7. Рыночная структура. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Особенности рынка совершенной и несовершенной конкуренции.
Рыночная структура – это условия, в которых протекает рыночная конкуренция. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм; типом (характером) предлагаемого продукта; степенью контроля над ценами; условиями входа в отрасль и выхода из нее; доступностью рыночной информации; Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие типы (модели): совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, монопсония и олигопсония.
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Монополия – это ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист.
К рынку совершенной конкуренции относят такой тип рыночной структуры, когда огромное количество продавцов обеспечивает конкуренции широкие возможности. Основные характеристики рынка совершенной конкуренции: большое количество мелких продавцов и покупателей; продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки; невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры; полная свобода входа на рынок и ухода с него: это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.
Под рынком несовершенной конкуренции понимают такое состояние рыночных отношений, когда одно или несколько предприятий имеют возможность оказывать давление на рынок, регулируя цену или объем производства. В этой модели рынка конкуренция, если и имеет место, носит ограниченный характер, испытывает давление монополистических сил, сочетается с проявлениями монополизма. Наиболее существенные следующие черты: ограничение при входе в рынок и выходе из него; число покупателей и продавцов ограничено; доступ к информации ограничен; товары, продаваемые на рынке, могут быть дифференцированы или уникальны; отдельные предприятия имеют возможность влиять на масштабы производства.
- 2. Понятие и графическое отражение производственных возможностей общества. Вмененные издержки производства и закон их возрастания.
- 3. Структура, цели и факторы общественного производства. Типы экономического роста. Эффективность производства и ее показатели.
- 4. Экономическая интеграция и ее формы. Крупное производство и малый бизнес, преимущества и роль в экономике каждого из них. Понятие эффекта масштаба.
- 5. Производственная функция и спрос на ресурсы. Предельная доходность ресурсов.
- 6. Фискальная политика государства как инструмент государственного регулирования экономики. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Налоги и объем внп. Политика встроенных стабилизаторов.
- 7. Рыночная структура. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Особенности рынка совершенной и несовершенной конкуренции.
- 8. Инфляция: понятие и причины возникновения. Индекс цен. Виды инфляции по темпам и формам проявления. Инфляция спроса. Инфляция издержек.
- 9. Рынок основного капитала. Ставки процента. Дисконтирование.
- 10. Международная миграция трудовых ресурсов: главные причины, плюсы и минусы этого процесса.
- 11. Рынок природных ресурсов и рентные отношения. Дифференцированная и абсолютная рента.
- 12. Валютные отношения и валютные системы. Национальная валютная система. Мировая валютная система. Этапы формирования мировой валютной системы.
- 13. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство: содержание и направленность. Особенности деятельности монополий в Российской Федерации. Антимонопольное регулирование в России.
- 14. Безработица и ее типы. Показатели уровня безработицы и понятие полной занятости в обществе. Последствия безработицы. Закон Оукена.
- 15. Рыночное равновесие цен, спроса и предложения. Равновесная цена. «Парадокс Смита». Пример расчета равновесной цены.
- 16. Принципы построения финансовой системы государства. Доходная часть федерального бюджета России. Распределение бюджетных ресурсов.
- 17. Особенности современной денежно-кредитной политики России.
- 18. Международное разделение труда и его факторы. Преимущества международной специализации производства и торговли.
- 19. Эластичность спроса. Торговая выручка и эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Эластичность предложения.
- 20. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга. Способы покрытия бюджетного дефицита. Концепция бюджетной политики. Государственный долг.
- 21. Теория потребительского поведения. Кривые безразличия. Бюджетная линия.
- 22. Функции и принципы налоговой системы. Виды налогов и акцизов. Разновидность налоговых ставок. Кривая Лаффера.
- 23. Кредит: необходимость, сущность и формы. Разновидности банковских кредитов.
- 24. Совокупный спрос и совокупное предложение. Детерминанты совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие.
- 25. Издержки, их сущность, разновидность и структура. Рентабельность производства.
- 27. Предмет экономической теории и функции экономической науки.
- 30. Проблемы социальной политики в России в ходе проведения экономических реформ.
- 32. Наука – ключевой фактор современного производства. Сущность и противоречия научно-технической революции.
- 33. Рыночный спрос и его факторы (ценовые и неценовые). График спроса и кривая спроса.
- 34. Мультипликатор: понятие и разновидности.
- 35. Предложение товаров на рынке. График предложений. Цена и объем предложения товаров. Детерминанты предложения.
- 36. Банковский эффект кредитно-денежной мультипликации и понятие денежного мультипликатора. Кейсианская политика «дешевых» и «дорогих» денег.
- 37. Частная собственность как основа рыночной экономики. Собственность как экономическая категория. Правоотношения собственности. Виды и формы собственности.
- 38. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.
- 39. Экономическая природа прибыли. Марксистская теория прибавочной стоимости. Прибыль как доход, как оплата. Норма прибыли.
- 40. Сущность и основные направления социальной политики государства. Показатели ее результативности. Уровень и качество жизни населения. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.
- 41. Совокупный спрос и цена. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса. Спрос и доходы.
- 42. Оборотный капитал и фонды обращения. Основные пути эффективного использования производственных фондов.
- 43. Рабочая сила и труд, производительность труда и ее факторы; понятия прошлого и живого труда. Ключевые идеи системы Тейлора.
- 44. Необходимость, сущность и условия кредита. Понятия депозитного и ссудного процента; основные формы и виды кредита.
- 45. Натуральное и товарное производство. Стоимость товара. Оптовая и розничная торговля.
- 46. Понятия нормальной и экономической прибыли. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль в структуре общей выручки предприятия.
- 47. Экономическая природа заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Дифференциация уровней заработной платы.
- 48. Рынок ценных бумаг и его участники. Понятие оптимального портфеля ценных бумаг. Номинальная цена и курс акций. Биржевые индексы.
- 49. Уравнение обмена и.Фишера и современное понятие денежной массы; содержание (структура) и степень ликвидности денежных агрегатов м1, м2, м3.
- 50. Международная миграция капитала: сущность, формы и виды. Мотивы ввоза-вывоза капитала. Совместные (межнациональные) и транснациональные корпорации – причины их образования и сфера деятельности.
- 51. Проблема взаимоотношений капитала и труда, возможность их социального партнерства. Механизм регулирования трудовых отношений.
- 52. Понятие валюты и ее основные типы по представительству и обратимости. Валютный курс и его роль в экономике.
- 54. Человеческий фактор в условиях нтр и формирование работника нового типа. Особая роль предпринимателя и менеджера в экономике.
- 55. Сущность и функции денег. Денежное обращение. Формула к.Маркса и уравнение и.Фишера.
- 56. Основные группы стран современного мира по уровню их развития. Глобальные социально-экономические проблемы: сущность и классификация.
- 57. Рынки факторов производства. Формирование рыночных инфраструктур. Рынки возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов.
- 58. Исходные положения экономического роста. Понятие «экономический рост». Типы экономического роста. Проблемы темпов экономического роста.
- 59. Спрос, предложение и их взаимодействие. Рыночное равновесие. Функции равновесной цены.
- 60. Развитие банковской системы в России.