logo search
ВЭД часть 2

2.3. Классификация контрагентов как субъектов мко

Контрагентами в Международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле, продаже товаров или оказанию услуг. В зависимости от целей и характера деятельности всех контрагентов на международном рынке можно разделить на 4 категории:

1. Фирмы. 2. Союзы предпринимателей. 3. Государственные органы и организации. 4. Международные экономические организации системы ООН.

1. Фирмы – они осуществляют наибольшее количество международных коммерческих операций. Термин «Fa» применяется в мировой практике для условного обозначения контрагента преследующего коммерческие цели. Fa – это предприятие, осуществляющее деятельность в различных областях с целью извлечения прибыли. Выступающие на мировом рынке фирмы как контрагенты подразделяются по видам предпринимательской деятельности, правовому положению, характеру собственности, принадлежности капитала и контроля над ним.

2. Союзы предпринимателей – это объединения отдельных групп бизнесменов. В отличие от предприятий, такие союзы не преследуют цели получения прибыли. Они представляют интересы предпринимателей в развитых кругах и оказывают им помощь в расширении экспорта. Официальная цель союзов – разработка и согласование определенных общеотраслевых сфер деятельности: вопросы стандартизации, организация консультаций, подготовка кадров, отраслевая статистика и т.д. Союзы предпринимателей создаются в форме ассоциаций, федераций, советов. При этом различают следующие союзы: отраслевые, по роду деятельности и региональные. Отраслевые объединяют предпринимателей, производящих один и тот же вид продукции. По роду деятельности – предприниматели объединяются в промышленные, торговые, сельскохозяйственные и прочие ассоциации. Региональные – объединяют предпринимателей по месту жительства. Формально такие союзы не преследуют цели воздействия на рынок, цены и т.д. В реальности они часто выполняют функцию картелей: разделяют сферы влияния предприятий, устанавливают квоты на объем производства, в том числе на экспорт. Такими методами союзы предпринимателей добиваются ослабления конкуренции. Они занимаются также разработкой типовых международных контрактов. Большая часть союзов предпринимателей не выступает на международных рынках в качестве контрагентов. Но есть исключения. В Финляндии монопольное право на экспорт лесо-бумажной продукции принадлежит 4-м финским союзам предпринимателей. В Швеции и Норвегии экспорт целлюлозно-бумажной продукции также осуществляется через союзы предпринимателей, которые, однако, не имеют монопольного права на это. (Аналогичные ситуации есть и в других странах).

3. Государственные органы и организации, имеющие право выхода на внешний рынок. В отличие от государственных фирм, государственные органы и организации не преследуют коммерческие цели при выходе на внешний рынок. При этом в каждой стране в таких операциях могут принимать участие органы и организации, которым выдано на это специальное разрешение от государства. В США таким правом пользуется управление государственным имуществом. Оно производит закупки и распродажу стратегических материалов и драгоценных металлов из запасов правительства на внешнем рынке. В Индии – министерство обороны. Наибольшее число государственных органов и организаций, имеющих право выхода на внешний рынок, имеют развивающиеся страны.

4. Международные органы системы ООН. Это достаточно крупные покупатели товаров и услуг на международном рынке. ПРООН (программа развития ООН) – является главным органом системы, регулирующей объем и направление средств на техническую помощь государствам. ПРООН – важный контрагент международных коммерческих операций. Непосредственными исполнителями многих международных проектов являются организации системы ООН: ЮНКТАД (организация ООН по торговле и развитию), ЮНЭП (организация по охране окружающей среды), ЮНЕСКО, МОД (международная организация труда), ФАО (международная организация ООН по продовольствию и с/х продукции) – эти организации выполняют договоры на основе субподряда.