logo
Подготовка к ГОСам / Для дипломников 2010 / Лекции ДКБ

Развитие форм безналичных расчетов в России

1921-1930 гг.

1930-1932 гг.

1987-1992 гг.

1992-2000 гг.

2000-2001 гг.

1. Расчеты чеками

1 . Акцептная форма расчетов

1 . Инкассовая (акцептная) форма расчетов

1. Расчеты платежными поручениями

1. Расчеты Платежными поручениями

2. Расчеты в порядке банковских переводов

2. Аккредитивная форма расчетов

2. Аккредитивная форма расчетов

2. Расчеты плановыми платежами

2. Акцептная форма расчетов предварительный отрицательный

3. Расчеты с использовани­ем векселей

3, Расчеты по особым счетам

3. Расчеты платежными поручениями

3. Аккредитивная форма расчетов

3. Расчеты Плановыми платежами

4. Расчеты чеками

4. Расчеты плановыми платежами

4. Расчеты чеками

4. Аккредитивная форма расчетов

5. Банковские переводы

5. Расчеты чеками

5. Расчеты платежными требованиями-поручениями

5. Расчеты чеками

6. Расчеты в порядке зачета взаимных требований

6. Расчеты в порядке зачета взаимных требований

6. Расчеты в порядке зачета взаимных требований

В период существования плановой социалистической экономики система безналичных расчетов претерпела серьезные изменения, но глав­ным ее преимуществом были строгая унификация форм безналичных расчетов на территории всей страны и жесткий контроль за соблюде­нием платежной дисциплины со стороны государственных банков.

Современное экономическое развитие страны имеет ряд особеннос­тей, важнейшей из которых выступает переход к рынку. Переходная эко­номика не может быть стабильной. В денежно-кредитной сфере это про­является в обострении противоречий. Проявления экономического кризиса в России (как и в большинстве стран бывшего социалистичес­кого лагеря) характеризовались : разрывом хозяйственных связей между субъектами эко­номики, резким падением объемов производства, инфляцией, платежным кризисом, обострением напряженности в денежно-кредитной сфере (бюд­жетный дефицит, рост внутреннего и внешнего долгов, валютный кри­зис, кризис банковской ликвидности), неплатежеспособностью и банк­ротством предприятий и финансовых структур, нарастани- ем политической и социальной напряженности и др.

В этих условиях очевидным было стремление преодолеть платеж­ный кризис, в том числе путем совершенствования системы безналич­ных расчетов. В результате Банк России принял меры к ограничению сферы применения форм расчетов, не дающих гарантии платежа (на­пример, была отменена акцептная форма расчетов по последующему акцепту, позднее ЦБ РФ предусмотрел возможность использования платежных требований для безакцептного списания средств со счета в уплату налогов в бюджет, штрафов, пени, неустоек и по соглашению между поставщиками и по­купателями продукции а также в расчетах с предприятиями топливно-энергетического комплекса и за услуги железнодорожного транспорта). Одновременно была расширена практика ис­пользования расчетов платежными поручениями с предварительной оплатой.

Необходимо отметить, что в настоящее время предприятия и орга­низации нередко прибегают к использованию векселей для «расшив­ки» неплатежей, однако самостоятельной вексельной формы расчетов в нашей стране не существует. Вексель в качестве расчетного документа может использоваться при аккредитивной форме расчетов, а также при расчетах в порядке зачета взаимных требований. Кроме того, банки и их клиенты разрабатывают специальные схемы расчетов с использова­нием векселей. Широко известен опыт Инкомбанка, Тверьуниверсал­банка, Сибирского торгового банка в этой области. Каждая форма без­наличных расчетов, несмотря на особенности ее использования в различных странах или на разных исторических этапах развития каж­дой страны, имеет общие присущие ей черты (порядок документообо­рота, вид расчетного документа, способ платежа).

Итак, разнообразие применяемых форм расчетов и принципы выбо­ра той или иной формы расчетов при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране, и претерпева­ют значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.

Выбор формы расчетов в основном определяется:

• характером хозяйственных связей между контрагентами;

• особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

• местонахождением сторон сделки;

• способом транспортировки грузов;

•финансовым положением юридических лиц.

Выбор форм должен контролироваться банком на соответствие ус­тановленным правилам ведения расчетов. Банк должен рекомендовать клиентам руководствоваться при установлении форм расчетов необхо­димостью максимального их ускорения, упрощения документооборо­та, исключения встречного потока средств между контра­гентами.

Например, одногородние расчеты и иногородние расчеты за приня­тые по приемосдаточным документам товарно-материальные ценнос­ти или в случаях, когда длительность транспортировки последних не превышает одних суток, оформляются платежными поручениями или чеками из расчетных чековых книжек. Равномерные, постоянные по­ставки товарно-материальных ценностей и оказание услуг предопреде­ляют возможность применения расчетов плановыми платежами. Ак­кредитивная форма расчетов определяется специальным договором сторон, особыми условиями поставки или вводилась как санкция к неак­куратному покупателю за систематическую задержку платежей.

Расчеты платежными поручениями. Это - самая распространенная в настоящее время в России форма безналичных расчетов. Платежное поручение представляет собой распоряжение предприятия обслуживающе­му банку о перечислении определенной суммы со своего расчетного счета (рис. 1). Эта форма расчетов имеет тенденцию более широко использоваться в условиях рыночной экономики.

Расчеты платежными поручениями используются для совершения широкого спектра платежей: с их помощью рассчитываются с постав­щиками и подрядчиками в случае предоплаты, органами пенсионного и страхового фондов, с работниками при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах, при уплате банку комиссионных и т. д.

Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное (получение ссуды для совершения платежа) не оговорено между бан­ком и владельцем счета.

По договоренности сторон платежи поручениями могут быть сроч­ными, досрочными и отсроченными. Срочный платеж совершается при авансовых платежах, т.е. до отгрузки товара (рис. 2); и после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта товара (см. рис. 1); либо при перечислении час­тичных платежей при крупных сделках. Досрочный и отсроченный пла­тежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для фи­нансового положения сторон.

Рис. 1. Расчеты платежными поручениями при последующей оплате товаров (услуг):

1 - поставка товара (оказание услуг); 2 - передача платежного поручения в

банк и списание средств со счета покупателя; 3 - перевод средств в банк

поставщика и зачисление средств на счет получателя; 4 - сообщение

поставщику о зачислении средств на его банковский счет.

Рис. 2. Расчеты платежными поручениями при предварительной оплате товаров (услуг): 1 - заключение договора о поставке товаров (оказании услуг) с предвари­тельной оплатой; 2 - передача платежного поручения в банк и списание средств со счета покупателя; 3 - перевод средств в банк поставщика и зачис­ление средств на счет получателя; 4 - сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет; 5 - поставка товара (оказание услуг)

В целях гарантии платежа поставщик может внести в условия сдел­ки акцепт платежного поручения. Поручение акцептуется банком пу­тем депонирования (бронирования) суммы поручения на отдельном балансовом счете. На акцептованном поручении делается соответству­ющая отметка, подтверждающая депонирование средств для конкретной оплаты. Акцептованные платежные поручения принимаются к исполнению толь­ко в полной сумме. Получение с них сдачи наличными или обмен на наличные не допускается. Сфера расчетов платежными поручениями, акцептованными банком, в настоящее время ограничена оплатой по­чтовых, телефонных и телеграфных услуг, разовых операций по пере­возке грузов и пассажиров. К недостаткам данной разновидности рас­четов платежными поручениями относят значительное усложнение и удлинение документооборота и отвлечение средств из хозяйственного оборота клиента при предоплате.

Расчеты в порядке плановых платежей. В современной экономичес­кой литературе существуют различные подходы к трактовке расчетов в порядке плановых платежей. Нередко их рассматривают как разновид­ность расчетов платежными поручениями, поскольку именно этот до­кумент является основным видом платежного документа, используемо­го в расчетах плановыми платежами. Однако это отнюдь не означает, что при расчетах плановыми платежами не могут использоваться иные расчетные документы (чеки, векселя).

Поэтому, при равномерных и постоянных поставках между поставщи­ками и покупателями расчеты между ними могут осуществляться в по­рядке плановых платежей на основании договоров (соглашений) с исполь­зованием в расчетах платежных поручений.

Поставщик по условиям договора берет на себя обязательство от­гружать продукцию покупателю в установленных размерах и в опреде­ленные сроки исходя из согласованного графика поставок. Покупатель обязуется в сроки, определенные договором (ежедневно или периоди­чески), производить плановые платежи исходя из установленной периодичности пла­тежей и планового объема поставок.

При переходе на расчеты плановыми платежами стороны сделки направляют в обслуживающие их банки копии соглашений с реквизи­тами контрагента сделки, с указанием длительности расчетных перио­дов, сроков перечисления платежей, указаниями счетов, с которых бу­дут производиться платежи и на которые будут зачисляться средства, сроки выверки фактической отгрузки с плановыми платежами , и порядок завершения расчетов.

На каждый плановый платеж выписывается и передается банку от­дельный документ - платежное поручение (выписываемое покупателем) или платежное требование (выписываемое поставщиком).

Ежемесячно проверяется правильность осуществления платежей, их соответствие стоимости фактически отгруженной продукции или ока­занных услуг. Один из участников сделки, определенный договором, контролирует расчетные отношения. Перерасчеты производятся в за­висимости от результатов уточнения расчетов, увеличением суммы планового платежа (при недоплате) или уменьшением вплоть до нуля суммы планового платежа и дальнейшего уменьшения следующего планового платежа (при переплате). Плановые платежи сводят к минимуму разрыв во времени между отгрузкой продукции и поступлением денежных средств за нее, упрощают технику расчетов, дают возможность сторо­нам более четко регулировать свой денежный оборот. Обязательным условием успешного применения данной формы расчетов являются ста­бильное финансовое состояние и высокая теснота связей между участ­никами сделки.

Аккредитивная форма расчетов. Сфера применения аккредитивной формы расчетов недостаточно широка, ее удельный вес в структуре форм безналичных расчетов относительно невелик, но стабилен как в усло­виях административно-командной экономики, так и рыночной. Сущ­ность аккредитив- ной формы расчетов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, пред­варительно депонированных на счете, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж: или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении дру­гих условий аккредитива.

Если банк, выставивший аккредитив (банк-эмитент), по поручению плательщика (покупателя) переводит средства в другой банк - банк поставщика, то для осуществления платежа при выполнении всех усло­вий, предусмотренных в аккредитиве, в банке поставщика открывается отдельный балансовый счет «Аккредитивы».

Рис. 3. Аккредитивная форма расчетов с предварительным депонированием средств:

1- заключение договора о расчетах с использованием аккредитивной формы расчетов, с предварительным депонированием средств на отдельном счете в банке; 2- передача в банк заявления на открытие аккредитива, платежного поручения о депонировании средств, а затем списание средств со счета покупателя; 3- перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет «Аккредитивы к оплате»; 4- сообщение поставщику об открытии аккредитива; 5- поставка товара (оказание услуг); 6- расчетные документы, подтвержда­ющие отгрузку товара (оказание услуг), в соответствии с условиями догово­ра направляются в банк поставщика, и осуществляется списание средств со счета «Аккредитивы к оплате» и зачисление средств на счет поставщика;7- сообщение об использовании аккредитива направляется в банк покупателя; 8 - сообщение покупателю об использовании аккредитива.

В соответствии с Положением о безналичных расчетах в нашей стра­не могут открываться следующие виды аккредитивов:

• покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

• отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при откры­тии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства платель­щика или предоставляет ему кредит, перечисляемый в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на весь срок действия обязательств банка-эмитен­та (рис. 3).

При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента (рис. 4).

Каждый аккредитив должен быть отзывным или безотзывным. При отсутствии такого определения аккредитив считается отзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или отозван банком-эмитентом по просьбе покупателя без предварительного согласования с поставщиком (напри­мер, при несоблюдении условий, предусмотренных договором, досроч­ном отказе банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву).

Рис. 4. Аккредитивная форма расчетов с использованием банковской гарантии:

1- заключение договора о расчетах с использованием аккредитивной формы расчетов с предоставлением банком покупателя гарантии платежа;

2- передача в банк заявления на открытие аккредитива под гарантию банка и отражение открытия аккредитива по внебалансовому счету «Гарантии и, выданные банком»; 3- сообщение об открытии аккредитива и отраже­ние открытия аккредитива по внебалансовому счету «Гарантии, поручительства, полученные банком»; 4- сообщение постав­щику об открытии аккредитива; 5- отгрузка товара (оказание услуг); 6- расчетные документы, подтверждающие отгрузку товара (оказание услуг), в соответствии с условиями договора направляются в банк поставщи­ка и осуществляется зачисление средств на счет поставщика; 7- дебетовое авизо направляется в банк покупателя, где производится списание средств со счета покупателя, при отсутствии средств на счете покупателя банк предоставляет плательщику кредит; 8 - сообщение покупа­телю о списании средств с его счета.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или отозван без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт. Поставщик может досрочно отказаться от использова- ния аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.

В России аккредитив может быть предназначен для расчетов толь­ко с одним поставщиком и не может быть переадресован. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.

Использование аккредитивов в международных расчетах регламентируется Унифицированными правилами и обычаями для документар­ных аккредитивов, утвержденных Международной торговой палатой в декабре 1993 г.

Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком.

Открытие банком-эмитентом гарантированных аккредитивов осу­ществляется по договоренности с покупателем и в соответствии с усло­виями корреспондентских отношений с другим банком. Выплаты по ак­кредитиву производятся в течение срока его действия, установленного в договоре сторон и срок от трех до десяти дней.

При аккредитивной форме расчетов полностью соблюдаются все правила осуществления безналичных расчетов: продукция оплачивается после ее отгрузки; оплата производится с согласия плательщика, выра­женного в данном случае самим фактом открытия аккредитива; пла­тельщику предоставляется право отказаться от оплаты, если обнару­жены нарушения условий договора. Аккредитив открывается за счет средств покупателя или кредита банка, если покупатель имеет право на его получение. Положительной стороной аккредитивной формы рас­четов является гарантия платежа. Вместе с тем этой форме расчетов при­сущ следующий недостаток, который и предопределил огра­ниченную сферу ее применения, замедляется товарооборот у поставщика, так как поставщик до извеще­ния об открытии аккредитива не может отгрузить уже готовую продук­цию и несет дополнительные затраты по ее хранению. На практике поставщики стараются требовать от покупателя предоплаты за товары.

Расчеты чеками. При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение банку, выдавшему расчетные чеки, упла­тить определенную сумму денег, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю).

Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, выступают платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законами Российской Федерации. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами,

Допускается прием чеков во вклады граждан на их лицевые счета в банках на условиях, определенных банком-эмитентом или банком-кор­респондентом.

Чек удобен для расчетов в случаях:

• когда плательщик не хочет совершать платеж до получения това­ра, а поставщик - передавать товар до получения гарантии платежа;

• когда продавец заранее не известен.

Расчетный чек, эмитированный российским банком, имеет хожде­ние только на территории Российской Федерации.

Чек служит ценной бумагой. Бланки чеков являются бланками стро­гой отчетности.

Чековая книжка представляет собой бланки чеков «Расчетный чек», сброшюрованные в книжки установленного образца по 10, 25 и 50 лис­тов. Бланки чековых книжек являются документами строгой отчетности и их фор­ма устанавливается Центральным банком РФ, а коммерческие банки определяют порядок обращения чеков данного банка. Для получения чековой книжки предприятия представляют в обслуживающий их банк заявле­ния. Банк депонирует средства заявителя на отдельном счете, с которо­го оплачиваются чеки. Клиент получает в банке чековую книжку с ука­занием суммы, депонированной банком, в пределах которой он может выписывать чеки.

Клиентам с устойчивым финансовым положением и стабильной платежной дисциплиной при наличии соответствующего договора мо­жет быть выдана чековая книжка под гарантию банка (без депонирова­ния средств).

Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение десяти дней, не считая дня его выдачи.

Приобретая товар или получая услуги, предприятие (через полно­мочного представителя) выписывает расчетный чек и передает его по­ставщику-получателю средств (рис. 5). Чеки, поступившие в платеж, как правило, должны сдаваться чекодержателем в банк на следующий день со дня выписки с приложением платежного требования поставщика к покупателю. На современном этапе в экономических отношениях чек потерял свою самостоятельность и является документом подтверждающим согласие на оплату платежного требования в межбанковских расчетах. Во внутри банковских расчетах чек остается самостоятельной формой расчетов и после проверки правильности заполнения реквизитов чека и соблюдения сроков их действия банк зачисляет сумму, указанную в чеке, на счет получателя денежных средств, списав ее со счета, на кото­ром депонированы средства.

Рис. 5. Расчеты чеками во внутри банковских расчетах:

1 - покупатель направляет в банк заявление на выдачу чековой книжки;

2 - банк выдает ему чековую книжку (или разовый чек); 3 - отгрузка товара

или оказание услуг; За - оплата товара чеком; 4 - поставщик предъявляет

чек в банк к оплате и последний списывает средства со счета покупателя и

зачисляет их на счет поставщика

В мировой банковской практике в зависимости от того, кто указан получателем платежа, чеки делят на именные, ордерные, предъявитель­ские. Платеж по именному чеку может быть совершен только в пользу лица, указанного в чеке, по ордерному - как в пользу лица, указанного в чеке, так и по его приказу (оформленному на обороте чека) другому лицу, по предъявительскому - в пользу любого лица, предъявившего чек в банк. Именные чеки передаче не подлежат. Предъявительские -могут передаваться другому лицу путем простого вручения, ордерные - путем оформления передаточной надписи (индоссамента).

В России Положение ЦБР от 8 сентября 2000 г.N 120-п «О безналичных расчетах в Российской Федерации» установило порядок расчетов чеками и закрепило за коммер- ческими банками право самим устанавливать порядок и условия использования чеков. Последнее выразилось в том, что банки устанавливают дополнительно следующие условия:

• чекодателю запрещен индоссамент чека;

• чекодатель не может передать чеки поставщику путем индоссамента;

• требуется обязательно предварительное депонирование чекодате­лем средств на отдельном счете.

Вместе с тем Положением о безналичных расчетах предусматрива­ется возможность использования в платежном обороте и других видов чеков. Это дает банкам возможность эмитировать свои чеки. В настоя­щее время многие российские банки эмитируют и размещают свои че­ковые книжки. Известна деятельность Чекового синдиката, образован­ного в 1993 г. рядом банков. Согласно положению о деятельности синдиката каждый банк-участник имел право выпускать книжку, чека­ми из которой он мог расплачиваться на территории России. При этом все банки, выпустившие чек или поставившие на нем аваль, несли соли­дарную ответственность перед чекодателем.

При расчетах чеками из чековых книжек с депонированием средств гарантируется платеж поставщику, но средства отвлекаются из хозяй­ственного оборота плательщика на достаточно длительный срок. Кроме того, в настоящий момент на арену выходит новая форма безналичных расчетов - расчеты по пластиковым карточкам. И у Российских коммерческих банков в настоящий момент нет заинтересованности в развитии расчетов чеками, от которых плачут развитые страны западной Европы, и которые замедляют расчеты на один - два дня, по сравнению с пластиковыми карточками, которые осуществляют платежи в режиме реального времени.

Зачет взаимных требований. В сложной системе хозяйственных свя­зей существует возможность появления встречных потоков движения товарно-материальных ценностей и услуг. Эта ситуация служит осно­вой применения такой специфической формы безналичных расчетов как зачет взаимных требований, т.е. перечисление со счета одной организа­ции на счет контрагента только разницы (сальдо) встречных требова­ний. Основное преимущество данной формы безналичных расчетов со­стоит в относительной простоте и экономичности.

К зачету могут быть представлены различные расчетные докумен­ты: платежные требования-поручения, платежные поручения, расчетные чеки и др. При зачете взаимных требований происходит резкое со­кращение движения средств. Они требуются только в сумме разницы, оставшейся после зачета.

Зачеты взаимных требований бывают постоянно действующие и разовые. Постоянно действующие периодические расчеты по сальдо про­изводятся обычно один раз в десять дней между двумя хозяйственными организациями на основе встречных, примерно равных поставок. Оба участника зачетов ведут у себя счета взаимных расчетов, на которых учитываются все суммы к платежам. Расчетные документы не сдаются в банк, а направляются сразу покупателю с отражением их суммы на счете взаимных требований. Периодически представители сторон вы­веряют счета взаимных расчетов, устанавливают, в чью пользу имеется сальдо, и на эту сумму выписывают либо платежное поручение, либо другой расчетный документ, который совершает традиционный доку­ментооборот.

Разовые зачеты взаимных требований между двумя юридическими лицами осуществляются в том случае, если одна сторона при соверше­нии платежа в пользу другой стороны имеет к ней встречные требова­ния и претензии. Незачтенный остаток средств погашает сторона, ко­торая должна была больше заплатить. Разовые групповые зачеты могут проводить банки на определенную дату (конец квартала, начало года) для устранения образовавшейся взаимной просроченной задолженнос­ти юридических лиц по расчетам друг с другом.

Особенно широко зачет взаимных требований применялся в России в условиях командной системы экономики (1933-1987 гг.). Наибольшее распространение в те годы получили зачеты через отделы взаимных рас­четов (ОВР) или бюро взаимных расчетов (БВР), создававшиеся в круп­ных организационных структурах, например, в министерствах для вза­имозачета платежей предприятий одной отрасли или объединениях для зачета среди предприятий данного объединения, связанных единым производственным циклом. Такой подход позволял рационализировать платежный оборот.

В настоящее время предприятия и организации, так же, как, впро­чем, и банки, могут осуществлять взаимозачеты через клиринговые палаты (центры). Банки, их учреждения могут вводить расчеты путем зачета взаимных требований, организовывать свои расчетные (клиринговые) центры для совершения расчетов обслуживаемой клиентуры, проводить в них зачетные операции взаимных требований хозорганов, а также открывать корреспондентские субсчета в других банках, их учреждениях для расчетов своих клиентов. Сальдо взаимных платеж*

погашается путем перевода средств по корреспондентским счетам этих банков, их учреждений, а также в РКЦ Банка России.

Клиринговые центры создаются обычно банками на акционерных началах, на условиях взаимной выгоды с целью ускорения и рациона­лизации платежного оборота.

Акцептная форма расчетов. В безналичном обороте при расчетах за товарно-материальные ценности и услуги длительное время доминиру­ющей формой безналичных расчетов была акцептная форма с примене­нием платежных требований. В 1989 г. ее удельный вес составлял 44% всего платежного оборота и 66,2% (в 1988 г.) общего объема оплачен­ных счетов за товары и услуги.

Введенная в хозяйственную практику в ходе проведения кредитной реформы 1930 - 1932 гг. данная форма расчетов оказалась хорошо при­способленной к решению многих задач в области расчетов. Кроме того, она удачно сочеталась с использованием имевшихся средств вычисли­тельной техники, автоматизацией вычислительных и учетных работ на предприятиях и в учреждениях банков. Эти обстоятельства позволили акцептной форме пройти долгий путь совершенствования и при этом оставаться основной при оплате товаров, услуг, работ. Процесс ее со­вершенствования шел по пути упрощения техники совершения операций и ускорения документооборота.

Суть расчетов платежными требованиями (акцептной формы рас­четов) состояла в том, что получатель средств представлял в обслужи­вающий его банк на инкассо расчетный документ, содержащий требова­ние к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк.

Бланк платежного требования сдавался в банк и к нему должны были быть приложены товарно-транспортные документы, в которых содержалась характеристика поставки: наиме­нование товара, его количество, цена и стоимость.

Кроме вышеперечисленных обязательных реквизитов поставщик должен был указать в требовании: дату и номер договора; дату отгруз­ки, номера товарно-транспортных документов, способ отправки.

В зависимости от хронологической последовательности акцепта и совершения платежа различают предварительный и последующий акцепт.

Оплата при последующем акцепте проводилась в течение операционного дня по мере поступления требований в банк плательщика. Акцепт отрицательный хронологически следовал за оплатой платежного требования. Банк принимал отказы от акцепта в течение трех рабочих дней, не считая дня поступления требований в банк. В день поступления отказа от ак­цепта сумма платежа восстанавливалась на том же счете плательщика, с которого была списана. В случае если по договору сторон был уста­новлен предварительный акцепт, в верхней части требования на полях проставлялся штамп или отличительная надпись «Предварительный ак­цепт». В этом случае платежное требование выставлялось на обозрение покупателю. Покупатель в течение трех рабочих дней банка должен был заявить отказ от акцепта положительный или отрицательный.

Акцепт означает согласие плательщика на оплату платежных доку­ментов. Различают положительный и отрицательный акцепты. Поло­жительный акцепт предполагал письменное уведомление банка пла­тельщиком о согласии на оплату, отсутствие последнего в течение определенного срока означало отказ от акцепта. При отрицательном акцепте молчанием плательщика в течение определенного срока дава­лось согласие на оплату, а отказ от акцепта оформлялся письменно.

В условиях предварительного акцепта платежное требование опла­чивалось на следующий рабочий день после истече­ния срока акцепта (три дня, не считая дня поступления требования в банк, при отрицательном акцепте).

Для максимального ускорения расчетов и сокращения документо­оборота наиболее выгоден последующий отрицательный акцепт, что повлияло на широкое использование данной формы безналичных рас­четов в нашей стране.

Предварительный положительный акцепт применял­ся, если такой порядок предусматри- вался условиями договора в расчетах между предприятиями разных форм сбственности. Здесь требовалось письменное уведомление банка о согласии на оплату. При его отсут­ствии в течение трех дней требование считалось неакцептованным и возвращалось в банк поставщика. В случае специальной договоренно­сти между сторонами сделки возможно было применение и отрица­тельного акцепта, когда оплата производилась на следующий рабочий день по истечении срока акцепта при отсутствии письменного отказа. Данный вид расчетов применялся в основном с предприятиями и партийными и комсомольскими организациями. При этом необходимо было письменное уведомление банка платель­щика о факте договора.

В настоящее время расчеты платежными требованиями применяют­ся в ограниченной сфере, например при безакцептной оплате платеж­ных требований. Со счета плательщика оплачиваются без акцепта пла­тежные требования, выписанные в соответствии с показаниями изме­рительных приборов (за газ, воду, электроэнергию, тепловую энергию и т.д.) или действующих тарифов (абонентная плата за телефон, аренд­ная плата за строения, железнодорожные перевозки и др.).

Акцептная форма расчетов широко применялась в безналичном обо­роте до 1992 г., так как наиболее полно отвечала основным условиям осуществления расчетов. Вместе с тем данная форма расчетов имела су­щественный недостаток, который заключался в том, что поставщику, выполнившему все условия договора, не гарантирован полный и своев­ременный платеж. Такой недостаток предопределил недоверие к этой форме расчетов со стороны структур альтернативной экономики, фун­кционирующих на рыночных принципах.

С введением в 1992 г. Положения о безналичных расчетах расчеты платежными требованиями были отменены и до 2000 г. в безналично-денежный оборот была введена новая форма– расчеты требованиями-поручениями, которая за данный период зарекомендовала себя не с лучшей стороны и являлась по своей сути –предварительным положительным акцептом. В этот период покупатели и по­ставщики вправе договориться между собой и обслуживающими их бан­ками о применении в расчетах указанных платежных документов, но акцепт проставлялся покупателями не всегда во время и в этой связи поставщики старались применять предоплату по поручениям.

На основании письма Центрального банка РФ от 30 июня 1994 г. №98 устанавливалось, что плательщик вправе отказаться от акцепта платежных требований по мотивам, предусмотренным в договорах, с обязатель­ной ссылкой на пункт договора, и указанием мотива отказа.

Итак, важным условием выполнения сделки при данной форме рас­четов является право плательщика отказаться от акцепта платежного требования (полностью или частично) при нарушении поставщиком оп­ределенных положений до говора, четко зафиксированных в норматив­ных актах.

Если товар документально принят, отказы от акцепта по мотивам «не заказан» или «нарушены условия договора» банком не принимаются.

О любом отказе от акцепта платежного требования плательщик обя­зан сообщить банку и поставщику с четким указанием причин и това­ров, по которым пришел отказ. При отказах по причине некачествен­ности, некомплектности, пониженной сортности или отсутствия надлежащей маркировки или упаковки товаров в заявлении об отказе от акцепта требуется указать номер и дату акта приемки по качеству, приказа или извещения органа по надзору. Один экземпляр акта при­емки должен быть направлен поставщику не позднее дня отправки за­явления отказа от акцепта.

Кроме указанных выше вариантов, возможен полный или частич­ный отказ от акцепта в случаях специально предусмотренных в догово­рах. При этом в заявлении на отказ от уплаты платежного документа обязательно требуется ссылка на пункт договора. В обязанности банка входит контроль за порядком, сроками и обоснованностью отказов от акцепта. В случаях если указанные в заявлении причины отказа от акцепта не соответствуют зафиксированным в нормативных актах или в договорах, банк обязан не принимать отказ к исполнению.

При возникновении споров по обоснованности полного или частич­ного отказа плательщика от акцепта платежного требования они рас­сматриваются арбитражным или иным судом. Банки подобные споры не рассматривают.

Расчеты платежными требованиями. Неновый для нашей экономики расчетный документ и изменения в безналичных расчетах связанные с акцептной формой расчетов заключаются в следующем. В 2000 году в Российской Федерации вводится новое положение по которому были учтены недостатки переходного периода, которые заключались в том, что платежные требования поручения использовались очень редко и назрела ситуация внедрения вновь платежных требований. Но для того чтобы не нарушался четвертый принцип организации безналичных расчетов было принято решение, что предприятия при применении акцептной формы расчетов, предоставляют в свой банк список поставщиков с которыми осуществляется данная форма расчетов. Государство при прежней экономике нарушение данного принципа трактовало так: что деньги из одного кармана государства перекладывались в другой его карман и при необходимости могли бы быть возвращены по первому требованию. В данный момент предполагается, что предоставление списков дает разрешение на проведение данной операции.

В эпоху переходной экономики когда появилось множество предприятий разных форм собственности данное право на списание средств у коммерческих банков было отобрано и данная форма была преобразована в расчеты требованиями- поручениями.

Платежное требование-поручение представляло собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслу­живающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов сто­имость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и одновременно поручение плательщика списать средства с его счета в пользу поставщика указанную сумму.

Платежные требования-поручения выписывались поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляются в банк покупате­ля, который передавал требование-поручение плательщику для акцепта (рис. 6). Плательщик обязан был вернуть в банк акцептованное платеж­ное требование-поручение или заявить отказ от акцепта в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требова­ние-поручение принималось к оплате при наличии средств на счете пла­тельщика.

Об отказе полностью или частично оплатить платежное требова­ние-поручение плательщик уведомлял обслуживающий его банк в те­чение этих трех рабочих дней банка. Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвращались непосредственно поставщику. При согласии оплатить полнос­тью или частично платежное требование-поручение плательщик офор­млял его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом и оттиском печати, а затем сдавал их в обслуживающий банк.

Рис. 6. Расчеты платежными требованиями-поручениями: 1 - поставка товара (оказание услуг); 1а - передача платежного требования-поручения в банк покупателя; 2 - расчетные документы передаются покупа­телю для акцепта; 3 - акцептованные расчетные документы возвращаются в банк, где производится списание средств со счета покупателя;4 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет поставщика; 5 - сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет.

Данная форма безналичных расчетов не имела широкого применения из за того, что покупатель не всегда во время заявлял согласие на оплату и требование-поручение возвращалось без оплаты, поэтому поставщики предпочитали рассчитываться по предоплате платежными поручениями.

Межбанковские расчеты. Расчеты между банками на территории России производятся через расчетно-кассовые центры, созданные Цент­ральным банком РФ. Банковские операции по расчетам могут осуществляться и по корреспондентским счетам банков, открываемым друг у друга на основе межбанковских соглашений.

Документооборот в банках и расчетно-кассовых центрах организу­ется в соответствии с Положениями ЦБ РФ «Об организации межбан­ковских расчетов на территории Российской Федерации» и «Об орга­низации расчетов между банками разных республик». Однако так было не всегда, В СССР была создана отлаженная система расчетов. Сущ­ность ее заключалась в следующем. Госбанк СССР строил свои коррес­пондентские отношения с другими кредитными институтами (Строй­банком СССР и Государственными трудовыми сберегательными кассами СССР (ГТСК СССР) посредством корреспондентских счетов, открытых правлениям этих кредитных учреждений в правлении Гос­банка СССР. Подразделениям Стройбанка и ГТСК открывались в уч­реждениях Госбанка соответствующие корреспондентские субсчета, пла­тежи по которым совершались независимо от наличия на них средств. В целом же расчеты по счетам Стройбанка и сберкасс проводились в пределах кредитового остатка.

Внутрибанковские расчеты между учреждениями Госбанка осуще­ствлялись с использованием системы межфилиальных оборотов (МФО), введенной с 1933 г. В систему МФО были включены и учреждения Внеш­торгбанка СССР. Ежегодно по межфилиальным расчетам Госбанка проводилось до 200 млн. перечислений.

Аналогичная схема расчетов с применением счетов типа МФО ис­пользовалась и во взаимных платежах между учреждениями Стройбан­ка, а также внутри системы сберегательных касс.

Межфилиальные обороты имели место при перечислении банковс­кими учреждениями средств по поручениям своих клиентов получате­лям, счета которых находились в иногородних филиалах.

Преимущество расчетов посредством МФО заключалось в том, что они были хорошо отлажены и в известной степени дисциплинировали бухгалтерский аппарат банков, поскольку требовали четкой организа­ции работы и строгого контроля.

Механизм расчетов по МФО предполагал централизованный поря­док их урегулирования и контроля за своевременным, полным завер­шением. Вместе с тем невозможно было четко разграничить ресурсы банков. Впрочем, такой необходимости не было. Многолетний опыт Госбанка показал целесообразность использования МФО в рамках одного банка. За рубежом взаимные расчеты между отделениями и фи­лиалами в некоторых крупных банках ведутся с использованием счетов типа МФО.

На первом этапе реорганизации банковской системы (1988-1990 гг.) порядок применения расчетов по МФО был распространен на учреж­дения всех государственных специализированных банков. В дальней­шем предполагалось обеспечить экономическую самостоятельность банков, повысить их реальную заинтересованность и ответственность за конечные результаты деятельности, довести принципы хозяйствен­ного (коммерческого) расчета до подразделений банков. Однако вы­полнить эту задачу не удалось, что во многом было связано с механиз­мом межбанковских расчетов, обусловившим внеплановое перераспре­деление денежных средств между банками в процессе межфилиальных оборотов. В подобной ситуации учреждения специализированных бан­ков, по сути дела, автоматически привлекали средства Государствен­ного банка, а также автоматически предоставляли друг другу ресурсы взаймы независимо от их наличия. Такие кредиты по сути были обезли­ченными, бессрочными и бесплатными. В итоге Госбанк был лишен воз­можности регулировать денежный оборот и контролировать деятель­ность банков.

Назрела необходимость дальнейших преобразований банковской сис­темы. В стране начала создаваться двухуровневая банковская система.

На втором этапе банковской реформы (начало 90-х гг.) был утверж­ден новый порядок взаиморасчетов банков - через корреспондентские счета, открываемые ими в учреждениях Центрального банка (расчет­но-кассовых центрах - РКЦ) и друг у друга.

Современная система организации межбанковских расчетов регла­ментируется Банком России во второй части положения ЦБР от 8 сентября 2000 г. N 120-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», в кото­ром указывается, что на территории России расчеты между учреждени­ями коммерческих, кооперативных банков и другими кредитными учреждениями производятся расчетно-кассовыми центрами Централь­ного банка РФ. Для расчетов каждому учреждению банка в РКЦ от­крывается корреспондентский счет. Порядок взаимоотношений по вы­полнению расчетов регулируется данным положением и договором о корреспондентских отношениях. Операции по расчетам между учреж­дениями банков отражаются в РКЦ по счетам «Взаимные межфилиаль­ные расчеты». На этих счетах учитываются операции по перечислению (взысканию) платежей (задолженности) на счета получателей (платель­щиков), обслуживаемых в других РКЦ. Контроль межфилиальных обо­ротов осуществляется в действующем порядке. Учреждениям банков счета по МФО не открываются. Расчеты между клиентами одного учреждения банка производятся путем списания или зачисления средств по счетам клиентов, минуя корреспондентский счет банка. Банки должны обеспечивать своевременное поступление на свой корреспондентский счет средств в размерах, необходимых для проведе­ния платежей. Корреспондентские счета выверяются учреждениями банков ежеме­сячно на основании ведомостей проверки состояния расчетов по кор­респондентскому счету в РКЦ. По всем неправильно проведенным РКЦ суммам учреждения банков предъявляют требования о восстановлении или списании этих сумм в письменной форме. Коммерческие банки и их учреждения могут вводить расчеты путем зачета взаимных требований, организовывать свои расчетные центры для совершения расчетов обслуживаемой клиентуры, проводить в них зачетные операции взаимных требований хозяйственных органов, а также открывать корреспондентские субсчета в других банках, их уч­реждениях для расчетов своих клиентов. Сальдо взаимных платежей должно погашаться путем перевода средств по корреспондентским сче­там этих банков, их учреждений, а также в РКЦ Центрального банка.

По соглашению между банками корреспондентские счета банков, их учреждений могут вестись не в РКЦ, а в других банках, их учрежде­ниях. Режим корреспондентского счета одного банка (учреждения) в другом банке (учреждении) определяется по соглашению между бан­ками.

Данные проблемы в разных странах решаются по-разному (как в правовом и организационном, так и методическом планах). Но об­щие принципы организации межбанковских расчетов везде одинако­вы. К числу таких общих черт можно отнести активное участие цент­ральных банков в рационализации расчетов в форме прямого в них участия или в форме инициирования и поддержки специальных расчетных цент­ров, создаваемых коммерческими банками, или специальных банков. Именно посредничество в платежах между банками как прерогатива цент­рального банка позволяет ему контролировать и регулировать денеж­ный оборот.