1.2 Виды и методология андеррайтинга
Ранее страховой агент (продавец) осуществлял не только анализ рынка и продажи страховых услуг, но и непосредственно связанные с этим процессом функции андеррайтинга, составления договора, его оформления и т.д. По мере усложнения рисков и объектов страхования возникла специализация страховщиков по основным бизнес-процессам: маркетингу, продажам, андеррайтингу, сопровождению договоров, урегулированию убытков.
В процессе продаж возникает определенное противоречие между продавцами и самой страховой компанией, которое заключается в следующем.
Во-первых, для обеспечения заданного объема продаж -- главного критерия работы продавца -- принимались на страхование любые риски, что зачастую приводило к увеличению выплат и к убыткам. Поэтому сосредоточение в одних руках продажи и андеррайтинга по мере развития бизнеса становится не рациональным и экономически небезопасным. Андеррайтер и есть та фигура, которая не позволяет продавцу осуществить продажи «любой ценой», обеспечивая рентабельность страхового портфеля по своему виду.
Во-вторых, переход к системным продажам (от видовых) потребовал от продавца знаний особенностей андеррайтинга по многим видам страхования, что на практике оказалось не осуществимо.
В-третьих, продавцы по своему психологическому складу, коммуникативности значительно отличаются от аналитиков -- андеррайтеров. Продажи и анализ, по сути, разные виды деятельности, так как в основе продаж больше лежат эмоциональные и интуитивные факторы, тогда как в основе аналитической деятельности -- логика и рационализм.
Как правило, создаваемая в страховых компаниях система андеррайтинга включает в себя два уровня: первичный и специализированный. Первичный андеррайтинг (иными словами, типовой, стандартный) выполняется силами самих продавцов. В рамках стандартного андеррайтинга происходит оценка стандартного риска по типовым процедурам и правилам. Специализированный, индивидуальный андеррайтинг проводится квалифицированными андеррайтерами по нестандартным, индивидуальным рискам исходя, главным образом, из финансовых результатов по виду страхования или страховому портфелю. Условно критерии индивидуального андеррайтинга можно назвать критериями рентабельности.
Процесс стандартного (первичного) и индивидуального (специализированного) андеррайтинга условно показан на рис. 1.
42
Рис. 1. Двухступенчатый андеррайтинг
При правильном расчете тарифов и отбора на страхование рисков, соответствующих условиям тарифных расчетов, суммарный убыток по страховому портфелю с доверительной вероятностью не должен превышать величину, исходя из которой рассчитывался страховой тариф (так называемый суммарный тарифный убыток).
Однако для получения положительного финансового результата страхования необходимо отбирать на страхование такие объекты (риски), для которых суммарный убыток по страховому портфелю будет ниже суммарного тарифного убытка. Такой убыток мы будем называть суммарным рентабельным убытком. Положительная разница между тарифным и рентабельным убытком и обеспечит положительный финансовый результат (андеррайтерскую прибыль).
Отобранные таким образом объекты (риски) называют качественными или рентабельными.
Для отбора таких качественных объектов андеррайтер должен попытаться уменьшить вероятность наступления страховых случаев и снизить величину убытка при наступлении страховых случаев.
Уменьшение вероятности наступления страховых случаев возможно при условии:
* селекции принимаемых на страховую защиту рисков для конкретных объектов страхования;
* разработки превентивных мероприятий по снижению вероятности наступления конкретных рисков (например, установка на автомобиле противоугонной системы).
Снижение суммарных убытков возможно при условии:
* отбора объектов, наиболее устойчивых к проявлениям страхуемых рисков (например, пожароустойчивых зданий при страховании имущества от огня);
* ограничении лимитов ответственности страховщика;
* реализации превентивных мероприятий по повышению устойчивости объекта к воздействию рисков (например, оборудование объекта автоматической системой пожаротушения);
* разработки и реализации системы перестрахования.
Естественно, что выполнение таких условий требует от андеррайтера специальных знаний, интуиции и умения прогнозировать результат страхования. На практике эти условия неизбежно ограничивают продажи, и цель андеррайтинга вступает в противоречие с целями продавцов, что возможно разрешить при условии разделения предлагаемых страховщиком услуг на массовые виды страхования однородных и относительно простых объектов и рисков, не требующих тщательного индивидуального андеррайтинга, и страхование сложных объектов с индивидуальным андеррайтингом. Можно выделить следующие принципы андеррайтинга:
1) объективность, основанная на подлинных сведениях об объекте (предмете) страхования и рисках, полученных от страхователя и проверенных в результате предстраховой экспертизы и осмотра, профессиональных знаниях и опыте андеррайтера;
2) всесторонность, основанная на изучении и оценке всех индивидуальных факторов, влияющих на параметры рисков;
3) креативность, основанная на творческом подходе андеррайтера к принятию решения о приеме (отказе) заявленного объекта исходя из своих профессиональных знаний, интуиции, прогноза развития рисков;
4) непрерывность, основанная на постоянном слежении за изменением застрахованного объекта и параметров рисков и своевременном учете этих изменений в условиях договора;
5) преемственность, основанная на использовании опыта и прецедентов страхования аналогичных рисков;
6) нацеленность на конечный результат, основанная на селекции рисков для снижения убыточности по виду страхования и страховому портфелю в целом. 21. http://insbizz.blogspot.com/ - информационный сайт, посвящённый теме страхования
- Введение
- 1.Теория андеррайтинга
- 1.1 Понятие, цель и функции андеррайтинга
- 1.2 Виды и методология андеррайтинга
- 1.3.Процедура андеррайтинга
- 2. Особенности андеррайтинга в страховании ином, чем страхование жизни
- 2.1 Андеррайтинг в страховании имущества
- 2.2 Андеррайтинг в страховании предпринимательских рисков
- 2.3 Андеррайтинг в страховании ответственности
- 3. Андеррайтинг в современных реалиях страховых компаний
- 3.1 Проблемы развития андеррайтинга