logo
GosET12

7. Рыночная структура. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Особенности рынка совершенной и несовершенной конкуренции.

Рыночная структура – это условия, в которых протекает рыночная конкуренция. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм; типом (характером) предлагаемого продукта; степенью контроля над ценами; условиями входа в отрасль и выхода из нее; доступностью рыночной информации; Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие типы (модели): совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, монопсония и олигопсония.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Монополия – это ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист.

К рынку совершенной конкуренции относят такой тип рыночной структуры, когда огромное количество продавцов обеспечивает конкуренции широкие возможности. Основные характеристики рынка совершенной конкуренции: большое количество мелких продавцов и покупателей; продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки; невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры; полная свобода входа на рынок и ухода с него: это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.

Под рынком несовершенной конкуренции понимают такое состояние рыночных отношений, когда одно или несколько предприятий имеют возможность оказывать давление на рынок, регулируя цену или объем производства. В этой модели рынка конкуренция, если и имеет место, носит ограниченный характер, испытывает давление монополистических сил, сочетается с проявлениями монополизма. Наиболее существенные следующие черты: ограничение при входе в рынок и выходе из него; число покупателей и продавцов ограничено; доступ к информации ограничен; товары, продаваемые на рынке, могут быть дифференцированы или уникальны; отдельные предприятия имеют возможность влиять на масштабы производства.