logo search
Otvety_k_ekzamenu

Организация управления коммерческим банком

Банк, как и любое другое предприятие, имеет определенную систему управления. На структуру банка и систему управления им оказывает влияние цели коммерческого банка и выполняемые им функции.

Организационная и управленческая структуры коммерческого банка регламентируются Уставом, в котором содержатся положения об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях. Наиболее типичной организационно-правовой формой банка является акционерная. Высшим органом управления коммерческого банка является общее собрание акционеров, созываемое для решения таких вопросов как:

•  изменение устава и уставного капитала банка;

•  формирование Совета банка;

•  утверждение годовых результатов деятельности банка;

•  распределение доходов банка;

•  создание и ликвидация дочерних предприятий, филиалов, подразделений.

Для общего руководства работой банка собрание акционеров формирует Совет банка, состоящий, как правило, из учредителей банка. Совет банка определяет стратегические вопросы деятельности банка (направления деловой активности, контроль за работой правления банка и др.).

Из числа членов Совета банка выбирается Президент банка, на которого возлагается руководство Правлением банка.

Президент и Правление банка:

•  осуществляют политику банка по кредитной, инвестиционной, валютной и другой видам деятельности;

•  координируют деятельность банка и его взаимосвязи в бизнесе;

•  решают вопросы формирования кадров и др.

Организационное устройство банка определяется выполняемыми коммерческим банком функциями, их величиной, территориальной структурой банка, рыночной средой, в которой функционирует банк и, конечно же, экономической целесообразностью.

В общей организационной структуре банка следует выделить 2 типа отделов:

•  отделы, выполняющие линейные функции (заняты операционной работой, т.е. приемом вкладов, выдачей ссуд, покупкой и продажей ценных бумаг и пр.);

•  отделы, выполняющие штабные функции (занимаются обслуживанием линейных отделов, т.е. формируют планы, осуществляют набор и подготовку кадров, ведут учет операций, обеспечивают правовое обслуживание операций, занимаются рекламой и продвижением продуктов и т.д.)

Отделы, выполняющие линейные функции могут быть выделены по банковским продуктам или группам потребителей.

При построении по банковским продуктам: управление краткосрочного кредитования, упр-е долгосрочного кредитования, упр-е финн услуг, упр-е доверительных операций, упр-е ценных бумаг, упр-е системными продуктами.

При построении по группам потребителей: отдел обслуживания корпораций, отдел операций на рынке капиталов, упр-е персональных банковских услуг, упре-е инвестиционного менеджмента. 

Специализация отделов и управлений может быть еще более детализированной, каждый из отделов (управлений) может в свою очередь подразделяться на насколько более мелких отделов.

В зависимости от степени централизации организационные структуры могут быть централизованными и децентрализованными. Построение оргструктуры по степени централизации определяется следующими факторами:

•  важность и количество управленческих решений;

•  компетенция низовых звеньев;

•  уровень контролируемости низовых звеньев.

В современных условиях наблюдается тенденция к построению децентрализованных организационных структур. Данная структура имеет достоинства и недостатки:

•  Достоинства:

•  ускорение процесса принятия решений;

•  усиление внимания к клиентуре и улучшение качества персонального обслуживания;

•  повышение эффективности работы высшего руководящего состава;

•  повышение вероятности появления новых энергичных и компетентных менеджеров.

•  Недостатки:

•  невозможность использования при решении задач в низовых отделах квалифицированных экспертов;

•  снижение уровня контроля за работой низовых звеньев;

•  трудность в координации действий отдельных подразделений.

В условиях децентрализованной оргструктуры за вышестоящими органами всегда закрепляются следующие функции:

•  установление целей и задач банка;

•  выработка стратегии банка;

•  определение стратегических зон хозяйствования (направлений деятельности);

•  разработка нормативной документации банка;

•  - определение требований к учету и отчетности.