (банковского кредита, облигационного займа).

5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на краткосрочной и долгосрочной основе.

6. Определение форм привлечения заемных средств (банковский кредит, ссуда, лизинг и т.д.).

7. Определение состава основных кредиторов (юридические лица, кредитные организации).

8. Формирование эффективных условий привлечения кредита (условия получения, погашения, % ставка, обеспечение).

9. Обеспечение эффективного использования заемных средств (целевое использование, обеспечение рентабельности и т.д.).

10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.

Максимальный объем привлечения заемных средств диктуется 2 основными условиями:

а) предельным эффектом финансового рычага.

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия.

Эффективность проводимой предприятием заемной политики оценивается с использованием механизма финансового левериджа, т.е. дается оценка эффекта финансового рычага.

Эффект финансового рычага показывает, на сколько пунктов изменится рентабельность собственного капитала при привлечении заемных средств на один пункт. Если финансовый рычаг имеет положительное значение, то предприятие может привлекать заемный капитал, т.к. это будет способствовать росту рентабельности собственного капитала. Данный эффект достигается в результате снижения стоимости заемных средств за счет налогового щита. Финансовый рычаг будет принимать положительное значение, если дифференциал также имеет положительное значение.

ЭФР = (1-Н)(ВЕР-ССзк)*ЗК/СК

(1-Н) – налоговый корректор; (ЗК/СК) – плечо финансового рычага

- дифференциал

ВЕР=ЕВIT/Активы*100%

EBIT – прибыль до уплаты% и налога на прибыль; Активы=СК+ЗК

ССзк =ФИзк/ЗК*100%

ФИзк – финансовые издержки

В процессе управления капиталом и его структурой необходимо контролировать величину его дифференциала. Дополнительное привлечение заемных источников возможно лишь при положительном значении дифференциала, тогда заимствования окажутся эффективными и увеличат чистую прибыль. Чем больше дифференциал, тем меньше финансовый риск.

16. Система показателей оценки финансового состояния предприятия.

Основной целью оценки финансового состояния является получение надежного представления об имущественном положении предприятия, его платежеспособности и рентабельности на основе ограниченного круга показателей.

Существуют 4-е группы системы коэффициентов оценки:

1-я группа: показатели ликвидности определяют возможности погашения текущих обязательств в течение определенного периода времени.

  1. Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует достаточность денежных средств и наиболее ликвидных активов для исполнения тек.обязательств: Кал=(ДС+КФВ)/КП рекомендованное значение 0,2-0,3

  2. Коэффициент срочной ликвидности Ксл=(ДС+КФВ+ДЗ)/КП (0,8-1)

  3. Коэффициент текущей ликвидности Ктл = ОА/КП (1,5-2)

2-я гр. Показатели финансовой устойчивости характеризуют структуру финансовой источников, и прежде всего структуру капитала. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность.

  1. Коэ-нт автономии (К финансовой независимости) Кавт=СК/Активы 0,5

  2. Коэффициент долга Кдолга = ЗК/активы <0,5

  3. Коэффициент плеча фин.рычага Кпфр = ЗК/СК ≤1 характеризует зависимость компании от внешних займов и представляет собой отношение заемного капитала к собственному капиталу. Чем выше это соотношение, тем рискованнее ситуация, которая может привести к банкротству предприятия, и тем выше потенциальная опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств.

  4. Коэффициент финансовой зависимости Кфз=Активы/СК=(СК+ЗК)/СК=1+ЗК/СК

3-я группа: показатели рентабельности: показывают способность предприятия заработать прибыль в процессе хозяйственной деятельности.

  1. Рентабельность продаж: ROS = ЧП/Выр*100% хар-ет долю ЧП в выручке и эффективность операц.деят-ти.

  2. Рентабельность активов ROA = ЧП/ А (ср. знач.) *100%, хар-ет насколько эффективно используются все активы орг-ии.

Рентабельность Внеоборотных Актиов = ЧП/ ВА (ср.знач)*100%

Рентабельность оборотных активов = ЧП / ОА (ср.знач.) *100%

  1. Рентабекльность продукции = Прибыль от продаж / Себест-ть * 100%

  2. Рентабельность собственного капитала ROE = ЧП / СК (ср.знач.) *100% , показывает насколько эффективно используется акционерный капитал.

  3. Динамика этого показателя влияет на показатель рыночной стоимости компании. Модель Дюпона - это трехфакторная модель рентабельности СК

ROE = ЧП/ СК (ср.знач.) = ЧП*Выр*Активы/Выр*Активы*СК= ROSROFD

RO- ресурсоотдача; FD – коэффициент финансовой зависимости

Из модели видно, что рентабельность СК зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры авансированного капитала.

Модель предназначена для поиска причин снижения рентабельности и выявления резервов ее роста. Сравнивается разложение рентабельности отчетного и предшествующего периода, а также возможно использование этой системы применительно к прогнозным и плановым значениям показателей рентабельности.

  1. Экономическая рентабельность Rэк=EBIT/Акт(ср.знач.)*100 показывает способность предприятия зарабатывать доходы для погашения обязательств. EBIT – доходы до уплаты процентов и налогов.

4-я гр. Показатели деловой активности характеризуют эффективность использования предприятием своих средств.

  1. Коэффициент ресурсоотдачи: RO=Выр/Активы (ср.знач) хар-ет кол-во оборотов активов в течении года

  2. Коэффициент оборачиваемости ОС: Коб.=Выр/ОА(ср.знач.) показывает сколько раз за анализируемый период пройдет полный цикл производства и продажи продукции, приносящий прибыль.

  3. Продолжительность операционного цикла: Поц = ОА(ср.знач.)/ Выр. в день (дни) показатель, по которому можно определить, сколько дней в среднем требуется для производства, продажи и оплаты продукции предприятия

5-я гр. Показатели рыночной стоимости компании характеризуют стоимость и доходность акций компании.

  1. Цена-прибыль (мультипликатор) = Р/Е отношение рын.цены акции к прибыли на акцию. Чем больше значение мультипликатора, тем более высоко рынок оценивает акции компании. Мультипликатор широко используется при оценке стоимости акции сравнительным подходом

  2. Мультипликатор цена - однодневная выручка = P/S

  3. Коэффициент балансовой рыночной стоимости = М/В М-рын.ст-ть акции; В-балансовая ст-ть акии

Балансовая стоимостьакций определяется как отношение общей суммы СК к количеству акций.

17. Управление собственным капиталом. Факторные модели расчёта показателя рентабельности собственного капитала.

Собственный капитал представляет собой совокупность финансовых ресурсов компании, сформированных за счёт средств учредителей (участников) и финансовых результатов собственной деятельности.

Использование собственного капитала позволяет предприятию не допускать сбоев в работе, своевременно осуществлять различные инвестиционные проекты и т. д.

Собственный капитал включает: уставный фонд; резервный и добавочный капитал; целевые финансовые фонды; нераспределенную прибыль.

На практике собственные средства предприятия могут быть сформированы из внутренних и внешних источников финансовых ресурсов.

Внутренние источники собственных средств составляют основную часть собственного капитала. В их состав входят амортизационные отчисления, имеющие важное значение на предприятиях с высоким удельным весом амортизируемых внеоборотных активов и амортизационной политикой, предполагающей ускоренную и дополнительную амортизацию.

Внешние источники формирования собственных средств включают дополнительной паевой или акционерной капитал, который привлекается путем дополнительных денежных взносов в уставный капитал или дополнительной эмиссии акций.

Управление СК пр-я – это управление формированием его собственных финансовых ресурсов за счет различных источников.

1. В качестве его первоначального этапа производится анализ результатов формирования собственных фин ресурсов пр-я в предыдущем периоде.

2. На основе видов анализа производится расчет общей потребности в собственных фин ресурсах на план-й период, формируемый за счет внутренних и внещних источников.

3. Для покрытия общей потребности в СК пр-я изучается стоимость привлечения внутренних и внешних источников. Необходимый объем СК пр-я в первую очередь обеспеч-ся за счет внут-х ист-в, а недостающая величина формируется за счет внешних.

Критерием эфф-ти процесса управления СК пр-я является уровень оптимальности соотношения внутренних и внеш-х ист-в в формир-нии собственных фин-х ресурсов. Критериями оптимальности служат следующие требования: обеспечение минимальной стоимости привлечения собс-х фин-х ресурсов; обеспечение неизменности управления пр-ем первоначальными его учредителями.

Выполнить требования к эффективности процесса управления формированием собственных финансовых ресурсов можно с помощью решения следующих задач: обеспечение максимальной величины прибыли предприятия; формулирование эффективной политики распределения прибыли; осуществление рациональной амортизационной политики; проведение дополнительной эффективной эмиссии акций.

Показатели рентабельности (R - анализ):

  1. Рентабельность продаж: ROS = ЧП/Выр*100% хар-ет долю ЧП в выручке и эффективность операц.деят-ти.

  2. Рентабельность активов ROA = ЧП/ А (ср. знач.) *100%, хар-ет насколько эффективно используются все активы орг-ии.

Рентабельность Внеоборотных Актиов = ЧП/ ВА (ср.знач)*100%

Рентабельность оборотных активов = ЧП / ОА (ср.знач.) *100%

  1. Рентабекльность продукции = Прибыль от продаж / Себест-ть * 100%

  2. Рентабельность собственного капитала ROE = ЧП / СК (ср.знач.) *100% , показывает насколько эффективно используется акционерный капитал.

  3. Динамика этого показателя влияет на показатель рыночной стоимости компании. Модель Дюпона - это трехфакторная модель рентабельности СК

ROE = ЧП/ СК (ср.знач.) = ЧП*Выр*Активы/Выр*Активы*СК= ROSROFD

RO- ресурсоотдача; FD – коэффициент финансовой зависимости

Из модели видно, что рентабельность СК зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры авансированного капитала.

Модель предназначена для поиска причин снижения рентабельности и выявления резервов ее роста. Сравнивается разложение рентабельности отчетного и предшествующего периода, а также возможно использование этой системы применительно к прогнозным и плановым значениям показателей рентабельности.

  1. Экономическая рентабельность Rэк=EBIT/Акт(ср.знач.)*100 показывает способность предприятия зарабатывать доходы для погашения обязательств. EBIT – доходы до уплаты процентов и налогов.

18. Сущность и виды дивидендной политики организации. Факторы, определяющие её выбор.

Дивидендная политика заключ. В обеспечении эффективных пропорций между потреблением прибыли собственниками и направлением прибыли на развитие, которые бы максимально способствовали росту рыночной цены предприятия.

Див.пол.характеризуется:1)показателем дивидендной доходности (отношение дивиденда к рыночной стоимости акции, выраженное в процентах); 2)коэффициентом дивидендных выплат (доля чистой прибыли, направленная на выплату дивидендов. Див/ЧП).

К реинвестир.прибыли=(ЧП-Див)/ЧП пок-ет какая доля ЧП направлена на развитие орг-ии.

Виды див.пол.:

1.КОНСЕРВАТИВНАЯ в первую очередь прибыль направляется на обеспечение финансовых потребностей предприятия и реализацию инвестиционных проектов. Если инвестиц.потребности удовлетворены, то оставшаяся часть прибыли идет на выплату дивидендов. Остаточная политика выплаты дивидендов снижает риски недостатка ресурсов на инвестиции. Недостатком является нестабильность дивидендных выплат, что отрицательно влияет на цену акций. Чтобы это сгладить используют метод стабильных див.выплат, но с невыс.див.дох-тью. Обычно применяется на ранних стадиях жизненного цикла предприятия при высоких инвестиционных потребностях.

2)АГРЕСИВНАЯ применяется метод стабильных див.выплат с высокой див.дох-тью,что явл-ся привлекательным для инвесторов и приводит к росту рын.ст-ти акций. Вместе с тем такая политика связана с риском недостатка ресурсов на развитие орг-ии. Также применяют метод возрастающих див.выплат (дивиденды с каждым годом растут, однако при росте прибыли курсовая стоимость акций такого предприятия также будет расти. Такая политика возможна лишь для стабильно растущих компаний.)

3)УМЕРЕННАЯ уравновешивает риски недостатков фин.ресурсов при распр-ии прибыли и заключ. В том,что дивиденды выплач.стабильно на невысоком уровне, но в благ. Периоды выплачиваются доп. Экстра-дивиденды. Эта политика считается наиболее рациональной, дает наибольший эффект для предприятий с нестабильной прибылью.

На див.пол. влияют:

1)планируемые темпы развития, потребность в источниках финансирования инвестиционных программ;

2)структура капитала предприятия, финансовые риски, стоимость заемных средств;

3)обеспечение инвестиционной привлекательности акций компании, планирование дополнительных эмиссий акций; 4) законодательные ограничения на выплаты дивидендов.

Также следует учитывать,что низкая див.дох-ть приводит к продажам акций и к уменьшению их рын.ст-ти,что отриц.влияет на рын.ст-ть компании.

19. Сущность и содержание разделов бизнес-плана инвестиционного проекта.

Бизнес-план - документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели, обосновывающие целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности фирмы. Подобные планы нужны прежде всего для обоснования некоторого нового направления развития, т.е. нередко они носят разовый, а не регулярный характер.

Функции БП: 1)связана с возможностью использования его для формирования концепции развития, т.е. стратегии бизнеса. Данная функция крайне необходима в период создания фирмы, а также при разработке принципиально новых направлений деятельности. 2) собственно планирование. Она служит для экономической оценки выбранного направления деятельности и идентификации ключевых ориентиров, а в случае реализации бизнес-плана - для контроля его выполнения. 3)привлечение займов и кредитов. Для того чтобы застраховать себя от вполне возможного невозврата предоставляемых кредитов, банки, как правило, требуют - и их требования следует признать обоснованными - не только гарантий и реального залога, но и тщательно проработанной концепции, стратегии бизнеса. 4)рекламно-пропагандистская. Она необходима для привлечения к новому делу потенциальных партнеров, которые могут вложить в намечаемый проект собственный капитал или содействовать мобилизации иных источников.

Бизнес-план необходим: 1) Инвестору для определения целесообразности и эффективности вложений; 2) Предпринимателю – для выработки программы действия, а также для руководства в процессе реализации проекта; 3) Государственным органам – для регулирования и контроля взаимоотношений, а также для контроля безопасности проекта.

РАЗДЕЛЫ Бизнес-плана: 1)Введение 2) Общая характеристика предприятия (организации) 3) Описание планируемой продукции (товаров,работ,услуг) 4) Анализ рынка и отдельных его сегментов 5) Конкуренция 6) План производства 7) Маркетинговый план 8) Финансовый план 9) Приложения.

Уже во введении разработчики БП должны весьма аргументировано обосновать выбор инвестиционного проекта: показать более выгодные по сравнению с конкурентами условия производства и сбыта планируемой продукции; убедить потенциальных инвесторов вкладывать денежные и материальные ресурсы именно в данный проект. Также следует отразить предполагаемые финансово-экономические результаты от реализации выбранного проекта: планируемый объем продаж и предполагаемую от них выручку, рентабельность производства, рентабельность продаж, рентабельность инвестиций и другие показатели.

Раздел "Общая характеристика организации" содержит всю необходимую в юридическом отношении информацию: название организации, адрес, телефон, факс, E-mail, организационно-правовую форму собственности (ООО, ОАО, ЗАО, другие), основной вид деятельности, размер уставного капитала, номер свидетельства о регистрации предприятия, информацию об учредителях организации. Данный раздел включает также сведения: о месторасположении организации, занимаемой площади, плате за аренду земли (и помещений), общем количестве работников предприятия, степени изношенности основных фондов, т.п.

В разделе "Описание планируемой продукции" важно выделить отличительные качества предполагаемой продукции, показать ее технико-экономическую и социальную значимость, с одной стороны, для самих инвесторов (акционеров), с другой - для потенциальных потребителей этой продукции конкретного региона.

Объектом бизнеса могут быть: 1) бизнес-линия (продукция, услуги, техническое решение); 2) создание нового предприятия; 3) реконструкция и развитие действующего предприятия. Планируемая продукция, в соответствии выбранным объектом бизнеса, может иметь совершенно разные объемы производственных и непроизводственных затрат, различную потребность в заемных источниках финансирования, разные степени возможного риска и доходности инвестиционного проекта.

Здесь важно выделять конкретные сегменты рынка (географические, половозрастные, социальные), где планируемая к выпуску и продаже продукция будет пользоваться более высоким по сравнению с конкурирующими фирмами спросом на данную продукцию (раздел «Анализ рынка и отдельных его сегментов»).

Для более полного представления о планируемой продукции разработчики этого раздела бизнес-плана делают ее чертеж, рисунок или рекламный листок с выделением очевидной выгоды ее приобретения потенциальными потребителями.

В разделе "Конкуренция" даются сведения об основных поставщиках на внутренний и внешний рынок аналогичной продукции с указанием цен на нее и основных потребительских качеств.

В этом же разделе выделяется степень конкурентоспособности планируемой продукции, реальная возможность ее продажи в условиях действия объективного экономического закона конкуренции, с одной стороны, и инфляционных процессов, сопровождающихся падением спроса на разные виды продукции, - с другой.

Раздел "План производства" отражает прогноз развития предприятия, процесс изготовления продукции, с указанием в зависимости от применяемой технологии, его структуры по трудоемкости (вид обработки материала, сварка, сборка и т.п.). При этом прогноз объемов производства и реализации продукции рассматривается в тесной взаимосвязи с производственными возможностями предприятия, с тенденциями его расширения в планируемом периоде с разбивкой по годам или по кварталам.

Радел "Маркетинговый план" включает конкретные мероприятия по достижению планируемого (прогнозируемого) объема продаж и размеров чистой прибыли.

В данном разделе БП отражена информация о конкретных сегментах рынка, в которых предприятие планирует осуществлять сбыт своей продукции; определены уровень, структура и динамика спроса на аналогичную или близкую по потребительским свойствам продукцию; определены уровень, показан спрос на товары данной отрасли на внутреннем и внешнем рынках; дана оценка емкости рынка, как максимально возможного спроса на планируемый к выпуску вид продукции; отражена ценовая стратегия предприятия в зависимости от типов рынков, на которых будет осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность данная фирма.

В разделе "Финансовый план" составители БП инвестиционного проекта как правило включают три подраздела:

  1. сводный прогноз доходов и расходов по годам: ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованной продукции, ожидаемая доходность с учетом возможных рисков;

  2. прогноз денежных потоков и регулярность поступления и расходования денежных средств;

  3. сводный баланс активов и пассивов предприятия, включая структуру капитала (структуру источников финансирования) с определением удельных весов собственного и заемного капитала.

В экономической литературе обычно рекомендуют финансовые результаты первого года реализации ИП рассчитывать помесячно, за второй год - по кварталам, а в третий и последующий периоды - по годам.

В данном разделе БП отражаются также инвестиционные риски и пути их минимизации, предлагаются меры по нейтрализации рисков, а также прогнозируется динамика роста ожидаемой доходности финансовых активов (инструментов) от сформированного инвестиционного портфеля.

В Приложениях к бизнес-плану могут быть помещены более подробные сведения о всех его разделах и подразделах: учредительные документы, таблицы, рисунки, графики, диаграммы, организационно-распорядительная структура управления, подробная сметная стоимость работ и прейскурантные цены.

20. Методы оценки эффективности инвестиционного проекта.

Инвестиционный проект – план (программа) вложения капитала с целью последующего получения доходов. Срок жизни проекта – период времени, в течение которого инвестор планирует отдачу от первоначально вложенного капитала.

Для оценки эффективности инвестиций обычно применяют две группы методов: динамические и статические.

Динамические – основаны на дисконтировании денежных потоков

Дисконтирование – процесс определения текущей стоимости денежных потоков с учетом известного или предполагаемого их значения в будущем.

Они включает в себя следующие показатели:

Чистая приведенная стоимость (NPV) По своему экономическому смыслу NPV характеризует абсолютный прирост ценности фирмы в результате реализации инвестиционного проекта.

NPV = - Io

СF- денежный поток от операционной деятельности предприятия (совокупность ЧП и амортизационных отчислений)

i – номер периода

Io – инвестиционные затраты

r- ставка дисконта

Если NPV > 0, то проект принимается, эффективный, если NPV = 0, то проект безразличен, если NPV < 0, то проект принесет убыток.

IRR - внутренняя норма доходности (рентабельности) – это та ставка дисконтирования, при которой NPV = 0. Показывает максимально допустимый относительный уровень расходов по финансированию проекта, превышение которых приведет к убыточности проекта.

Если IRR >r – проект является доходным; IRR =0 – изменение рентабельности не произойдет; IRR < r – проект убыточен.

IRR=r1+(NPV1/NPV1-NPV2)*(r2-r1)

r1-такая ставка дисконта, при которой NPV1>0

r2-такая ставка дисконта, при которой NPV2<0

Индекс рентабельности (PI) показывает, сколько единиц современной величины денежного потока приходится на единицу предполагаемых первоначальных затрат.

PI=NPV/I0+1

Если PI > 1, проект принимается.

Если PI = 1, величина NPV = 0, инвестиции не приносят дохода.

Если PI < 1, проект не обеспечивает заданного уровня рентабельности и его следует отклонить.

PI=1.87 – на каждый рубль инвестиций доход 87 коп

PI=2.5 – на каждый рубль инвестиций доход 1,5рубля

Дисконтированный срок окупаемости (DPP) – такое количество периодов (лет), за которое инвестиционные затраты полностью окупятся, т.е. NPV проекта =0.

DPP= nотр+ IостFdслед.года

nотр - количество полных отрицательных лет

Iост – остаток инвестиций по модулю

СFdслед.года – дисконтированный денежный поток от операционной деятельности следующего за остатком I года.

Кафедра «Налогов и налогообложения»

  1. Экономическая сущность налогов. Функции налогов и принципы налогообложения.

НАЛОГ - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

(Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения юридически значимых действий.)

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

1)Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

2)Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. (объект автомобиль – налоговая база мощность двигателя в лошадиных силах).

3)Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки делятся на твердые (руб. на тонну, руб. на литр, в руб. на лошадиные силы)и процентные (13% НДФЛ с дохода).

4)Налоговый период — период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога (год, квартал, месяц).

5)Порядок исчисления налога установлен НК РФ.1. ПО ДЕКЛАРАЦИИ. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, ставки и льгот. ПО УВЕДОМЛЕНИЮ ИЗ НАЛОГОВОГО ОРГАНА.

6)Порядок уплаты налогов определен НК РФ. Уплата налога производится разовым перечислением всей суммы налога либо в ином порядке. Уплата производится в наличной или безналичной форме. Сроки уплаты устанавливаются при­менительно к каждому налогу, сроки определяются календарной датой или истечением пе­риода, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.

7)Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налог собирают в бюджет на основе: 1) обязанности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения; 2)индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика; 3)безвозмездности уплачиваемых сумм; 4)отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.

ФУНКЦИИ:

1) Фискальная - проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.

2) Регулирующая – налоги стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства, усиливают или ослабляют процесс накопления капитала, расширяют или уменьшают платежеспособный спрос населения(воздействие на экономическое поведение организаций и физических лиц посредством изменения ставок налогов, льгот)

3) Контрольная - состоит в том, что появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

4) Распределительная - посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных.

ПРИНЦИПЫ:

  1. п. публичности (введение налогов открыто и гласно);

  2. п. приоритетности государственных интересов (получение государством налогового дохода для последующего финансирования общественно необходимых затрат);

  3. п. законности;

  4. п. нейтральности (правовое равенство налогоплательщиков);

  5. п. защищенности налогоплательщика (система защиты законных интересов налогоплательщика в налоговом законодательстве);

  6. п. экономического равенства налогоплательщиков (для субъектов с одинаковым экономическим потенциалом и организационно-правовым статусом устанавливают одинаковые налоги);

  7. п. соразмерности налогового бремени (налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными);

  8. п. единства налогообложения (недопустимо установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ);

  9. п. налогового федерализма (определение компетенции в налогообложении на федеральном, региональном и местном уровнях управления).

  1. Система налогов и сборов в РФ и их классификация.

Система налогов и сборов в РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а так же совокупность норм и правил, определяющих полномочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правонарушениях.

Классификация налогов:

1. по способу изъятия: прямые, косвенные (НДС, акцизы),

2.…налоги с предприятий, налоги с граждан