1.4 Требования, предъявляемые к качеству менеджмента
Обычно, трактуя качество менеджмента, авторы руководствуются положениями и определением качества, которые установлены МС ИСО 9000: 2000.
Качество управления имеет двойственную природу. С одной стороны, качество управления определяет режимы функционирования банка в границах его возможностей и эффективность протекающих процессов. Его можно рассматривать как функцию многочисленных и разнообразных внутренних факторов: профессионализма менеджеров, эффективности коммуникаций, системы принятия управленческих решений, оснащенности современными техническими средствами. С другой стороны, оно проявляется в уровне рыночных возможностей банка, что выражается в степени достижения целевой функции и зависит от удовлетворения общественной потребности, потребительской полезности выпускаемых товаров. С экономической точки зрения рассматривать качество управления предприятием вне системы отношений производства, реализации и потребления продукции невозможно. Поэтому качество управления всегда связано с такими базовыми понятиями, как рыночные результаты деятельности и управленческий потенциал. Должного качества управления нельзя достичь без знания сфер ключевой компетентности (областей деятельности, где предприятие имеет или может получить конкурентные преимущества) и умения воплотить эти знания в результаты: объем продаж, прибыль, рентабельность. Качество управления воспроизводит сильные стороны предприятия, создает ключевые факторы успеха. Не реализованные в конкурентной борьбе преимущества не являются преимуществами, поскольку не воплотились в новые результаты деятельности, не привели к новому состоянию предприятия. Они лишь свидетельствуют о недостатках качества управления. При этом главным требованием управления выступает организация устойчивого и эффективного функционирования, достижение динамического (текущего и перспективного) соответствия величины и структуры составляющих потенциала предприятия величине и структуре потенциала рынка в условиях конкурентного противодействия.
Достижение соответствия — довольно сложная проблема, поскольку требует решения многочисленных оперативных и стратегических задач, связанных с определением рыночных (внешних) целей, установления состава и объемов необходимых ресурсов (материальных и нематериальных) и их комбинирования в зависимости от рыночных условий и макроэкономических факторов, организации многочисленных материально-вещественных и информационных процессов. Можно считать, что выбор линии поведения на рынке, применение инновационных стратегий, осуществление инвестиционных программ и прочая работа, направленная в конечном счете на создание конкурентных преимуществ предприятия, — это способы обеспечения соответствия, достигаемые через формирование и постоянное совершенствование механизмов управления, качественное выполнение управленческих функций: прогнозирование, планирование, организацию регулирования, мотивации, контроля. Качественное выполнение функций управления требует создания условий: должной квалификации работников, соответствующего состояния материально-технической базы управления, применения современных технологий (факторы управления качеством). Если рассматривать технологическую сторону, соответствие означает поддержание равновесия между целями деятельности, состоянием потенциала (ресурсов) предприятия, конкурентными преимуществами, позицией на рынке и меняющимися во времени и по важности факторами внешнего окружения.
Поскольку в практической деятельности соответствие достигается в разной степени, то управление будет обладать разным качеством.
Наука предлагает различные способы обеспечения соответствия: управление по целям, управление стоимостью компании, маркетинговое управление, target costing.
Важно уяснить: качество управления — это не только качество протекающих в системе управления информационных, трудовых и других процессов, но и проявление того, насколько результативна деятельность банка на рынке, в какой степени установленные цели деятельности соответствуют состоянию внешней среды, выпускаемая продукция — запросам потребителей, используемые стратегии — действиям конкурентов. Это значительно усложняет содержание понятия, а также проведение оценки качества управления и подтверждает невозможность использования для этой цели какого-либо одного критерия.
Качество управления — это состояние и мера; состояние потенциала управления и мера его использования, отраженная в результатах (в том числе и рыночных) деятельности предприятия и его составляющих.
Качество управления в конечном счете отражается в способности управления генерировать и реализовывать конкурентные преимущества. Разнообразие факторов качества управления обусловливает разнообразие источников и природу конкурентных преимуществ предприятия и обстоятельств их реализации.
Будем считать, что качество управления — это совокупность свойств, присущих управлению и определяющих его состояние, возможность создавать надлежащие условия путем выбора, интегрирования и комбинирования факторов внутренней и внешней среды для обеспечения требуемой конкурентоспособности банка.
- Введение
- Глава 1. Сущность банковского менеджмента, его необходимость и особенности
- 1.1 Необходимость и особенности банковского менеджмента
- 1.2 Этапы развития банковского менеджмента
- 1.3 Нормативно – правовая база, регламентирующая деятельность банковского менеджмента
- 1.4 Требования, предъявляемые к качеству менеджмента
- 1.5 Сравнительная характеристика российского и зарубежного банковского менеджмента
- Глава 2. Внутриорганизационные регламенты по совершению кредитных операций
- 2.1 Оферта
- 2.2 Этапы кредитного процесса
- 2.3 Заключение об эффективности и значимости процесса управления кредитными операциями оао «Уралсиб» с позиции конкурентоспособности банка
- 2.4 Динамика кредитного портфеля
- 2.5 Схема бизнес-процессов при совершении кредитных операций
- Глава 3. Развитие инструментов банковского менеджмента на примере совершенствования бизнес – процессов при совершенствовании кредитных операций
- 3.1 Совершенствование кредитных операций
- 2. Разработка модели существующих бизнес-процессов
- Детальное моделирование процессов - детальному моделированию подвергаются далеко не все процессы, а только те, которые в ближайшее время должны быть подвергнуты улучшению.
- Измерение процесса - моделирование позволяет проанализировать логику процесса. Кроме этого, следует измерить и проанализировать три основные характеристики бизнес-процесса:
- 3. Определение направлений улучшения бизнес-процессов.
- 4. Разработка целевой модели бизнес-процессов.
- 5. Внедрение целевых моделей бизнес процессов.
- Принудительное управление.
- 3.2 Внедрение нового подпроцесса в бизнес – процесс выдачи потребительских кредитов оао «Уралсиб»
- Заключение