logo
КНИГА ФРИП

§ 4.1. Пенсионный рынок Чили.

Как отмечалось выше в начале 90-х годов ХХ в. многие страны, в том числе и Казахстан, переходят на новую систему пенсионного обеспечения. Реструктуризация Чилийской пенсионной системы происходила в 80-е годы ХХ в. Тенденциями к этому послужили следующие причины. Форма, в которой Чили упорядочила и структурировала свою экономику в условиях кризиса внешнего долга, позволяет сегодня с относительным успехом отвечать на вызов глобализации. Переход к новой демографической ситуации характеризовался резким спадом доли иждивенцев на каждого работающего при одновременном возрастании числа стариков на каждого работающего. Динамика рынка рабочей силы характеризовалась высокой долей создания новых рабочих мест вне формального сектора.

Финансовый кризис в начале 80-х годов означал резкое падение способности страны импортировать. Предпринятые стратегические меры по преодолению кризиса внешнего долга заключались в:

- агрессивной политике открытой торговли посредством политики стимулирования экспорта,

- осторожном открытии фондового счета.

При этом коммерческие банки и зарубежные частные инвесторы не были заинтересованы вкладывать капиталы в экономику страны. Ситуация сглаживалась с помощью вклада только благодаря существенному вкладу чрезвычайного внешнего финансирования со стороны международных финансовых организаций. С улучшением ситуации в инвестировании экспортного сектора страны темпы роста импорта были восстановлены только в 1986 году. Внешнеэкономическая ситуация несколько улучшилась с 1989 года с возобновлением притока иностранного капитала в страну. Экспортная модель развивалась в два этапа:

Демографические сдвиги, переживаемые чилийским обществом, такие как снижение рождаемости в 50-х годах, растущее вовлечение женщин в экономическую деятельность, постоянный рост средней продолжительности жизни стариков привели к выработке экономической политики, отдающей предпочтение созданию производительной занятости для активных элементов и выработке должного механизма финансирования пенсий для стариков.

Однако, новое вовлечение чилийской экономики в международные коммерческие и финансовые рынки имело значительные социальные издержки. И сегодня государство ставит задачу учитывать при выработке методов, позволяющих улучшить равномерность распределения, не принося в жертву экономический рост.

Достигнув в определенной степени макроэкономической стабилизации и в целом тенденций экономического роста в стране, усилия в настоящее время направляются на развитие экономики с созданием новых рабочих мест для достижения более устойчивой занятости населения и повышения уровня жизни. Так, например, ВВП на душу населения возрос на 37% за первые шесть лет этого десятилетия ХХ века. Сегодня ВВП на душу населения достиг 5300 долларов. Среднемесячная инфляция снизилась с 3% до 0, 55. Пенсионные накопления составили 24% к валовому общественному продукту в 1990 году, в настоящее время -40%, Относительно банковских активов пенсионные активы составили в 1990 году- 24, 5%, в настоящее время около 50%, Рентабельность пенсионных фондов - в среднем в год за вычетом инфляции.

Пенсионная реформа в Чили оказала влияние на развитие рынка капитала, рынка жилищного строительства, страхового и др. рынков.

Чилийская пенсионная система начала - это частная накопительная система с постепенным угасанием роли солидарной пенсионной системы, которая основана на индивидуальной капитализации пенсионных взносов, произведенных вкладчиками. При этом вкладчики не являются акционерами администраторов и несут ответственность за обеспечение собственной старости. Государство гарантирует только минимальную пенсию.

У чилийцев не было выбора между государственным фондом и частными фондами. У них был выбор только между частными накопительными фондами, именуемыми Администраторами пенсионных фондов (АРР).

Граждане, которые при определенных обстоятельствах не вошли в накопительную систему, остались в старой системе. В эту группу вошли те граждане, которые за предшествовавшие два года не имели доходов, пребывали за границей и т. п. Эту старую систему представляет институт пенсионной нормализации (АМР), функционирование которой предполагается примерно до 2040 г.

Вошедшие в новую систему не связаны с солидарной системой и получают боны признания от старой системы, которые могут быть проданы или переданы в накопительную систему по желанию получателя. В большинстве случаев, они приобщаются к накопленным средствам при назначении пенсий в накопительной системе.

Администраторы пенсионных фондов являются полными операторами и занимаются привлечением пенсионных взносов, а также же инвестированием пенсионных накоплений в финансовые инструменты. Контроль за соблюдением законодательства и выполнением пруденциальных нормативов, методологическое руководство суперинтендантством по ценным бумагам осуществляется управлением АФП. Центральный банк Чили осуществляет контроль в части установления диверсификации портфеля инвестиций. Соответственно АФП должны выполнять требования по минимальной доходности. Если не выполняются требования по минимальной доходности, то АФП возмещает за счет резервного фонда, который должен формироваться в размере 1% от пенсионных накоплений. Если резервного фонда не достаточно государство покрывает разницу и фонд ликвидируется и пенсионные накопления переводятся в другой фонд.

Поскольку управление пенсионными активами осуществляется самим АФП и кастодиан только ведет учет и осуществляет хранение ценных бумаг и на него не возлагаются контрольные функции по операциям размещения пенсионных накоплений, то проще рассматриваются проблемы аффилированности: ограничиваются инвестиции учредителям. В соответствии с Законом по Реформе рынка ценностей Чили 1994 года, предусматривается большая ответственность участников рынка ценных бумаг, в частности гражданская, административная, уголовная ответственность за разглашение конфиденциальной информации и использование имеющейся информации с целью извлечения выгоды для себя или других.

При управлении АФП создана классифицирующая комиссия, в состав которой вошли представители Управления АФП, Управления банков и финансовых институтов, управления страховыми компаниями, четыре выбранных представителя АФП. Комиссия, классифицирующая риск выполняет следующие функции: