III. Цели и специфика сп переходного периода в Беларуси и России
В социалистическом государстве, реализующем патерналистскую модель, основным инструментом СП являются государственные законы и нормативно-правовые документы властных структур, предписывающие конкретные размеры увеличения заработной платы, повышения пенсий, изменения цен на товары народного потребления, строительство объектов социальной инфраструктуры и т.п. Возможность использования подобного инструмента определяется тем, что государство контролирует основную часть собственности и финансовых потоков в государственном бюджете, стремясь не допустить в значимых размерах экономической и финансовой самостоятельности граждан и социальных групп. При этом государство ранжирует членов общества по их значимости, регламентируя их уровень доходов и потребления. Каждый член общества может четко прогнозировать их пределы при своем перемещении по социальной лестнице. Достоинством такой СП является «уверенность в завтрашнем дне». Недостатком – фактическая невозможность выхода за пределы предписанного уровня потребления.
В рыночной экономике, построенной на основах либерализма, частной собственности на средства производства и доминировании негосударственного сектора, основными инструментами целей СП являются поддержание платежеспособного спроса на социальные услуги, а также система формируемых и финансируемых государством минимальных социальных гарантий. Роль государственных законов велика, но ее содержание существенно меняется. Из директивного инструмента они превращаются прежде всего в инструмент контроля за соблюдением всеми субъектами экономических отношений установленных социальных норм. Достоинством такой СП является снятие ограничения на потребление, но с другой стороны, она предъявляет серьезные требования к самим членам общества, обязанным вносить свой вклад в формирование бюджета социальной политики. Недостатком является необходимость переключения части доходов населения с текущего потребления на социальной страхование, или отложенное потребление.
Социальная политика имеет свои особенности:
1. В социально устойчивых обществах, где стабильный порядок взаимоотношений социальных групп, имеется значительный слой удовлетворенных своим общественным положением (средний класс), поддерживается система мирного социального сосуществования, снижено влияние протестных, реформистских и особенно революционных идеологий. Взаимоотношение властей и социальных групп протекает в относительно мирных и отрегулированных законом формах.
2. В обществах, находящихся в системных кризисах, то есть находящихся в состоянии, когда становится необходимым исторический выбор нового варианта развития и, как правило, нового общественного устройства.
3. В обществах, выходящих из системного кризиса путем коренных реформ, то есть социальная политика переходного периода. Переходным периодомназывается исторический период, в течение которого происходит переход от прежней устойчивой социальной системы к качественно новой устойчивой социальной системе.
Формирование в России и Беларуси социальной политики переходного периода имеет свою логику, особенности и приоритеты. Она должна учитывать универсальные тенденции и мировой опыт создания демократической системы социальной защиты граждан, а также своеобразие отечественных традиций, которые требуют большей регулирующей роли государства в социальной сфере. Социальная политика в условиях коренной трансформации общественной системы, должна быть нацелена на создание каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи, а также на предоставление гарантированного государством минимума социальной защиты наиболее уязвимым слоям населения. Эта цель означает переход к новой системе социальной защиты, которая предопределяет решение следующих задач:
- повышение ответственности государства за обеспечение гарантий социальных и экономических прав граждан;
- формирование системы индивидуальной ответственности граждан за свое материальное благосостояние;
- обеспечение гражданам гарантированного минимального уровня бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, доступности к культурным благам;
- формирование механизма социально-эффективной занятости и охраны прав работника на предприятии.
В социальной политике переходного периода нарушается монополия государства в регулировании социальной сферы. Появляются новые субъекты социальной политики.
Специфика переходного периода в России и Беларуси должна учитывать ряд факторов и принципов, влияющих на содержание и направленность СП:
1. Двойственность и противоречивость общественного сознания, что обусловлено наличием прочных остатков старых патерналистских установок, ожиданий государственной опеки и заботы и одновременно новых установок и ожиданий, связанных с потребностью освободиться от контроля и зависимости со стороны государства в решении вопросов своего благосостояния.
2. Важность принципа постепенности передачи части социальных функции государства другим уровням социально-экономической системы.
Приоритетными направлениями СП переходного периода являются:
1. Адаптация населения к изменившимся социально-экономическим условиям, ориентирование людей на новую систему ценностей и норм, вырабатывание модели социального поведения, адекватной особенностям рыночной экономики.
2. Предотвращение массового обеднения, социальная помощь обедневшему населению.
3. Недопущение резкого роста безработицы.
4. Повышение ответственности государства по обеспечению развития образования и здравоохранения.
5. Создание и развитие системы социального страхования.
В процессе реализации СП переходного периода происходит социальная трансформация – изменение социальной структуры общества путем формирования новых и изменения прежних социальных групп и слоев, отличных друг от друга по отношению к власти и собственности, положению и профессиональным занятиям, уровню доходов, ценностным ориентирам и т.п.
Тип трансформации, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному общественному устройству определяется как социальный прогресс( от лат.Progresus– движение вперед, успех). Движение от высшего к низшему, процессы социальной деградации , возврат к изжившим себя формам и структурам общественного устройства –социальный регресс.
Социальное развитие– комплекс мер, проводимых государством, органами местного самоуправления, работодателями, общественными организациями для повышения уровня и качества жизни населения.
- Учебно-методический комплекс дисциплины
- 5) Характеристика дисциплины
- 6) Список основной и дополнительной литературы
- Лекция № 1: Сущность, основные принципы и категории социальной политики
- I. Объект, предмет и функции курса
- II. Принципы социальной политики
- Лекция № 2: Приоритеты, механизмы реализации и показатели эффективной социальной политики
- I. Социальная стабильность как фактор реализации целей сп
- II. Механизмы реализации сп
- III. Критерии и показатели эффективности социальной политики
- Лекция № 3: Основные модели и парадигмы социальной политики: отечественный и мировой опыт
- I. Основные модели социальной политики за рубежом
- II. Административно-командная патерналистская модель сп
- III. Цели и специфика сп переходного периода в Беларуси и России
- Лекция № 4: Основные субъекты социальной политики и их взаимодействие
- I. Государство как субъект социальной политики
- II. Негосударственные субъекты сп– институты социальной политики
- III. Взаимодействие основных институтов социальной политики
- Лекция № 5: Социальное государство: сущность, функции, этапы развития
- I. Изменение функций социального государства на различных этапах развития
- II. Влияние глобализации на трансформацию социального государства
- III. Проблемы и перспективы создания социального государства в Беларуси и России
- Лекция № 6. Социальная политика в области трудовых отношений
- I. Основные задачи, принципы и уровни политики занятости и регулирования рынка труда
- II. Главные направления политики в области оплаты труда
- III. Социальная политика в области охраны труда
- Лекция № 7. Миграционная политика. Проблемы внешней трудовой миграции
- I. Миграционные процессы: структура и направление миграционных потоков
- II. Проблемы и преимущества трудовой миграции
- III. Миграционная политика в Беларуси и России
- Лекция № 8. Политика в области социального страхования и пенсионного обеспечения
- I. Виды социальных рисков и направления социального страхования
- II. Социальное страхование как институт социальной защиты
- III. Виды пенсионных систем и направления их совершенствования
- IV. Перспективы и проблемы реформирования пенсионных систем в Беларуси и России
- II. Социальная защита женщин
- Лекция № 10. Социальная политика в области здравоохранения, физической культуры и спорта
- I. Цели и пути реформирования здравоохранения
- II. Политика в области физической культуры и спорта
- Лекция № 11. Социальная политика в области образования, науки и культуры
- I. Политика в сфере образования и науки
- II. Культурная политика
- Лекция № 12. Демографические и этнические аспекты социальной политики
- Лекция № 13 Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике Политика на макро- и микроуровнях
- Государственное регулирование доходов
- 1.2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы Основные этапы реформирования
- Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
- 1.3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы Основные элементы механизма
- Результативность политики доходов
- Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 14. Социальная инфраструктура общества как объект социальной политики
- Лекция № 15. Социальное партнерство. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- II. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- Задания для практического занятия и срсп
- 1.2. Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе
- Интересы основных групп населения и их требования к обществу
- 1. Заполнить таблицу №1, 2
- Основные направления социальной политики. Политика доходов населения.