7. Государственный кредит, его сущность и функции. Внутренний и внешний долг рф.
Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при котором государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Объемы операций в качестве кредитора значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполненных других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, до гарант не несет каких-либо дополнительных затрат.
Государственный кредит отличается от других видов кредита, тем, что в отличии от банковского кредита, предоставляющий конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, государственный кредит использует все имущество, находящееся в его собственности. Также источником погашения государственного кредита выступают средства бюджета, тогда как банковский кредит используют для производительности капитала, служащий для погашения и выплаты процента. Государственный кредит берут на срок от одного года до тридцати лет, а при банковском возврат ссуды строго регламентирован и нарушение влечет санкции, повышение процентов.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использования на принципах срочности, платности и возвратности. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Это объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений. Положительное воздействие распределительной функции государственной кредита заключатся в том, что с ее помощью налоговое время более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Непроизводительное использование государственных займов, например, для погашения задолженности военных и социальных расходов, источником которых являются налоги, называют рефинансирование государственного долга.
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов.
Положительное на производство и занятость государства оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве гаранта и кредитора. Это выражается в поддержке малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банком.
Контрольная функция государственного кредита органически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории.
Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации
Функционирование механизма государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Он бывает внутренний, внешний, капитальный и текущий.
Капитальный включает в себя совокупность долговых обязательств государства на определенную дату.
Текущий долг состоит из платежей по обязательствам, которые государство обязано погасить в отчетном периоде.
Верхний предел государственного долга определяют и устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управление – исполнительная власть. Управление долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условии размещения.
В управлении долгом страны выделяют принципы:
Безусловности – выполнение государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами.
Единства – учет всех видов обязательств.
Снижение рисков – размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизать влияние колебаний коньюнктуры рынка капиталов.
Оптимальности структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения.
Сохранение финансовой независимости – поддержание структуры оптимальной долговых обязательств.
Прозрачности – соблюдение открытости при выпуске займов.
Одним из широко распространенных методов управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга, т.е. погашение основной задолженности и процентов за счет средств.
Если государство не может обеспечить погашение займов и выплат, то могут быть приняты решения о конверсии, консолидации, унификации, отсрочке погашения займов или аннулировании государственного долга.
Конверсия – одностороннее изменение доходности займов.
Консолидация – изменение условий обращения государственных долговых обязательств, т.е. решение о переносе даты выплаты по обязательствам.
Унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.
Отсрочка погашения займов – это консолидация при одновременном отказе государства от выплате доходов по займам.
Аннулирование государственного долга – отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.
Применение этих методов нарушает первый принцип управления – принцип безусловности.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Впрочем, это не помешало ей соответствовать целям, озвученным заместителями министра. Согласно заявлению заместителя председателя правления ПФР Александра Черноивана, сделанного им 29 мая, «уже в 2004 году наш объем размещаемых средств в общем объеме эмиссии государственных ценных бумаг составит около 25%». Доходы государства складываются из налоговых поступлений налогов на имущество, подоходных налогов на физических лиц, налогов с Банковская энциклопедия. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. В последние годы заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов ЦБ РФ для покрытия бюджетного дефицита. Одновременно министерство огласило и свое видение размеров внешнего долга в результате выполнения программы внешних заимствований на 2004 год. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Ведь объемы вкладов населения продолжают расти. Впрочем, по словам заместителя министра финансов РФ Сергея Колотухина, в 2004 году у страны вряд ли появится необходимость выходить на рынок еврооблигаций.
Составил 105 % от ВВП. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Различают внешний и внутренний долг. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством, государственных займов или других долговых обязательств, им гарантированных. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.
Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Однако, по словам Сергея Колотухина, с 2004 года большая часть профицита бюджета страны будет направляться в стабилизационный фонд, чья основная задача — сгладить возможные последствия снижения налогового бремени. Долговые обязательства государства состоят из обязательств РФ и субъектов РФ. В этих условиях привлекать внешние займы только для того, чтобы обозначить свое присутствие на рынке, не является необходимым». Государственная Дума вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривает также Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерации государственных кредитов, которая содержит перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. Тем самым государственный кредит начинает оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны.
- По направлению 080100.62 «Экономика»
- Профиль «Финансы и кредит»
- Блок Дисциплины профессионального цикла, базовая часть
- (Макро- и микроэкономика)
- Другие виды ренты
- Особенности рынка труда
- Эффект дохода и замещения
- Эффект дохода
- Инструменты
- Основные цели фискальной политики
- Блок Дисциплины профессионального цикла, базовая часть (Деньги, кредит, банки, финансы)
- 3) Правовое обеспечение.
- 5)Информационное обеспечение.
- Структура современного финансового рынка
- 3. Участники финансового рынка
- 1. Налог на прибыль.
- 2. Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 3. Единый социальный налог (есн)
- 4. Налог на доходы физических лиц (ндфл)
- 5. Государственная пошлина
- 1. Документарный аккредитив
- 2.Инкассовая форма расчетов
- 3. Расчеты по открытому счету
- 4. Банковский перевод
- 2 Группы регулирующих норм:
- 1. Рентабельность капитала
- 2. Рентабельность продаж
- 3. Рентабельность производства
- Активные и пассивные операции кредитных организаций(лекции дкб)
- Баланс как форма отчетности кредитной организации(лекции дкб)
- Банковское законодательство рф
- Внебалансовые операции банков
- Долговые обязательства, эмитируемые банком
- Доходы, расходы и прибыль банка
- Капитал банка, его структура и функции
- Кредитная политика банка
- Кредитный процесс (технология предоставления кредита)(из лекций дкб)
- 1)Сбор и анализ инф. О заемщике, кредите и т.Д. Принятие решения о выдаче кредита
- 2)Разработка условий кредитования и заключения о подпис.Договора
- 3) Кредитный мониторинг (отслеживание целевого исп. Ссуды, фин.Сост.Заемщика; наличие, сохранность, обеспечение по кредиту)
- Депозитные операции: сущность, виды(с.547 Дворецкая)
- 12.Критерии надежности и устойчивости банка
- Лицензирование банковской деятельности в рф(http://www.Cbr.Ru/)
- 14.Операции банков с физическими лицами
- Операции банков с юридическими лицами
- Операции банков с ценными бумагами
- 4. Бюджетная система: сущность, роль, структура
- 5. Виды личного страхования и их характеристика
- 2.2 Виды личного страхования
- 7. Государственный кредит, его сущность и функции. Внутренний и внешний долг рф.
- 8. Государственный финансовый контроль рф. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 9. Денежно-кредитная политика государства: понятие, цели, задачи и инструменты
- 10. Источники формирования и направления использования средств государственных внебюджетных фондов
- 11. Кредит: сущность, функции и виды
- 12. Международные резервы, механизм их формирования и роль в экономике
- 13. Международные финансовые институты
- 14. Налоговая политика рф на современном этапе Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (проект)
- 15.Налоговая система рф: понятие, ключевые особенности, уровни распределения средств
- 16. Национальная платежная система рф.
- 19. Основные формы расчетов
- 20. Особенности управления финансами коммерческих организаций
- 21. Особенности формирования доходов и расходования средств бюджетов разных уровней рф
- Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы рф подразделяются на налоговые и безвозмездные перечисления. Они нашли свое отражение в классификации доходов бюджетов рф, включающей пять групп доходов:
- 23. Показатели статистики денежного обращения.