logo
МОЙ ОТЧЕт

3.Организация учетно-операционной работы

Текущий банковский контроль осуществляется в процессе ежедневного проведения банковских операций на каждом из участков организации работы учетно-операционного аппарата. Так, при организации документооборота основное предназначение текущего контроля 1 состоит в проверке законности операций, соблюдении установленных правил их совершения и правильности оформления документов. Значительное внимание при организации текущего контроля отводится проведению проверки регистров аналитического и синтетического учета при закрытии операционного дня. Этим занимаются ответственные исполнители, бухгалтеры операционного отдела, работники, контролирующие их работу, а также начальники подразделений банка. В процессе осуществления текущего внутрибанковского контроля они руководствуются действующими нормативными документами и правилами проведения тех или иных банковских операций.

Ответственные исполнители при приеме от клиентов денежно-расчетных документов осуществляют контроль правильности заполнения всех необходимых реквизитов, проверяют наличие средств на расчетном счете организации. Представленные к оплате документы проверяются и с точки зрения законности совершаемой операции. По существу, на этом этапе работник банка определяет целевое назначение использования средств клиента. Большая ответственность ложится на бухгалтерского работника при осуществлении различных форм безналичных расчетов, выбор которых клиент делает самостоятельно вместе со своим контрагентом. Задача ответственного исполнителя и контролера банка состоит в проверке соблюдения принципов организации безналичных расчетов. Например, при использовании в расчетах платежных требований работник банка проверяет наличие товарно-транспортных документов, подтверждающих отгрузку товаров, выполнение работ или оказание услуг. При отказе клиента от акцепта того же платежного требования необходимо удостовериться в его правомерности, правильности оформления и соблюдении срока, установленного для этой процедуры. Такой же тщательной проверке подвергаются и другие формы расчетов, которые применяет клиент в своем платежном обороте. Особого внимания требует проверка соблюдения всех требований при аккредитивной, чековой и вексельной формах расчетов. При недостаточности или отсутствии средств на расчетном счете клиента на работника банка ложится ответственность за своевременное оприходование расчетных документов в картотеку № 2 и их оплату по мере поступления средств в соответствии с установленной законодательством очередностью платежей.

При зачислении денежных средств, поступающих в адрес клиента, ответственный исполнитель должен убедиться в наличии на копии поступившего от плательщика документа подписи работника банка-плательщика, т.е. проверить подлинность документа. Особому контролю подвергаются операции, связанные с безналичными перечислениями средств физических лиц во вклады. Это необходимо во избежание ошибок в зачислении средств владельцам счетов. При открытии и ведении ссудного счета клиента проверяется правильность составления срочных обязательств на погашение кредита и осуществляется повседневный контроль за своевременностью его погашения.

Отдельные виды банковских операций подвергаются двойному текущему контролю. Так, заявления на выдачу чеков и чековых книжек, акцепт платежных поручений помимо ответственного исполнителя заверяются подписью контролера. Проверяются и подписываются контролирующими работниками все денежно-расчетные документы и записи в аналитическом учете по счетам военнослужащих и граждан, основным средствам банка, прочим материальным ценностям, взысканию штрафов с клиентов за нарушение правил проведения расчетных операций, по расчетам с хозрасчетными предприятиями банка, по формированию операционных доходов и расходов банка] и т.д. Двойного контроля требуют и операции по транзитам и текущим субсчетам, по лицевым пенсионным счетам, по счетам государственного бюджета, по ссудным счетам индивидуальных заемщиков. В отдельных случаях по решению банка контролируются в аналогичном порядке и другие операции.

Особое внимание обращается на организацию текущего контроля в процессе проведения операций с наличностью. Значительное месте здесь отводится предварительному контролю при совершении расходных кассовых операций. В этом случае проведение контроля возлагается на трех работников кредитной организации, участвующих в этой операции: ответственного исполнителя, контролера и кассира. Задача организации контроля на этом участке сводится к тому, чтобы предупредить оплату неправильно оформленных документов без предварительной проверки их ответственным исполнителем. Задача контролера заключается в проведении проверки правильности оформления каждого расходного кассового документа.

При получении клиентом наличных денег по именному денежному чеку контролирующий работник должен удостовериться в наличия на чеке отметки о предъявлении получателем средств паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность. Кроме того, Л чеке или расходном ордере должна быть его расписка в получения средств. При поступлении денежного чека происходит сличение подписи лиц, правомочных подписывать его, оттиска печати клиенте с имеющимися у ответственного исполнителя и контролера образцами, указанными в соответствующей карточке. Контролер и кассир сопоставляют также подпись ответственного исполнителя с имеющимся образцом. Тщательному контролю подвергаются все расходные кассовые документы и со стороны кассового работника.

За организацию текущего контроля несет ответственность главный бухгалтер банка. Он непосредственно контролирует правильность оформления операций по открытию расчетных и текущих счетов клиентов, организует текущий контроль и ежедневное наблюдение за его проведением на всех участках учетно-операционной и кассовой работы банка. В обязанности главного бухгалтера и его заместителя входит осуществление контроля за внесением исправлений в лицевые счета, открытием и закрытием счетов, начислением процентов по ним, движением бланков строгой отчетности и квитанций о приеме наличных денег. Главный бухгалтер банка ежедневно проводит проверку заключения кассовых операций; полноту оприходования денег как инкассированных, так и поступивших в вечернюю кассу; правильность формирования и хранения всех денежно-расчетных документов и другой учетной документации. Ежедневно им контролируется своевременность и качество составления сводки оборотов банковского баланса за день.

В процессе проведения внутрибанковского контроля в банке важное место отводится правильной организации последующего контроля, целью которого является систематическая проверка всех направлений учетно-операционной работы в период после совершения банковских операций. Можно выделить следующие задачи организации последующего контроля:

проверка постановки учета и документооборота;

подтверждение правильности выполнения работниками учетно-операционного аппарата возложенных на них обязанностей

проверка законности и правильности оформления выполненных операций.

В кредитной организации работу по проведению последующего контроля возглавляют главный бухгалтер, его заместители, а в крупных банках этим занимаются специальные инспекторы последующего контроля. Последующие проверки проводятся по планам, которые носят тематический характер и составляются ежеквартально. Могут проводиться как комплексные проверки, так и проверки, затрагивающие лишь отдельные участки учетно-операционной работы. Примером может служить проведение проверки только кассовых или только мемориальных документов за определенный период деятельности банка. В процессе проведения комплексной проверки обследованию подвергается весь объем работы тех или иных ответственных исполнителей. Обычно планы последующих проверок составляются таким образом, чтобы в течение квартала в последующем порядке были проконтролированы все участки учетно-операционной работы.

В ходе осуществления последующего контроля в выборочном порядке изучаются документы, которые не подвергались контролю со стороны главного бухгалтера и его заместителя. В процессе проверки устанавливается законность операции, правильность их оформления и отражения в учете. После установления законности операции проверяется правильность оформления документов: соблюдение формы бланка, наличие всех необходимых реквизитов, бухгалтерские проводки, а также соответствие имеющимся образцам подписей и оттиска печати на документе. Обращается пристальное внимание на наличие в платежных поручениях, платежных требованиях расчетных чеках ссылки на номера и даты отгрузочных документов, подтверждающих факт отгрузки товаров, выполнения работ и оказания услуг. При этом в выборочном порядке может быть проведено сличение первых экземпляров платежных документов с копиями, на основании которых делались записи по корреспондентским счетам.

В порядке последующего контроля проводится ревизия. Участки учетно-операционной работы банка, которые подвергались ревизии или обследованию, в течение последующих трех месяцев разрешено не проверять.

Итоги проведенных проверок и ревизий рассматриваются руководством коммерческого банка, результатом чего является выработка и реализация мероприятий по устранению выявленных недостатков предотвращению их появления в дальнейшем. Как правило, контроль по устранению недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, непосредственно осуществляет главный бухгалтер банка.

Общую ответственность за состояние учета, организацию документооборота и контроля в коммерческом банке несет президент банка. В его обязанности включается проверка своевременности составления ежедневного банковского баланса, который представляется ему на подпись.

4.ОСНОВЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

При разработке учетной политики в учете необходимо утвердить целый ряд документов. Это рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и документов для внутренней бухгалтерской отчетности, правила документооборота и т. п. Кроме того, необходимо разработать порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, а также утвердить методы их оценки.

Другие требования к учетной политике в «КРУ ПРИВАТБАНК» также заметно. Например, выбор плана счетов – личное дело предприятия. Его, в принципе, можно вообще не составлять. Однако бухгалтерский учет вести без плана счетов невозможно, и организации все равно его формируют. Еще один пример – формы первичных документов. В банке «КРУ ПРИВАТБАНК» их просто не существует. Организация сама составляет удобные ей формы, нигде их не утверждая. Важно только, чтобы в бланки попала информация, которая должна быть раскрыта. Кроме того, нужно обеспечить сопоставимость форм, относящихся к разным периодам.

Не требуется в учетной политике определять и правила документооборота. Эти правила говорят о наличии процедур внутреннего контроля в банке, облегчают составление отчетности, но в ее формировании не участвуют.

Как сказано в Положении по ведению бухгалтерского учета , все хозяйственные операции организация должна оформлять оправдательными документами. Они являются первичными формами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Например, операции финансового лизинга всегда отражаются на балансе лизингополучателя, а сделку по обратному лизингу можно отразить как привлечение финансирования. При краже автомобиля для его списания не ждут окончания срока исковой давности, а списывают немедленно, даже при отсутствии документов.

Промежуточная отчетность

«Промежуточная финансовая отчетность» определяет правила признания и оценки промежуточной финансовой отчетности, а также ее минимальные компоненты. Термин «признание» означает, что промежуточная отчетность включается в состав финансовой отчетности.

Промежуточная финансовая отчетность формируется за отчетный период, меньший, чем полный финансовый год. Она может содержать как полный комплект финансовых отчетов , так и комплект сжатых отчетов. Сжатая отчетность должна включать каждый из заголовков и промежуточных сумм, которые указывались в последней годовой отчетности, а также выборочные пояснения. Дополнительные статьи требуется включать в том случае, если их пропуск может ввести в заблуждение аналитика при оценке отчетности.

Таким образом, минимальный комплект промежуточной финансовой отчетности включает в себя:

сжатый бухгалтерский баланс;

сжатый отчет о прибылях и убытках;

сжатый отчет об изменении собственного капитала;

сжатый отчет о движении денежных средств;

бухгалтерская отчетность

Проверка утвержденных организацией индивидуальных форм бухгалтерской отчетности на их соответствие требованиям нормативных актов. Типичные ошибки, допускаемые в структуре, содержании и формах бухгалтерской отчетности. Требования к содержанию Пояснительной записки и приложениям к балансу.

Формирование показателей Отчета о прибылях и убытках. Допустимые случаи зачета между статьями прибылей и убытков. Использование прибыли общества. Начисление и выплата дивидендов, создание фондов, покрытие убытков.

Содержание пояснений к Бухгалтерскому Балансу и Отчету о прибылях и убытках:

отчет о движении капитала;

отчет о движении денежных средств;

приложение к балансу ;

пояснительная записка.