12.6. Управление биржей
Товарная биржа - самостоятельное специализированное учреждение, юридическое лицо, которое выражает интересы добровольного объединения коммерческих посредников и их служащих для проведения торговых операций в специальном месте за совместно разработанными и соблюдаемыми правилами.
Биржа создается на основе добровольного решения основателей без ограничения срока ее деятельности. Поэтому основателями биржи считают члены инициативной группы, которые укладывают между собой учредительский договор и выступают как ее организаторы.
Состав основателей зависит от вида биржи. Например, основателями товарной биржи могут выступать как физические, так и юридические лица
Основателями фондовой биржи могут выступать только профессиональные участники рынка ценных бумаг, а валютной биржи - коммерческие банки или финансовое учреждение, которое имеет лицензию на право осуществления операций с валютой.
Членом биржи считают того, кто принимает участие в формировании уставного капитала или делает членские взносы или другие целевые взносы в имущество биржи и становится ее членом в порядке, предусмотренном Законом и Уставом биржи.
Членом биржи может быть как юридическое, так и физическое лицо.
Количество членов биржи ограниченная, она зависит от размера уставного фонда и нарицательной стоимости одной акции или пая, а также от того количества акций, которой может владеть один член биржи. Акция (пай) дает возможность воспользоваться правами члена биржи. Они выражают стоимость "места" на бирже. "Место" - это собственность члена биржи.
Для недопущения монопольного положения на бирже каждого основателя или члена биржи частица их в уставном капитале биржи не может превышать 10%.
Различают две категории членов биржи:
1) полные члены - с правом участия в биржевых торгах во всех секциях и на определенное, учредительными документами биржи, количество голосов на общих сборах членов секции биржи;
2) неполные члены - с правом участия в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общих сборах членов биржи и общих сборах членов секции биржи.
Органы управления биржи включают: общественную и стационарную структуры.
Общественная структура биржи может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 11.1):
Рис. 11.1. Состав общественной структуры биржи
Поскольку общее собрание биржи собиралось один раз в год, то для оперативного управления биржей выбирается Биржевой совет. Биржевой совет состоит из полномочных представителей участников, а также квалифицированных специалистов, которые не имеют статуса полномочных представителей. Обе категории лиц, которые входят в Биржевой совет, проходят процедуру выбора на общем собрании.
С состава совета формируется Правление, которые осуществляет оперативное руководство биржей и представляет ее интересы в организациях и учреждениях.
Порядок действия Биржевого совета и Правления определяется Уставом и может иметь особенности на разных биржах.
Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью биржи осуществляет Ревизионная комиссия, которая избирается сборами членов биржи одновременно с Биржевым комитетом.
Стационарная структура биржи делится на исполнительные (функциональные) и специализированные подразделы.
Исполнительные (функциональные) подразделы - это аппарат биржи, который готовит и проводит биржевой торг. Исполнительные подразделы разнообразные и зависят от объема биржевых операций, количества членов биржи брокеров, которые работают на бирже.
В состав исполнительных подразделов могут входить:
1) отдел регистрации:
-
обеспечивает регистрацию биржевых посредников;
-
ведет учет реквизитов и кадрового состава биржевых посредников;
-
утверждение учредительских документов;
-
осуществляет выдачу биржевых пропусков и контроль над правильностью данной информации в биржевой базе данных.
2) экономическая служба - расчетный центр, проводит взаимные расчеты между биржевыми посредниками и биржей;
3) биржевой информационный канал:
-
круглые сутки принимает информацию от биржевых посредников и их клиентов;
-
готовит ее к будущим торгам и круглые сутки отвечает на запросы брокеров по информации, выставленной на будущие торги;
4) информационно-вычислительный центр (ЮЦ) - осуществляет техническое обслуживание компьютерной техники и акустической системы биржевого зала и программного обеспечения биржевой базы данных;
5) отдел биржевой информации:
-
занимается распространением биржевой информации;
-
обеспечивает брокеров информацией относительно будущих торгов и состояния рыночной конъюнктуры.
Биржа бесплатно или за определенное жалованье обеспечивает участников торгов информацией о биржевых товарах, котировке цен и др.;
6) маклерский отдел:
-
проводит торги;
-
регистрирует операции;
-
оформляет результаты торгов.
Биржевой маклер, который проводит торги, обязан оповещать участников торгов:
-
о начале и окончании торгов;
-
о причинах прерывания или задержки торгов;
7) фьючерсный отдел:
-
регистрирует биржевых посредников и брокеров, которые принимают участие во фьючерсных торгах;
-
готовит и оформляет результаты фьючерсных торгов;
8) аналитический отдел:
-
разрабатывает методы анализа биржевой деятельности;
-
собирает и обрабатывает аналитическую информацию;
-
занимается подготовкой аналитических материалов для СМИ.
Специализированные органы биржи - это комиссии биржи и ее коммерческие организации. Среди комиссий наиболее значащими есть:
1. Котировочная комиссия: ее основная задача - организовать учет разных видов цен при осуществлении операций. На основе обобщения таких цен определяются котировочные (справочные) цены, которые публикуются в биржевых бюллетенях (прайс-листы биржи). К обязанностям котировочной комиссии входит наблюдение за своевременным представлением участниками торгового процесса довольно полных и объективных сведений. Она также устанавливает базу биржевого бюллетеня, т.е. список котированных товаров с указанием типичного объема товарной партии. Котировочная комиссия поставляет в информационно-справочный отдел биржи данные о ценах и тенденциях их движения так же, как и по тем товарам, которые не вошли в официально публикованную котировку. Совместно с арбитражной комиссией она устанавливает цены при возникновении спорных конфликтов.
2. Арбитражная комиссия. В случае возникновения споров между покупателями, продавцами и брокерами в ходе составления и выполнение биржевых операций они могут обращаться в эту комиссию. Она не наделена правом постановлять решения, которые являются обязательными к выполнению сторонами конфликта. Это своего рода согласительная комиссия. При неудовлетворенности какой-нибудь из сторон итогами рассмотрения в арбитражной комиссии дело передается в судебные инстанции.
3. Комиссия по приему новых членов. Основными функциями этой комиссии есть:
1) рассмотрение заявлений относительно приема новых членов биржи;
2) анализ финансового и хозяйственного положения предприятия и организации, которые изъявили желание вступить в члены биржи;
3) оценка деловых и профессиональных качеств полномочных представителей новых членов биржи;
4) подготовка предложений и рекомендаций рад директоров о приеме новых членов биржи.
4. Комиссия по торговой (деловой) этики, которая выполняет следующие функции:
1) контроль за выполнением участниками биржевых торгов, а также сотрудниками, членами и посетителями биржи правил биржевой торговли и других правил, установленных биржей;
2) информирование Биржевого комитета о нарушении правил, которые имели место, и подготовка соответствующих документов;
3) подготовка предложений о замене полномочных представителей предприятий и организаций, которые нарушили правила биржи;
4) предоставление консультаций заинтересованным организациям и лицам по вопросам, которые входят в компетенцию комиссии.
5. Комитет (комиссия) из торгового зала (ринговый комитет) - наблюдает за тем, как брокеры укладывают соглашения в биржевом кольце. Комиссия может подвергнуть наказанию член биржи за нарушение правил поведения в биржевом кольце. Например, на бирже КОМЕКС член рингового комитета имеет право на собственное усмотрение штрафовать на сумму до 1 тыс. долл. за каждое нарушение.
Среди коммерческих организаций, которые могут создаваться биржей или при её непосредственном участии, можно выделить:
-
Расчетную палату биржи;
-
биржевые составы;
-
брокерские фирмы (конторы).
Функции Расчетной палаты состоят в следующем:
-
в оперативном и точном проведении расчетов по биржевым операциям;
-
в регулировании и формализации процедуры платежей.
- Тема 1. Предмет, метод и задачи дисциплины.
- Тема 2. Суть и характеристика товарного рынка
- 2.1. Понятие, экономическое содержание и классификация рынков
- 2.2. Особенности товарного рынка
- 2.3. Формы и методы регулирования товарного рынка
- Тема 3. Инфраструктура товарного рынка: сущность, состав и проблема развития.
- 3.1 Суть инфраструктуры рынка.
- 3.2. Характеристика основных элементов инфраструктуры товарного рынка
- 3.3. Проблемы развития инфраструктуры товарного рынка
- Тема 4. Принципы и особенности деятельности маркетинговых посредников на товарном рынке.
- 4.1. Маркетинговые посредники как основа инфраструктуры товарного рынка. Роль торговли в развитии рыночной экономики
- 4.2. Особенности маркетинговой деятельности торговых посредников на товарном рынке
- Тема 5. Макроорганизация оптовой торговли
- 5.1. Суть и место оптовой торговли в рыночном процессе.
- 5.2. Основные виды оптовых посредников
- 5.3. Зарубежный опыт организации оптово-посреднической деятельности на товарном рынке
- Тема 6. Предприятия оптовой торговли
- 6.1. Виды оптовых предприятий, которые функционируют на товарном рынке
- 6.2. Организационные структуры предприятий оптовой торговли, их задача, функции и направление деятельности
- Тема 7. Производственная и транспортно-экспедиционная деятельность
- 7.1. Суть производственной деятельности в сфере обращения
- 7.2. Характеристика транспортно-экспедиционной деятельности
- Тема 8. Организация посреднической деятельности на товарном рынке
- 8.1. Организация оптовых закупок товаров
- 8.2. Организация оптовой продажи товаров покупателям
- 8.3. Кооперация в оптовой торговле
- 8.4. Характеристика договорных взаимоотношений между производителями и оптовыми посредниками
- Тема 9. Торгово-посредническая деятельность на товарном рынке
- 9.1. Принципы организации торгово-посреднической деятельности на товарном рынке
- 9.2. Определение объемов торгово-посреднической деятельности
- 9.3. Ценообразование в торгово-посреднической деятельности
- Тема 10. Информационная и организационно-коммерческая деятельность
- 10.1. Суть и назначение информационной организационно-коммерческой деятельности
- Тема 11. Розничная торговля.
- 11.1. Суть и виды розничной торговли
- 11.2. Виды розничных торговых предприятий
- 11.3. Маркетинговые решения в розничной торговле
- Тема 12. Товарные биржи
- 12.1. Роль бирж в рыночной экономике
- 12.2. Эволюция биржевой торговли
- 12.3. Виды бирж и основные функции, которые выполняются биржами
- 12.4. Регулирование биржевой деятельности.
- 12.5. Участники биржевых торгов
- 12.6. Управление биржей
- 12.7. Характеристика биржевого товара
- 12.8. Механизм ведения биржевого торга
- 12.9. Виды биржевых операций
- 12.10 Цели осуществления биржевых операций
- Тема 13. Лизинг
- 13.1. Суть лизинговой деятельности
- 13.2. Виды и формы лизинга
- 13.3. Правовые аспекты и экономические основы лизинговой деятельности
- 13.4. Опыт организации лизинговых операций в Украине
- Тема 14. Персональные продажи
- 14.1. Суть и задача персональной продажи товаров
- 14.2. Основные этапы эффективной персональной продажи и их содержание
- 14.3. Привлечение, отбор и организация работы торговых агентов для осуществления персональных продаж товаров.
- Литература: