logo
Подготовка к ГОСам / Для дипломников 2010 / Лекции ДКБ

10.4. Центральные банки

В большинстве стран существуют центральные банки, например: Федеральная резервная система в США, немецкий Бундесбанк, Банк Франции, Банк Англии, Банк Финляндии, Банк Японии и т.д. Между ними имеются определенные различия в характере деятельности, правовых полномочиях, технику операций, характере взаимоотношений с правительством, однако есть функции и задачи, выполнять которые могут только центральные банки. Они играют, каждый в отдельности, большую роль в экономике своих стран, а совместно оказывают огромное влияние на мировых финансовых рынках.

Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот.

Во всех развитых странах действуют несколько законов, в которых сформированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения и выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Для центральных банков важны факторы независимости. Центральные банки более развитых стран, как правило, являются более независимыми.

Факторы независимости центральных банков подразделяются на объективные и субъективные [Лаврушин]:

  1. участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;

  2. процедура назначения (выбора) руководства банка. Следует отметить, что порядок выбора и отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления.

  1. степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка. Этот фактор с одной стороны определяет рамки свободы деятельности центрального банка, с другой – его законодательно установленные полномочия;

  2. права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику. От этого фактора прежде всего зависит политическая независимость центрального банка, так как государственные органы, если это определено законодательно, вправе отклонять решения центрального банка.

Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право на вмешательство в денежную политику центрального банка.

5. правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Этот фактор выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка.

К субъективным факторам относится сложившиеся взаимоотношения между центральным банков и правительством страны с учетом неформальных контактов руководителей.