5.11. Главного бухгалтера и его заместителя
Настоящие правила, разработанные совместно со специализированными банками, определяют общий для всех банков порядок ведения бухгалтерского учета, организации операционной работы, документооборота и бухгалтерской отчетности в банках. Специализированные банки могут по согласованию с Госбанком устанавливать особенности в документообороте и аналитическом учете отдельных операций.
Аналитический бухгалтерский учет ведется в лицевых счетах, открываемых по каждому виду учитываемых средств и ценностей с указанием их назначения и владельца. Лицевые счета клиентов печатаются на бланках установленных форм в двух экземплярах. В условиях обработки информации на компьютере лицевые счета составляются на гладкой бумаге, применительно к действующим формам бланков. Второй экземпляр является выпиской из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту. Записи в лицевых счетах делаются только на основании правильно оформленных документов. В лицевой счет заносятся сведения о дате операции, номере документа и номере корреспондирующего счета, условном цифровом обозначении вида операций, сумме операций, а также общей сумме оборотов по дебету или кредиту за день и суммах входящего и исходящего остатка.
Выписки из лицевых счетов, предназначенные для выдачи клиентам, оформляются штампом и подписью ответственного исполнителя учреждения банка. Ответственный исполнитель, подписывая лицевой счет и выписку к лицу, обязан убедиться в их полной идентичности, наличии необходимых приложений к выписке, а также правильности их оформления.
Структура учетно-операционного аппарата.
Учетно-операционный аппарат учреждения банка включает в себя работников, занятых оформлением, контролем счетно-денежных документов и отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета. Учетно-операционный аппарат учреждения банка возглавляется главным бухгалтером учреждения банка. Этот аппарат работает по принципу ответственных исполнителей или операционных бригад. Ответственными исполнителями считаются работники банка, которым поручается единолично оформлять и подписывать расчетно-денежные документы по выполняемым операциям. Ответственными исполнителями считаются также другие работники, на которых возложено выполнение операций, связанных с контролем, оформлением расчетно-денежных документов и отражением в учете банковских операций. За операционными работниками закрепляется ведение определенных счетов или же выполнение отдельных операций. Закрепление счетов за структурными частями учетно-операционного аппарата и отдельными исполнителями и последующее их перераспределение производится главным бухгалтером и оформляется записями в специальной книге распределения и перераспределения счетов между учетно-операционными работниками учреждения банка. В каждом учреждении банка должны, разработаны и утверждены должностные инструкции, копии которых передаются учетно-операционным работникам. Соответствующие работники должны быть ознакомлены с законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих банка.
Организация рабочего дня учетно-операционных работников устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное оформление поступающих расчетно-денежных документов и отражение их в бухгалтерском учете балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
Рабочий день состоит из двух частей:
1. Операционное время работы с клиентами;
2. Завершение обработки учетной информации, проверка регистров аналитического и синтетического учета, составление ежедневного баланса.
В учреждениях банков устанавливаются следующие основные требования к организации рабочего дня и документооборота:
Все операции с документами, поступившими в операционное время, отражаются в бухгалтерском учете этого же дня.
Документы, поступившие после операционного времени проводятся следующим днем;
Прием и контроль документов, обслуживание клиентов, введение информации в компьютер, а также проверка регистров осуществляется в течение рабочего дня;
Клиент может подавать в банк расчетные документы как в бумажном виде, так и в электронном виде;
Передача информации системой электронных платежей осуществляется равномерно в течение всего операционного дня и должны заканчиваться за два-три часа до окончания рабочего дня.
С целью рациональной организации учетно-операционной работы в банке составляется график документооборота, а в случае необходимости и график по обслуживанию клиентов.
Текущие счета клиентов банка могут быть закрыты:
На основании заявления владельца счета;
На основании решения органа, на который законодательством положены функции относительно ликвидации или реорганизации предприятия;
На других основаниях, предусмотренных законодательством Украины, или договором между учреждением банка и владельцем счета.
- Введение
- 1.Знакомство с банком.
- 2.Экономический анализ деятельности кру приватбанк
- 3.Организация учетно-операционной работы
- 5. Работа дублером:
- 5.1. Кассира приходной кассы
- 5.2. Кассира расходной кассы
- 5.3. Кассира вечерней кассы
- 5.4. Кассира кассы пересчета, заведующего кассой.
- 5.5. Бухгалтера по расчетному обслуживанию юридических и физических лиц
- 5.6. Бухгалтера-контролера по налично-денежному обращению
- 5.7. Бухгалтера по обслуживанию электронных платежей
- Карточки бывают двух типов дебетовая и кредитовая:
- 5.8. Бухгалтера по кредитному обсуживанию и специалиста по учету цб
- Для получения кредита юридические лица предоставляют следующие до кументы в банк:
- 5.9. Бухгалтера валютного отдела
- 5.10. Бухгалтера по внутри- хозяйственным операциям
- 5.11. Главного бухгалтера и его заместителя
- Заключение.
- Литература: