logo
ПП (1)

Понятие и основные типы монополий. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке. Запрещение монополистической деятельности.

Монополия – (греч. Продаю один) – экономическая категория, характеризующая определенную структуру рынка с преобладанием на нем единоличного продавца или покупателя, продающего (покупающего) товар, на который не имеется близких заменителей. В экономической литературе такая структура именуется абсолютной («чистой») монополией.

В реальной экономической действительности существуют рыночные ситуации, характеризуемые различной степенью преобладания конкуренции и монополии – несовершенная конкуренция (олигополия, монополистическая конкуренция).

Виды монополий: 1) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства.

2)образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства.

3) возникающие в результате обладания исключительными правами.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.