logo
КНИГА ФРИП

§ 1.1. Понятие финансового посредничества.

Как было подробно освещено в 1 разделе, финансовая система любого государства аккумулирует и размещает финансовые ресурсы. Чем эффективнее финансовая система страны выполняет эти функции, тем больше каждый человек имеет реальную возможность реализовать свои планы, намерения и тем самым достигается высокий уровень производства и благосостояние общества.

Купля-продажа товаров финансового рынка зачастую со­пряжена с финансовыми обязательствами, заключающемся, например, в возврате согласованной суммы денежных средств в определенные сроки. Для кредитора владение финансо­выми обязательствами является правовым основанием его притязаний на получение реальных денежных средств в установ­ленные сроки.

Такие обязательства называются финансовыми требованиями, которые посредники преобразуют так, что те становятся более привлекательными для конечного инвестора. Основанием для появления посредников на финансовом рынке явились недостатки прямого финансирования и для заполнения данной ниши появляются посредники. С их помощью преодолеваются затруднения во взаимодействии между кредитором и заемщиком. Они покупают прямые финансовые требования и преобразуют их в непрямые, имеющие другие характеристики (срок погашения, номинал), которые и продают затем. Вследствие чего процесс такой трансформации носит название посредничества, а субъекты, специализирующиеся на этом виде деятельности , называются финансовыми посредниками или финансовыми институтами.

Финансовые посредники обладают рядом преимуществ. Прежде всего, благодаря своей специализации ими осуществляются сделки в объемах, при которых достигается экономия за счет эффекта масштаба. Во-вторых, финансовые посредники легче снизить трансакционные издержки.

В-третьих, у финансовых посредников больший доступ к информации. Кроме того, им легче установить достоверна ли предоставленная информация.

В финансовых посредниках зачастую заинтересованы как эконо­мические субъекты, имеющие временные свободные денежные сред­ства (кредиторы), так и субъекты, нуждающиеся в денежных средст­вах (заемщики), так как они получают от этих финансовых продуктов определенные преимущества и выгоды.

В-четвертых, посредники осуществляют диверсификацию риска пу­тем распределения вложений по видам финансовых инструментов между кредиторами при выдаче синдицированных (совместных) кре­дитов во времени и иным образом, что ведет к снижению уровня кредитного риска. При отсутствии финансового посредника обуславливает повышенный кредитный риск. Во-вторых, посредник разрабатывает систему проверки платежеспо­собности заемщиков и организует систему распространения своих ус­луг, что также снижает кредитный риск и издержки по кредитованию.

В-пятых, финансовые институты обеспечивают постоян­ный уровень ликвидности для своих клиентов и возможность по­лучения наличных денег, поскольку, сами финансовые инсти­туты имеют возможность держать в наличной форме определенную долю своих активов. С другой стороны, для некоторых видов финан­совых институтов государство устанавливает законодательные нор­мы, регулирующие ликвидность. Так, для коммерческих банков через нормативы резервирования законодательно обеспечивается поддержа­ние минимальных остатков денежных средств на счетах в Централь­ном банке и в кассе.

В результате реализации схемы опосредованного финансирования получают свои выгоды как кредиторы, так и заемщики: