logo search

14. Основы денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства. Денежно-кредитная политика, являясь частью общегосударственной экономической политики, должна быть вписана в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия.

В общем виде цель государственного регулирования экономики — достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Иногда говорят, что целью государственного регу­лирования экономики является одновременное достижение всех поставленных целей в магическом четырехугольнике (рис. 14.1)

Рис. 14.1 Достижение целей государственного регулирования экономики

Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной полити­ки государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной заня­тости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной поли­тики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос на деньги и их предложение.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают банки, прежде всего центральный банк. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте.

Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммер­ческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте.

Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммер­ческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денеж­ными ресурсами.

Методы денежно-кредитной политики — это совокупность способов, инст­рументов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. Мето­ды проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики. Это воздействие осу­ществляется с помощью соответствующих инструментов. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объ­екты денежно-кредитной политики.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различ­ных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объ­емом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздейству­ют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механиз­мов. Помимо прямых и косвенных различают общие и селективные методы осу­ществления денежно-кредитной политики центральных банков. Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влия­ние на денежный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основ­ном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выда­чи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д.

В мировой экономической практике центральные банки используют следу­ющие основные инструменты денежно-кредитной политики:

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъ­ятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность ком­мерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обяза­тельных резервов коммерческих банков, или резервных требований, исполь­зуется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы.

Механизм действия данно­го инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

Процентная политика центрального банка проводится по двум направле­ниям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть наз­вана политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования — это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка — процент (дисконт), по которому центральный банк учиты­вает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитова­ния под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При полу­чении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая муль­типликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличе­ние учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются воз­вратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банков­ских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного пред­ложения.

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время явля­ются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по зара­нее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наи­более гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвид­ности коммерческих банков.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влия­ние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что сти­мулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в эко­номику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им цен­ных бумаг.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необхо­димости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачи­вают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связан­ные с эмиссией денег. Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно сов­местно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.