logo search
БМ шпора

34. Методы обеспечения надежности банка.

В российском банковском законодательстве используются такие термины, как «стабильность банковской системы» (Закон «О Центральном банке РФ», ст. 56), «устойчивость кредитных организаций» (там же, ст. 62), «финансовая надежность кредитной организации» (Закон «О банках и банковской деятельности», ст. 24).

В банковской литературе чаще всего используется термин «надежность». Под этим в общем случае понимается комплексная (интегральная) характеристика текущего финансово-экономического состояния банка и его перспектив на обозримое будущее, полученная, как правило, на базе дистанционного («бесконтактного») анализа его официальной и публикуемой отчетности.

Такая оценка банка обычно дается в баллах, значения которых или интерпретируются непосредственно, или могут сопоставляться с нормативными уровнями соответствующих показателей (такие нормативы могут предложить регулирующие органы либо их разрабатывают сами «оценщики» надежности -банковские аналитики, независимые эксперты, рейтинговые агентства).При этом могут учитываться разные наборы показателей. Необходимо отметить, что понятие «надежность банка» отражает как бы взгляд иа него извне, прежде всего со стороны клиентуры.

В Законе «О банках и банковской деятельности» указываются следующие способы обеспечения банком своей финансовой надежности:

• создание собственных резервов (фондов), в том числе под обесценение ценных бумаг;

• классификация активов с выделением сомнительных и безнадежных долгов и создание резервов (фондов) на покрытие возможных убытков;

• соблюдение обязательных экономических нормативов;

• организация внутреннего контроля;

• выполнение норматива обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ.

Это правильные рекомендации. Но их недостаточно. Для любого банка, прошедшего первоначальный этап своего развития, главными становятся задачи:

• освоения всего спектра банковских операций безотносительно того, какую долю в тот или иной момент занимает в общем объеме показателей деятельности банка та или иная операция;

• развития системы корреспондентских отношений;

• перехода к активному использованию привлеченных средств;

• постоянной готовности правильно реагировать на изменения ситуации.