10. Источники формирования и направления использования средств государственных внебюджетных фондов
Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.
Государственный внебюджетный фонд– это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Однако обособленность государственных внебюджетных фондов не исключает в необходимых случаях консолидирования их в государственном бюджете.
Государственные социальные внебюджетные фонды включают:
• Пенсионный фонд Российской Федерации;
• Фонд социального страхования Российской Федерации;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;
• Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ и др.
Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства)
С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи:
• социальную защиту населения;
• повышение жизненного уровня населения;
• сохранение и улучшение здоровья населения;
• социальную ориентацию безработного населения.
• оказание социальных услуг населению.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход.
Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов.
Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:
специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
средства бюджета;
прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.
Направления расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов. Помимо целевого использования средств этих фондов (при этом на конкретную цель указывает само название фонда: Пенсионный фонд РФ создан для финансирования расходов по государственному пенсионному обеспечению граждан, фонды обязательного медицинского страхования — для финансирования гарантированной государством медицинской помощи гражданам и т. д.) они могут направляться на содержание органов управления фондом, на инвестиционную деятельность и т.п. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)создан на основании постановления Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан. Задача Пенсионного фонда – целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования.
Основная часть доходов Пенсионного фонда РФ поступает за счет платежей по единому социальному налогу работодателей и индивидуальных предпринимателей. Кроме обязательных взносов, в ПФ РФ могут поступать средства федерального бюджета на целевое финансирование выплат государственных пенсий и пособий; доходы от капитализации части временно свободных средств ПФ и от обслуживания счетов ПФ коммерческими банками; пени и штрафы; добровольные взносы граждан и др.
Концентрируемые в Пенсионном фонде РФ средства направляются на:
1) выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий;
2) выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;
3) оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.
Согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 450 рублей); 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР (вместе с базовой частью должна составлять не менее 600 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности); от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии»
Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.
Фонд государственного социального страхования – это централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.
Данный фонд создается страховым методом с обязательным участием предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Источниками образования фонда являются: отчисления от обязательных платежей по единому социальному налогу; доходы от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнования из бюджета; добровольные взносы граждан; другие поступления.
Средства Фонда социального страхования направляются на:
1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и др.);
3) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;
Фонды обязательного медицинского страхования РФсозданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г.
Средства фонда предназначены для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и территориальном уровнях.
Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить выполнение потребностей в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объемах и в соответствии с целевыми программами в рамках государственной политики.
Средства ФОМС формируются за счет отчислений от обязательных платежей по ЕСН; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнований из бюджета; добровольных взносы граждан и д
- По направлению 080100.62 «Экономика»
- Профиль «Финансы и кредит»
- Блок Дисциплины профессионального цикла, базовая часть
- (Макро- и микроэкономика)
- Другие виды ренты
- Особенности рынка труда
- Эффект дохода и замещения
- Эффект дохода
- Инструменты
- Основные цели фискальной политики
- Блок Дисциплины профессионального цикла, базовая часть (Деньги, кредит, банки, финансы)
- 3) Правовое обеспечение.
- 5)Информационное обеспечение.
- Структура современного финансового рынка
- 3. Участники финансового рынка
- 1. Налог на прибыль.
- 2. Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 3. Единый социальный налог (есн)
- 4. Налог на доходы физических лиц (ндфл)
- 5. Государственная пошлина
- 1. Документарный аккредитив
- 2.Инкассовая форма расчетов
- 3. Расчеты по открытому счету
- 4. Банковский перевод
- 2 Группы регулирующих норм:
- 1. Рентабельность капитала
- 2. Рентабельность продаж
- 3. Рентабельность производства
- Активные и пассивные операции кредитных организаций(лекции дкб)
- Баланс как форма отчетности кредитной организации(лекции дкб)
- Банковское законодательство рф
- Внебалансовые операции банков
- Долговые обязательства, эмитируемые банком
- Доходы, расходы и прибыль банка
- Капитал банка, его структура и функции
- Кредитная политика банка
- Кредитный процесс (технология предоставления кредита)(из лекций дкб)
- 1)Сбор и анализ инф. О заемщике, кредите и т.Д. Принятие решения о выдаче кредита
- 2)Разработка условий кредитования и заключения о подпис.Договора
- 3) Кредитный мониторинг (отслеживание целевого исп. Ссуды, фин.Сост.Заемщика; наличие, сохранность, обеспечение по кредиту)
- Депозитные операции: сущность, виды(с.547 Дворецкая)
- 12.Критерии надежности и устойчивости банка
- Лицензирование банковской деятельности в рф(http://www.Cbr.Ru/)
- 14.Операции банков с физическими лицами
- Операции банков с юридическими лицами
- Операции банков с ценными бумагами
- 4. Бюджетная система: сущность, роль, структура
- 5. Виды личного страхования и их характеристика
- 2.2 Виды личного страхования
- 7. Государственный кредит, его сущность и функции. Внутренний и внешний долг рф.
- 8. Государственный финансовый контроль рф. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 9. Денежно-кредитная политика государства: понятие, цели, задачи и инструменты
- 10. Источники формирования и направления использования средств государственных внебюджетных фондов
- 11. Кредит: сущность, функции и виды
- 12. Международные резервы, механизм их формирования и роль в экономике
- 13. Международные финансовые институты
- 14. Налоговая политика рф на современном этапе Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (проект)
- 15.Налоговая система рф: понятие, ключевые особенности, уровни распределения средств
- 16. Национальная платежная система рф.
- 19. Основные формы расчетов
- 20. Особенности управления финансами коммерческих организаций
- 21. Особенности формирования доходов и расходования средств бюджетов разных уровней рф
- Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы рф подразделяются на налоговые и безвозмездные перечисления. Они нашли свое отражение в классификации доходов бюджетов рф, включающей пять групп доходов:
- 23. Показатели статистики денежного обращения.