4.1. Маркетинговые посредники как основа инфраструктуры товарного рынка. Роль торговли в развитии рыночной экономики
Широкая сеть маркетинговых посредников является неотъемлемым элементом инфраструктуры товарного рынка любого региона.
В зависимости от видов деятельности в структуре маркетинговых посредников можно выделить такие, как торговые, транспортные, кредитно-финансовые, рекламные и консалтинговые фирмы.
Торгово-посредническая деятельность-есть неотъемлемый элемент рыночного хозяйства. Тяжело найти предпринимателя, который бы не пользовался услугами посредников или сам не выступал в роли посредника при осуществлении коммерческих операций. По данным международных источников, до 80% мирового обращения товаров и услуг осуществляется с помощью посредников.
Торговля - это особая деятельность людей, которая связана с осуществлением актов купли-продажи и является совокупностью специфических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена. Суть торговли заключается не в обмене, а в том, чтобы сделать продукт доступным потребителю.
При переходе к рыночной экономике роль торговли как основной части товаропроводящей цепочки, которая совмещает производителя с потребителем, существенным образом возрастает.
Экономическая природа торговли раскрывается не только и не столько в продукте ее производства, сколько в совокупности присущие ей функций, которые дополняются соответствующим инфраструктурным потенциалом. Это обусловлено следующим:
1) торговля, будучи посредником между производителем и потребителем, организует процесс обмена продуктами работы;
2) согласившись с конъюнктурой рынка, торговцы накапливают определенные запасы, тем самым компенсируя неминуемые колебания спроса и предложения;
Исходя из экономической природы торговли, можно выделить ее основные функции:
1) коммуникативную - проведение комплекса мероприятий по организации обмена товарами и услугами между заинтересованными контрагентами;
2) компенсирующую - смягчение отрицательных следствий изменений рыночной конъюнктуры;
3) распределительную - обеспечение распределения товаров между разными сегментами рынка соответственно покупательной способности;
4) ценообразующую - обеспечение на основе системы платы за услуги удовлетворения интересов сторон по договору;
5) стабилизирующую - обусловленность поддержки равновесия между спросом и предложением в рамках, которые ограничивают отрицательные следствия дефицита;
6) прогнозирующую - обеспечение на основе имеющейся информации поддержки производства и потребление и созданных в этих сферах хозяйствования запасов в оптимальных размерах;
7) интегрирующую (возобновляемую) - такую, что связывает отдельные сферы хозяйствования в единый региональный и народнохозяйственный комплекс.
Торговля предоставляет такие услуги производителям товара:
1) они освобождаются от необходимости вступать в отношения с огромной массой потребителей;
2) путем создания запасов товаров в торговле обеспечивается синхронизация ритма производства и ритма потребления;
3) денежные потоки производителей становятся более регулярными и независимыми от задержек в сбыте продукции потребителям.
В рыночной экономике, в которой предприятия свободно организуют свое производство, торговля влияет на моменты принятия следующих решений:
1. Торговля помогает информировать производителей относительно запросов потребителей и принимает участие в разного рода рекламной деятельности, которая, в свою очередь, влияет на выбор потребителя того или другого товара.
2. Торговля оказывает содействие в поддержке конкуренции, осуществляя сравнение и выбор поставщиков.
3. Торговля принимает участие в формировании затрат производства и розничных цен.
4. От энергичности действий торговли в сфере стимулирования и сбыта в значительной мере зависит рост производства соответствующих видов продукции.
Торговля владеет рядом отличительных особенностей:
1) характеризуется высокой скоростью оборота капитала, динамизмом;
2) в торговле изымается каждый день денежная наличность, подсчитывается каждый день денежная выручка от реализации;
3) торговля реагирует на любые изменения в рыночной конъюнктуре и политической обстановке уровнем цен и, регулируя цены спроса и предложения, передает полученный импульс на производство и потребление;
4) торговля, изучая спрос на товары, вынуждена изучать экономические нужды человека и общества, благодаря чему реально влияет на развитие общества в целом.
- Тема 1. Предмет, метод и задачи дисциплины.
- Тема 2. Суть и характеристика товарного рынка
- 2.1. Понятие, экономическое содержание и классификация рынков
- 2.2. Особенности товарного рынка
- 2.3. Формы и методы регулирования товарного рынка
- Тема 3. Инфраструктура товарного рынка: сущность, состав и проблема развития.
- 3.1 Суть инфраструктуры рынка.
- 3.2. Характеристика основных элементов инфраструктуры товарного рынка
- 3.3. Проблемы развития инфраструктуры товарного рынка
- Тема 4. Принципы и особенности деятельности маркетинговых посредников на товарном рынке.
- 4.1. Маркетинговые посредники как основа инфраструктуры товарного рынка. Роль торговли в развитии рыночной экономики
- 4.2. Особенности маркетинговой деятельности торговых посредников на товарном рынке
- Тема 5. Макроорганизация оптовой торговли
- 5.1. Суть и место оптовой торговли в рыночном процессе.
- 5.2. Основные виды оптовых посредников
- 5.3. Зарубежный опыт организации оптово-посреднической деятельности на товарном рынке
- Тема 6. Предприятия оптовой торговли
- 6.1. Виды оптовых предприятий, которые функционируют на товарном рынке
- 6.2. Организационные структуры предприятий оптовой торговли, их задача, функции и направление деятельности
- Тема 7. Производственная и транспортно-экспедиционная деятельность
- 7.1. Суть производственной деятельности в сфере обращения
- 7.2. Характеристика транспортно-экспедиционной деятельности
- Тема 8. Организация посреднической деятельности на товарном рынке
- 8.1. Организация оптовых закупок товаров
- 8.2. Организация оптовой продажи товаров покупателям
- 8.3. Кооперация в оптовой торговле
- 8.4. Характеристика договорных взаимоотношений между производителями и оптовыми посредниками
- Тема 9. Торгово-посредническая деятельность на товарном рынке
- 9.1. Принципы организации торгово-посреднической деятельности на товарном рынке
- 9.2. Определение объемов торгово-посреднической деятельности
- 9.3. Ценообразование в торгово-посреднической деятельности
- Тема 10. Информационная и организационно-коммерческая деятельность
- 10.1. Суть и назначение информационной организационно-коммерческой деятельности
- Тема 11. Розничная торговля.
- 11.1. Суть и виды розничной торговли
- 11.2. Виды розничных торговых предприятий
- 11.3. Маркетинговые решения в розничной торговле
- Тема 12. Товарные биржи
- 12.1. Роль бирж в рыночной экономике
- 12.2. Эволюция биржевой торговли
- 12.3. Виды бирж и основные функции, которые выполняются биржами
- 12.4. Регулирование биржевой деятельности.
- 12.5. Участники биржевых торгов
- 12.6. Управление биржей
- 12.7. Характеристика биржевого товара
- 12.8. Механизм ведения биржевого торга
- 12.9. Виды биржевых операций
- 12.10 Цели осуществления биржевых операций
- Тема 13. Лизинг
- 13.1. Суть лизинговой деятельности
- 13.2. Виды и формы лизинга
- 13.3. Правовые аспекты и экономические основы лизинговой деятельности
- 13.4. Опыт организации лизинговых операций в Украине
- Тема 14. Персональные продажи
- 14.1. Суть и задача персональной продажи товаров
- 14.2. Основные этапы эффективной персональной продажи и их содержание
- 14.3. Привлечение, отбор и организация работы торговых агентов для осуществления персональных продаж товаров.
- Литература: