5.1. Суть и место оптовой торговли в рыночном процессе.
Оптовая торговля охватывает, в сущности, всю совокупность товарных ресурсов, которые есть как средствами производства, так и предметами потребления.
Оптовая торговля включает любую деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.
Необходимость оптовой торговли обусловлена:
1) общественным разделением труда;
2) наличием товарно-денежных отношений;
3) узкой специализацией промышленных предприятий;
4) потребностью в региональном сбалансировании спроса и предложения;
5) быстрой реализацией изготовленного товара для восстановления процесса расширенного производства и доведение его к конечному потребителю.
Как правило, при оптовой торговле товар покупается большими партиями. Закупки оптом осуществляют посреднические организации с целью дальнейшей перепродажи низовым оптовым организациям, предприятиям розничной торговли. В большинстве случаев оптовая торговля не связана с реализацией продукции конкретным конечным потребителям, т.е. она разрешает производителям с помощью посредников сбывать товары с минимальными непосредственными контактами с потребителями.
На товарном рынке оптовая торговля является активной частью сферы обращения. Она является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, оказывает содействие сокращению лишних запасов продукции на всех уровнях и устранении дефицита товаров, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Через оптовую торговлю усиливается действие потребителя на производителя, появляются реальные возможности добиться соответствия между спросом и предложением, обеспечить каждому потребителю возможность покупать продукцию в пределах своих финансовых возможностей и соответственно нуждам.
Развитие оптовой торговли определяется следующими тенденциями в экономике:
1) ростом массового производства на больших предприятиях, отдаленных от основных пользователей готовой продукцией;
2) увеличением объемов производства продукции о запасе, а не для выполнения уже заключенных конкретных договоров;
3) увеличением числа уровней промежуточных производителей и пользователей;
4) необходимостью приспосабливать товары к потребностям промежуточных и конечных пользователей.
Удельный вес реализации товаров при посредничестве организаций оптовой торговли в общем объеме продукции, которая отгружается производителями, составляет близко 25%.
Функционирование оптового канала обусловлено рядом причин, а именно:
1) экономической выгодой, которую получают промышленные предприятия от использования самостоятельных оптовиков, поскольку последние обеспечивают им наиболее низкие затраты обращения. Ведь не всегда наличие прямых связей между производителями и потребителями означает снижение затрат;
2) наличием мелких и средних предприятий, расширением ассортиментов товаров;
3) углублением процесса разделения труда в сфере материального производства;
4) необходимостью расширения предприятием-производителем рынков сбыта своей продукции и более полного охвата мелких и средних потребителей;
5) возможностями оптовых посредников лучше осуществлять маркетинг потребительской продукции, оценивать рыночную конъюнктуру, анализировать информацию о местных рынках, предоставлять поставщикам информацию о спросе на их продукцию;
6) экономической целесообразностью, скоростью и удобством доведения товарной массы к потребителю;
7) большей возможностью оптовиков мобилизовать все свои ресурсы, сосредоточить все свои силы на выполнении одного конкретной задачи.
В своей работе предприятия оптовой торговли должны придерживаться таких основных правил:
1) всестороннее знание рыночного пространства, в пределах которого осуществляется распределение товаров;
2) соблюдение эффективного баланса затрат относительно закупки продукции и ее хранения при рациональном использовании трудовых ресурсов и складских площадей;
3) осуществление всех операций относительно закупки, хранение и продажи товаров на основе их прибыльности;
4) создание благоприятной и крепкой репутации в районе обслуживания.
На макроуровне оптовая торговля выполняет следующие функции:
1) интегрирующую - которая заключается в обеспечении взаимосвязи между партнерами по снабжению продукцией и нахождению каналов сбыта;
2) оценочную - которая состоит в определении уровня общественно необходимых затрат работы через ценообразование;
3) организующую и регулирующую - суть которой заключается в обеспечении рационального построения и гармоничного функционирования экономических систем.
Функции оптовой торговли относительно поставщиков товаров состоят в следующем:
1) концентрация коммерческой деятельности;
2) поддержка процесса перехода прав собственности на товар.
3) минимизация коммерческого риска, связанного с разворовыванием, повреждением, порчей и старением товаров;
4) инвестиционное обеспечение процесса движения товара;
5) маркетинговое обслуживание.
Относительно к потребителям функции оптовой торговли сводятся к следующему:
1) оценка нужд и потребительского спроса;
2) закупка продукции и формирование товарного ассортиментов для удовлетворения нужд и запросов потребителей;
3) накопление и хранение товарных запасов;
4) оперативная доставка товаров клиентам;
5) предоставление финансовой помощи клиентам (кредитование);
6) информационное и консалтинговое обслуживания клиентов.
Мировая практика выделила такие виды оптовой торговли:
1) торговля через оптовую закупочную сеть, к которой принадлежат бирже, ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки;
2) торговля за прямыми производственными связями;
3) оптовая торговля сырьем и материалами. Данный вид оптовой торговли, в свою очередь, включает:
-
оптовую торговлю с централизованной доставкой товаров;
-
оптовую торговлю с получением товаров у поставщика;
4) оптовая торговля «Cash-and-Carry» с оплатой денежной наличностью к приему и транспортировке товара покупателем (оптовая торговля за методами самообслуживания). Данный вид оптовых продаж осуществляется постоянным потребителям, которые комплектуют свои заказы на составе за методом самообслуживания. Клиент осуществляет отгрузка и вывоз товара самостоятельно;
5) оптовая торговля со стеллажей "Rack Joober". Большие предприятия розничной торговли предоставляют оптовому торговцу торговые залы со стеллажами или площади на стеллажах. Этим снимается нагрузка из розничного торговца и дополняется его ассортименты.
Оптовые организации выступают в роли связующего звена между производителем и многочисленными потребителями, помогают предприятиям-производителям проникать на новые рынки сбыта. Оптовые организации занимаются реализацией стандартных видов промышленной продукции, которая не требует технического обслуживания. Большинство больших оптовых фирм выдают собственные каталоги, имеют собственные демонстрационные залы. Оптовые организации продают товары в основном предприятиям розничной торговли, а посреднические - конкретным покупателям. Дистрибьюторы товаров производственно-технического назначения продают товары, преимущественно, предприятиям-потребителям.
- Тема 1. Предмет, метод и задачи дисциплины.
- Тема 2. Суть и характеристика товарного рынка
- 2.1. Понятие, экономическое содержание и классификация рынков
- 2.2. Особенности товарного рынка
- 2.3. Формы и методы регулирования товарного рынка
- Тема 3. Инфраструктура товарного рынка: сущность, состав и проблема развития.
- 3.1 Суть инфраструктуры рынка.
- 3.2. Характеристика основных элементов инфраструктуры товарного рынка
- 3.3. Проблемы развития инфраструктуры товарного рынка
- Тема 4. Принципы и особенности деятельности маркетинговых посредников на товарном рынке.
- 4.1. Маркетинговые посредники как основа инфраструктуры товарного рынка. Роль торговли в развитии рыночной экономики
- 4.2. Особенности маркетинговой деятельности торговых посредников на товарном рынке
- Тема 5. Макроорганизация оптовой торговли
- 5.1. Суть и место оптовой торговли в рыночном процессе.
- 5.2. Основные виды оптовых посредников
- 5.3. Зарубежный опыт организации оптово-посреднической деятельности на товарном рынке
- Тема 6. Предприятия оптовой торговли
- 6.1. Виды оптовых предприятий, которые функционируют на товарном рынке
- 6.2. Организационные структуры предприятий оптовой торговли, их задача, функции и направление деятельности
- Тема 7. Производственная и транспортно-экспедиционная деятельность
- 7.1. Суть производственной деятельности в сфере обращения
- 7.2. Характеристика транспортно-экспедиционной деятельности
- Тема 8. Организация посреднической деятельности на товарном рынке
- 8.1. Организация оптовых закупок товаров
- 8.2. Организация оптовой продажи товаров покупателям
- 8.3. Кооперация в оптовой торговле
- 8.4. Характеристика договорных взаимоотношений между производителями и оптовыми посредниками
- Тема 9. Торгово-посредническая деятельность на товарном рынке
- 9.1. Принципы организации торгово-посреднической деятельности на товарном рынке
- 9.2. Определение объемов торгово-посреднической деятельности
- 9.3. Ценообразование в торгово-посреднической деятельности
- Тема 10. Информационная и организационно-коммерческая деятельность
- 10.1. Суть и назначение информационной организационно-коммерческой деятельности
- Тема 11. Розничная торговля.
- 11.1. Суть и виды розничной торговли
- 11.2. Виды розничных торговых предприятий
- 11.3. Маркетинговые решения в розничной торговле
- Тема 12. Товарные биржи
- 12.1. Роль бирж в рыночной экономике
- 12.2. Эволюция биржевой торговли
- 12.3. Виды бирж и основные функции, которые выполняются биржами
- 12.4. Регулирование биржевой деятельности.
- 12.5. Участники биржевых торгов
- 12.6. Управление биржей
- 12.7. Характеристика биржевого товара
- 12.8. Механизм ведения биржевого торга
- 12.9. Виды биржевых операций
- 12.10 Цели осуществления биржевых операций
- Тема 13. Лизинг
- 13.1. Суть лизинговой деятельности
- 13.2. Виды и формы лизинга
- 13.3. Правовые аспекты и экономические основы лизинговой деятельности
- 13.4. Опыт организации лизинговых операций в Украине
- Тема 14. Персональные продажи
- 14.1. Суть и задача персональной продажи товаров
- 14.2. Основные этапы эффективной персональной продажи и их содержание
- 14.3. Привлечение, отбор и организация работы торговых агентов для осуществления персональных продаж товаров.
- Литература: