3.2. Характеристика основных элементов инфраструктуры товарного рынка
Каждой модели экономики отвечает собственная модель инфраструктуры, которая определяет качество управления экономикой в целом. Переход от модели экономики с высоким уровнем государственного регулирования к модели, с преимущественно рыночными регуляторами, потребовал изменения и инфраструктуры хозяйства. Это оказалось в изменении форм и методов работы элементов инфраструктуры, формировании новых и ликвидации устаревших.
Участники экономического обращения взаимодействуют через определенную систему рынков - рынок товаров и услуг, финансовый рынок, рынок трудовых ресурсов. Наиболее важным, с точки зрения создания инфраструктуры рынка, есть процесс формирования инфраструктуры товарных рынков и предоставление услуг его элементами.
Инфраструктура товарных рынков - это совокупность организационно-экономического, технического, технологического и нормативно-правового потенциала экономики, заложенного в решающие возможности отдельных областей и видов деятельности по предоставлению сфере обращения необходимого набора услуг для повышения результативности товарообменных операций.
Основными функциями инфраструктуры товарного рынка есть:
содействие субъектам товарного рынка и реализация их экономических интересов;
организационное оформление коммерческо-хозяйственных отношений деловых партнеров;
обеспечение юридического, финансового, страхового, контрольного обслуживания;
изучение конъюнктуры рынка, товаров, конкурентов, посредников, потребителей;
Торговые предприятия и организации являются объектом воплощения экономических интересов субъектов товарного рынка. Современная система торговли определяет спрос и предложение, цены на товары и услуги, структурные изменения в сферах производства и обращения, принципиально новые подходы к установлению коммерческо-хозяйственных связей. К торговым предприятиям и организациям принадлежат:
предприятия оптовой торговли;
предприятия розничной торговли;
оптовые и мелкооптовые магазины;
оптовые и розничные рынки;
торговые дома;
фирмы консигнационной торговли;
предприятия комиссионной торговли;
товарные биржи;
ярмарки;
аукционы.
Коммерческо-посреднические организации сыграют активную роль в формировании и осуществлении движения товара.
На товарном рынке коммерческо-посреднические функции выполняют такие организации:
дилерские фирмы;
дистрибьюторские фирмы;
агентские фирмы;
брокерские организации;
торгово-промышленные палаты.
Организации по предоставлению услуг влияют на рационализацию движения товара, усовершенствование материально-технической, инженерно-технологической базы товарного рынка, ресурсосбережение, решение проблем управления, планирование и организации коммерческо-хозяйственной деятельности субъектов товарного рынка. Информационные организации оказывают содействие развитию товарного рынка, поскольку его субъекты в современных условиях не могут успешно конкурировать, если не имеют в своем распоряжении соответствующей информации. Среди организаций, которые обеспечивают субъектов товарного рынка объективной оперативной информацией для успешного ведения коммерческо-хозяйственной деятельности, можно выделить:
маркетинговые и информационно-коммерческие центры;
выставки;
рекламные организации.
Финансовые организации оказывают содействие функционированию товарного рынка, а его субъекты имеют в своем распоряжении соответствующие финансовые возможности. К организациям, которые занимаются финансовым обслуживанием товарного рынка, принадлежат:
банковская система;
специализированные финансовые учреждения;
клиринговые учреждения;
фондовые и валютные биржи;
страховые организации.
Контролирующие организации оказывают содействие рациональному функционированию товарного рынка во всех его звеньях. Ведь отсутствие надлежащего контроля над функционированием товарного рынка приводит к финансовым, правовым, налоговым и другим нарушениям, нерационального движения товара, наличия некачественных, экологически опасных товаров, недобросовестной конкуренции. Выполнение функций по регулированию и контролю товарного рынка положено на следующие организации:
таможенные службы;
аудиторские фирмы;
казначейство;
органы налоговой администрации;
органы инспекции торговли.
Юридические организации определяют функционирование товарного рынка, а также успешное осуществление коммерческо-хозяйственной деятельности его конкретным субъектом. Правовое обеспечение осуществляют следующие организации:
юридические фирмы;
нотариальные конторы;
адвокатуры;
судебная система.
Организации из кадрового обеспечения сыграют значительную роль в процессе изготовления и реализации кадровой политики на товарном рынке. Подготовкой и реализацией задач относительно кадрового обеспечения субъектов товарного рынка занимается ряд организаций:
службы занятости;
кадровые службы предприятий, организаций;
учебные заведения из профессионального обучения;
службы из переподготовки и повышения квалификации.
Транспортная система является важным звеном в процессе формирования коммерческо-хозяйственных связей на товарном рынке и организации движения товара.
Перевозка грузов на товарном рынке осуществляются разными видами транспорта - железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным, трубопроводным.
Система связи оказывает содействие рационализации коммерческо-хозяйственных связей между субъектами товарного рынка, усовершенствованию товарного ассортиментов, формированию нужных объемов товарной массы на рынке, ценообразованию, рекламной деятельности. На товарном рынке представленные следующие виды связи - почтовый, электрический, радио и телевизионный, космический.
Складское и тарное хозяйство служит важным звеном, которое обеспечивает движение товара, место распределения, сортировка, комплектации, хранение и экспедиции товарно-материальных ценностей. Складское хозяйство как элемент инфраструктуры товарного рынка включает:
составы;
оборудование для размещения материалов и изделий;
подъемно-транспортные машины и механизмы; тару.
Топливно-энергетический комплекс оказывает содействие успешной деятельности всех субъектов товарного рынка. В структуру топливно-энергетического комплекса входят такие подкомплексы: нефтяной; газовый; угольный; электроэнергетический.
- Тема 1. Предмет, метод и задачи дисциплины.
- Тема 2. Суть и характеристика товарного рынка
- 2.1. Понятие, экономическое содержание и классификация рынков
- 2.2. Особенности товарного рынка
- 2.3. Формы и методы регулирования товарного рынка
- Тема 3. Инфраструктура товарного рынка: сущность, состав и проблема развития.
- 3.1 Суть инфраструктуры рынка.
- 3.2. Характеристика основных элементов инфраструктуры товарного рынка
- 3.3. Проблемы развития инфраструктуры товарного рынка
- Тема 4. Принципы и особенности деятельности маркетинговых посредников на товарном рынке.
- 4.1. Маркетинговые посредники как основа инфраструктуры товарного рынка. Роль торговли в развитии рыночной экономики
- 4.2. Особенности маркетинговой деятельности торговых посредников на товарном рынке
- Тема 5. Макроорганизация оптовой торговли
- 5.1. Суть и место оптовой торговли в рыночном процессе.
- 5.2. Основные виды оптовых посредников
- 5.3. Зарубежный опыт организации оптово-посреднической деятельности на товарном рынке
- Тема 6. Предприятия оптовой торговли
- 6.1. Виды оптовых предприятий, которые функционируют на товарном рынке
- 6.2. Организационные структуры предприятий оптовой торговли, их задача, функции и направление деятельности
- Тема 7. Производственная и транспортно-экспедиционная деятельность
- 7.1. Суть производственной деятельности в сфере обращения
- 7.2. Характеристика транспортно-экспедиционной деятельности
- Тема 8. Организация посреднической деятельности на товарном рынке
- 8.1. Организация оптовых закупок товаров
- 8.2. Организация оптовой продажи товаров покупателям
- 8.3. Кооперация в оптовой торговле
- 8.4. Характеристика договорных взаимоотношений между производителями и оптовыми посредниками
- Тема 9. Торгово-посредническая деятельность на товарном рынке
- 9.1. Принципы организации торгово-посреднической деятельности на товарном рынке
- 9.2. Определение объемов торгово-посреднической деятельности
- 9.3. Ценообразование в торгово-посреднической деятельности
- Тема 10. Информационная и организационно-коммерческая деятельность
- 10.1. Суть и назначение информационной организационно-коммерческой деятельности
- Тема 11. Розничная торговля.
- 11.1. Суть и виды розничной торговли
- 11.2. Виды розничных торговых предприятий
- 11.3. Маркетинговые решения в розничной торговле
- Тема 12. Товарные биржи
- 12.1. Роль бирж в рыночной экономике
- 12.2. Эволюция биржевой торговли
- 12.3. Виды бирж и основные функции, которые выполняются биржами
- 12.4. Регулирование биржевой деятельности.
- 12.5. Участники биржевых торгов
- 12.6. Управление биржей
- 12.7. Характеристика биржевого товара
- 12.8. Механизм ведения биржевого торга
- 12.9. Виды биржевых операций
- 12.10 Цели осуществления биржевых операций
- Тема 13. Лизинг
- 13.1. Суть лизинговой деятельности
- 13.2. Виды и формы лизинга
- 13.3. Правовые аспекты и экономические основы лизинговой деятельности
- 13.4. Опыт организации лизинговых операций в Украине
- Тема 14. Персональные продажи
- 14.1. Суть и задача персональной продажи товаров
- 14.2. Основные этапы эффективной персональной продажи и их содержание
- 14.3. Привлечение, отбор и организация работы торговых агентов для осуществления персональных продаж товаров.
- Литература: