4. Бюджетная система: сущность, роль, структура
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней (ст. 10. Бюджетного кодекса РФ):
• первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• третий уровень — местные бюджеты.
Республиканский бюджет Российской Федерации (или федеральный бюджет России)— главное звено бюджетной системы. В нем концентрируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. Республиканский бюджет выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на: финансирование народного хозяйства, социально- культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, погашение и обслуживание государственного долга.
Основными функциями бюджета являются следующие:
1) перераспределение национального дохода и ВВП;
2) государственное регулирование и стимулирование экономики;
3) финансовое обеспечение социальной политики;
4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
При рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории Российской Федерации.
Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, более эффективному использованию государственных средств. Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. Культура в широком смысле — один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное и качественное развитие работника — главной производительной силы общества — основной показатель экономического прогресса.
В процессе финансового планирования через бюджет оказывается наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, это регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ).
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой.
В статье 28 Бюджетного кодекса РФ указаны принципы бюджетной системы Российской Федерации: единство; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность достоверность; адресность и целевой характер бюджетных средств.
Единство бюджетной системы Российской Федерации (ст. 29 БК РФ) означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации (ст. 30 БК РФ) означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ) означает:
1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с настоящим Кодексом и налоговым законодательством РФ;
4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетном кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджета;
7) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ) означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.
Принцип сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ) означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (ст. 35 БК РФ) означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип гласности (ст. 36 БК РФ) предполагает:
— обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
— обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ) означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ) означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
- По направлению 080100.62 «Экономика»
- Профиль «Финансы и кредит»
- Блок Дисциплины профессионального цикла, базовая часть
- (Макро- и микроэкономика)
- Другие виды ренты
- Особенности рынка труда
- Эффект дохода и замещения
- Эффект дохода
- Инструменты
- Основные цели фискальной политики
- Блок Дисциплины профессионального цикла, базовая часть (Деньги, кредит, банки, финансы)
- 3) Правовое обеспечение.
- 5)Информационное обеспечение.
- Структура современного финансового рынка
- 3. Участники финансового рынка
- 1. Налог на прибыль.
- 2. Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 3. Единый социальный налог (есн)
- 4. Налог на доходы физических лиц (ндфл)
- 5. Государственная пошлина
- 1. Документарный аккредитив
- 2.Инкассовая форма расчетов
- 3. Расчеты по открытому счету
- 4. Банковский перевод
- 2 Группы регулирующих норм:
- 1. Рентабельность капитала
- 2. Рентабельность продаж
- 3. Рентабельность производства
- Активные и пассивные операции кредитных организаций(лекции дкб)
- Баланс как форма отчетности кредитной организации(лекции дкб)
- Банковское законодательство рф
- Внебалансовые операции банков
- Долговые обязательства, эмитируемые банком
- Доходы, расходы и прибыль банка
- Капитал банка, его структура и функции
- Кредитная политика банка
- Кредитный процесс (технология предоставления кредита)(из лекций дкб)
- 1)Сбор и анализ инф. О заемщике, кредите и т.Д. Принятие решения о выдаче кредита
- 2)Разработка условий кредитования и заключения о подпис.Договора
- 3) Кредитный мониторинг (отслеживание целевого исп. Ссуды, фин.Сост.Заемщика; наличие, сохранность, обеспечение по кредиту)
- Депозитные операции: сущность, виды(с.547 Дворецкая)
- 12.Критерии надежности и устойчивости банка
- Лицензирование банковской деятельности в рф(http://www.Cbr.Ru/)
- 14.Операции банков с физическими лицами
- Операции банков с юридическими лицами
- Операции банков с ценными бумагами
- 4. Бюджетная система: сущность, роль, структура
- 5. Виды личного страхования и их характеристика
- 2.2 Виды личного страхования
- 7. Государственный кредит, его сущность и функции. Внутренний и внешний долг рф.
- 8. Государственный финансовый контроль рф. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 9. Денежно-кредитная политика государства: понятие, цели, задачи и инструменты
- 10. Источники формирования и направления использования средств государственных внебюджетных фондов
- 11. Кредит: сущность, функции и виды
- 12. Международные резервы, механизм их формирования и роль в экономике
- 13. Международные финансовые институты
- 14. Налоговая политика рф на современном этапе Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (проект)
- 15.Налоговая система рф: понятие, ключевые особенности, уровни распределения средств
- 16. Национальная платежная система рф.
- 19. Основные формы расчетов
- 20. Особенности управления финансами коммерческих организаций
- 21. Особенности формирования доходов и расходования средств бюджетов разных уровней рф
- Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы рф подразделяются на налоговые и безвозмездные перечисления. Они нашли свое отражение в классификации доходов бюджетов рф, включающей пять групп доходов:
- 23. Показатели статистики денежного обращения.