logo
ДКБ гото

70 Обязательные нормативы коммерческих банков.

Для обеспечения устойчивого функционирования банковской системы РФ Центральный банк РФ устанавливает следующие нормативы деятельности коммерческих банков:нормативы достаточности капитала; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); максимальный размер кредита, гарантии, поручительства, предоставленных банком своим участникам и инсайдерам; максимальный размер вексельных обязательств банка; размеры валютного, процентного и иных рисков.

Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию, производится Центральным банком по состоянию на 1 и 16 число каждого месяца путем сверки внесенных средств и подлежащих внесению. На указанные даты коммерческий банк составляет расчет средств, подлежащих резервированию, и представляет в Центральный банк вместе с балансом, а в свою очередь Центральный банк сверяет данные расчета с размером фактически зарезервированных средств по данному банку с учетом действующих норм минимальных резервных требований.

При их соответствии резервные требования считаются выполненными банком. В противном случае учреждение Центрального банка в течение двух рабочих дней, производит перерасчет с коммерческим банком, возвращая ему сумму излишка или принимая от него не достающую сумму.До отчисления производятся платежным поручением, представляемым вместе с расчетом.

Также Центральный банк может произвести сплошную или выборочную проверку правильности составления расчета коммерческого банка и достоверности представленных в нем сведений с использованием любых документов и материалов, имеющихся у коммерческого банка.

При временном недостатке у коммерческого банка ликвидных средств для пополнения резервного счета Центральный банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Условия, которые определяются кредитным договором.

В случае нарушения коммерческим банком установленных сроков внесения средств на резервный счет в Центральном банки взыскается штрафа в размере 0,5% в течение первых пяти дней, а затем - в размере 1,0% за каждый последующий день.

Центральный банк может разрешать коммерческим банкам полностью или частично покрывать предъявляемые к ним резервные требования различными видами приносящих доход активов. Перечень таких активов, нормы и условия покрытия ими резервных требований устанавливаются Центральным банком.

В случае возникновения у банка внезапной необходимости произвести платежи по своим обязательствам, Центральный банк может предоставить ему на срок часть ликвидных средств за счет зарезервированных сумм. При этом в заключаемом договоре определяются: характер и допустимая частота таких случаев; максимально допустимая доля от суммы на резервном счете, используемая на эти цели; сроки пополнения требуемых остатков на резервном счете; гарантии и санкции.

72 ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА Банковский менеджмент – процесс воздействия на интересы банка, отдельных исполнителей для формирования новых рынков и оказания разнообразных  банковских услуг операций в целях создания наиболее благоприятных условий финансового развития клиентуры. Предметом менеджмента являются отношения управления. Отношения управления банком представляют собой весьма сложный комплекс устойчивых взаимосвязей отдельных исполнителей в процессе управления. Одна из важнейших функций управления – создание условий необходимых для успешного функционирования банка. Выделяют следующие функции банковского менеджмента: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль. Объектом банковского менеджмента является разработка методов управления капиталом банка, его ресурсами, разработка комплексного управления активами и пассивами. Основу менеджмента составляет человеческий фактор, заключенный в знании субъектом управления своего дела, в умении организовать собственный труд и работу коллектива, в заинтересованности к саморазвитию и творческой и управляющий, способный видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели. Банковский менеджер должен обладать качествами: знание своего дела; высокая эрудиция; компетентность; умение разговаривать с клиентом; убеждение в принимаемых решениях, культура, этика. Основы банковского маркетинга. Банковский маркетинг - это процесс, который включает в себя планирование производства банковских продуктов, исследование финансового рынка, налаживание коммуникаций, организацию продвижения банковских продуктов. Основными задачами банковского маркетинга являются: 1) прогнозирование требований покупателей к банковскому продукту; 2) изучение спроса на банковский продукт; 3) выпуск банковского продукта, соответствующего требованиям покупателей; 4) установление уровня цен на банковский продукт с учетом условий конкуренции; 5) повышение имиджа банка; 6) повышение доли финансового рынка, контролируемого данным банком. У банка есть определенный круг предоставляемых услуг, но можно заметить, что постепенно он начинает расширяться, появляются новые предложения, виды услуг и это не предел. Чтобы выгодно вводить новые виды «продукции» и реализовывать их, банкам необходима развитая система маркетинга. То есть для банка маркетинг – это его координационный центр, система действий и стратегическая планировка. В построении планов и разработок маркетинговые службы банков опираются на ситуацию в данной стране (состояние экономики, политики, общественные события), учитывают конкуренцию, рыночную обстановку, собственные ресурсы и политику. Как правило, в каждом крупном современном банке существует маркетинговая группа, которая занимается изучением вопросов о приоритетах клиентов, потребностях и состоянии рынков. Главные цели банковского маркетинга – это максимальная скорость осуществления услуг банка, когда соблюдается пропорция быстрой оборачиваемости капиталов, скорости продаж, а хранение денежных ресурсов стоило бы минимально, и, второй компонент целевой установки, своевременное удовлетворение клиентских потребностей.