logo
35_нфраструктура товарного_ринкуКЛ11

4.1. Маркетинговые посредники как основа инфраструктуры товарного рынка. Роль торговли в развитии рыночной экономики

Широкая сеть маркетинговых посредников является неотъемлемым элементом инфраструктуры товарного рынка любого региона.

В зависимости от видов деятельности в структуре маркетинговых посредников можно выделить такие, как торговые, транспортные, кредитно-финансовые, рекламные и консалтинговые фирмы.

Торгово-посредническая деятельность-есть неотъемлемый элемент рыночного хозяйства. Тяжело найти предпринимателя, который бы не пользовался услугами посредников или сам не выступал в роли посредника при осуществлении коммерческих операций. По данным международных источников, до 80% мирового обращения товаров и услуг осуществляется с помощью посредников.

Торговля - это особая деятельность людей, которая связана с осуществлением актов купли-продажи и является совокупностью специфических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена. Суть торговли заключается не в обмене, а в том, чтобы сделать продукт доступным потребителю.

При переходе к рыночной экономике роль торговли как основной части товаропроводящей цепочки, которая совмещает производителя с потребителем, существенным образом возрастает.

Экономическая природа торговли раскрывается не только и не столько в продукте ее производства, сколько в совокупности присущие ей функций, которые дополняются соответствующим инфраструктурным потенциалом. Это обусловлено следующим:

1) торговля, будучи посредником между производителем и потребителем, организует процесс обмена продуктами работы;

2) согласившись с конъюнктурой рынка, торговцы накапливают определенные запасы, тем самым компенсируя неминуемые колебания спроса и предложения;

Исходя из экономической природы торговли, можно выделить ее основные функции:

1) коммуникативную - проведение комплекса мероприятий по организации обмена товарами и услугами между заинтересованными контрагентами;

2) компенсирующую - смягчение отрицательных следствий изменений рыночной конъюнктуры;

3) распределительную - обеспечение распределения товаров между разными сегментами рынка соответственно покупательной способности;

4) ценообразующую - обеспечение на основе системы платы за услуги удовлетворения интересов сторон по договору;

5) стабилизирующую - обусловленность поддержки равновесия между спросом и предложением в рамках, которые ограничивают отрицательные следствия дефицита;

6) прогнозирующую - обеспечение на основе имеющейся информации поддержки производства и потребление и созданных в этих сферах хозяйствования запасов в оптимальных размерах;

7) интегрирующую (возобновляемую) - такую, что связывает отдельные сферы хозяйствования в единый региональный и народнохозяйственный комплекс.

Торговля предоставляет такие услуги производителям товара:

1) они освобождаются от необходимости вступать в отношения с огромной массой потребителей;

2) путем создания запасов товаров в торговле обеспечивается синхронизация ритма производства и ритма потребления;

3) денежные потоки производителей становятся более регулярными и независимыми от задержек в сбыте продукции потребителям.

В рыночной экономике, в которой предприятия свободно организуют свое производство, торговля влияет на моменты принятия следующих решений:

1. Торговля помогает информировать производителей относительно запросов потребителей и принимает участие в разного рода рекламной деятельности, которая, в свою очередь, влияет на выбор потребителя того или другого товара.

2. Торговля оказывает содействие в поддержке конкуренции, осуществляя сравнение и выбор поставщиков.

3. Торговля принимает участие в формировании затрат производства и розничных цен.

4. От энергичности действий торговли в сфере стимулирования и сбыта в значительной мере зависит рост производства соответствующих видов продукции.

Торговля владеет рядом отличительных особенностей:

1) характеризуется высокой скоростью оборота капитала, динамизмом;

2) в торговле изымается каждый день денежная наличность, подсчитывается каждый день денежная выручка от реализации;

3) торговля реагирует на любые изменения в рыночной конъюнктуре и политической обстановке уровнем цен и, регулируя цены спроса и предложения, передает полученный импульс на производство и потребление;

4) торговля, изучая спрос на товары, вынуждена изучать экономические нужды человека и общества, благодаря чему реально влияет на развитие общества в целом.