6 Деньги, кредит, банин 161
I /
валу в 1971 — 1976 гг. В результате кризиса Бреттон-Вудской системы был прекращен размен долларов на золото, отменена официальная цена золота; режим фиксированных валютных курсов сменился плавающими курсами; произошел распад валютных зон,
Ямайская мировая валютная система оформлена соглашением стран—членов МВФ в 1976 г., ратифицированным в 1978 г. Измененный Устав МВФ определил структурные принципы Ямайской валютной системы. Золотодевизный стандарт был заменен стандартом СДР. Основой новой валютной системы, международным платежным средством официально признаны СДР. На их базе страны—члены МВФ должны определять паритеты своих валют. Однако фактически СДР не стали эталоном стоимости, главным международным платежным и резервным средством. Сфера применения СДР ограничена в основном операциями МВФ. Количество валют, курс которых прикреплен к СДР, сокращается, практически сохранился долларовый стандарт. Доллар по-прежнему продолжал лидировать как международное платежное и резервное средство.
В рамках Ямайской валютной системы юридически оформлена демонетизация золота: отменена его официальная цена; прекращен размен долларов на золото; золото исключено из расчетов между МВФ и его членами; узаконен отказ or. фиксирования золотого содержания национальных валют; проведена частичная реализация золотого запаса МВФ или возврат странам-членам части этого запаса. Органы координации действий стран — МВФ; совещания «в верхах».
Странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса, т.е. предусмотрено либо сохранение системы плавающих валютных курсов без ограничения пределов их колебаний, либо установление и поддержание стабильных курсов национальных валют. Однако страны практически перешли еще с 1973 г. на режим плавающих валютных курсов, так как он более гибкий, чем фиксированные валютные курсы.
МВФ по-прежнему призван усилить межгосударственное валютное регулирование, либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений. Ямайская валютная система продолжает совершенствоваться для решения проблем в валютных отношениях стран мира. В частности, эти проблемы связаны с неэффективностью стандарта СДР; противоречиями между юридической демонетизацией золота и фактической его ролью как чрезвычайных мировых денег; несовершенством расчетов плавающих валютных курсов; неодинаковым положением стран в мировой валютной системе; необходимостью уси-162
ления координации валютно-экономической политики мировых центров и стабилизации валютных механизмов.
Международная (региональная) валютная система — Европейская валютная система (ЕВС) создана в 1979 г. с целью стимулировать интеграционные процессы; создать европейский политический, экономический и валютный союз — Европейский союз (ЕС); укрепить позиции Западной Европы; обеспечить европейскую зону стабильности с собственной валютой; оградить «общий рынок» от экспансии доллара.
ЕВС — подсистема мировой валютной системы. Особенности западноевропейского интеграционного процесса определяют принципы ЕВС, отличающиеся от Ямайской валютной системы. Вместо СДР был введен стандарт ЭКЮ (1979—1998 гг.) — европейской валютной единицы. Сфера использования ЭКЮ включала не только государственный, но и частный секторы, в том числе депозитно-ссудные операции банков, международные расчеты частных фирм и др. Золото и доллары включены в механизм эмиссии ЭКЮ путем объединения 20 % официальных золото—долларовых резервов стран—членов, возобновлены операции с валютным металлом — золотом. Был установлен режим плавающих курсов валют стран—членов ЕВС, предусматривающий пределы их взаимных колебаний («европейская валютная змея»). Страны—члены ЕВС создали собственный орган межгосударственного валютного регулирования — Европейский фонд валютного сотрудничества (1979—1983 гг.), замененный в 1994 г. Европейским валютным институтом (1994—1998 гг.), а в июле 1998 г. был создан Европейский центральный банк. 7 февраля 1992 г. был подписан Маастрихтский (Нидерланды) договор, который вступил в силу 1 ноября 1993 г. Европейское сообщество стало официально именоваться Европейским союзом (ЕС). Новая стадия в развитии Европейского валютного союза связана с переходом к единой валюте — евро.
Маастрихтский договор предусматривал поэтапное формирование политического, экономического и валютного союза.
Первый этап (1 июля 1990 г. — 31 декабря 1993 г.) предусматривал становление экономического и валютного союза, включая осуществление подготовительных мероприятий. В частности, большое внимание было уделено сближению уровней экономического развития стран, снижению темпов инфляции, сокращению бюджетного дефицита, стабильности курсов, оздоровлению государственных финансов. В это время были окончательно отменены валютные ограничения, установлено свободное движение капиталов внутри союза и между третьими
163
I
странами. Эти меры были важны при подготовке введения евро как единой денежной единицы.
Второй этап (1 января 1994 г. — 31 декабря 1998 г.) характеризовал более конкретные меры стран—членов ЕС к введению евро. В 1994 г. начал функционировать Европейский, валютный институт. Он был создан как независимый от национальных правительств и наднациональных европейских органов. Цель его создания — обеспечение необходимой подготовки для введения евро. В функции Европейского валютного института входили: усиление кооперации между национальными центральными банками и координация валютной политики стран ЕС; контроль за колебаниями валюты в рамках Европейской валютной системы; отлаживание платежных систем, систем валютного регулирования; определение правовых организационных и материально-технических предпосылок для создания Европейского центрального банка. На этом этапе был принят ряд решений, регулирующих порядок (запрет) кредитования центральными банками стран государственных предприятий, прямого приобретения центральными банками долгов государства, установления действительной независимости центральных банков от правительств своих стран и др.
На основе Европейского валютного института развился Европейский центральный банк, который начал функционировать с июня 1998 г. Главная цель его деятельности — поддержание стабильности цен и, соответственно, единой валюты.
Третий этап (1999—2002 гг.) предусматривал полный переход к единой валюте — евро. С 1 января 1999 г. установлены фиксированные валютные курсы евро к национальным валютам стран—участниц зоны евро, а евро становится их общей валютой. Национальная валюта сохранилась временно только в качестве параллельной денежной единицы (1999—2002 гг.). С 1 января 2002 г. начался выпуск банкнот и монет евро и обмен национальных валют на евро, в середине 2002 г. осуществился полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро.
Начала свою деятельность Европейская система центральных банков, включающая Европейский центральный банк в центральные банки стран зоны евро. К задачам Европейской системы центральных банков относятся:
проведение единой валютной политики стран ЕС;
поддержание курса евро по отношению к другим мировым валютам;
управление иностранными резервами стран союза;
обеспечение функционирования международной платеж ной системы в зоне евро;
164
управление выпуском банкнот в евро;
определение для каждого центрального банка стран-чле- йов квоты допустимой эмиссии;
контроль за финансовыми институтами в ЕС для обеспече ния стабильности общеевропейской финансовой системы.
Четвертый этап (с 2003 г.) определяет новые направления развития валютной системы, экономического валютного союза. Введение евро усилит взаимосвязь между экономическим и валютным союзом и третьими странами, особенно европейскими. Это заставит их искать пути координации действий в валютной и экономической сферах со своими главными партнерами по региону.
Введение евро способствует заметным изменениям в международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношениях. Для банков введение евро означает становление в ЕС единого рынка и унификацию услуг, а также создание единого рынка государственных и корпоративных ценных бумаг. Переход на единую валюту ужесточил бюджетную дисциплину в странах—членах Европейского валютного союза. В перспективе они смогут унифицировать налоговые системы, а перевод в евро всех обязательств и активов стран-участниц позволит снизить объемы валютных резервов в этих странах, улучшит распределение капиталов.
Введение евро качественно влияет на международные валют но-финансовые отношения Республики Беларусь как члена международных валютио-кредитных и финансовых организаций и как европейского государства. Внешнеторговыми партнерами Республики Беларусь на западе являются государства нового экономического валютного союза. Национальный банк Республики Беларусь с 4 января 1999 г. начал котировку евро. В этом же году Белорусская валютно-фондовая биржа приступила к торгам евро. Субъекты хозяйствования Республики Беларусь, население могут открывать счета в евро, осуществлять платежи, переводы, конвертацию в евро других валют, депозитные и комплекс других операций. Банковская система Республики Беларусь выполняет банковские операции в евро аналогично операциям с другими иностранными валютами.
8.3. Конвертируемость национальных валют
Конвертируемость (обратимость) национальной валюты — Это свободный обмен ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Деньги в
165
качестве обязательного посредника сопровождают развитие разного рода внешнеэкономической деятельности, выступают во всех видах международного обмена. Возникают проблемы международного платежного средства, возможности признания платежного средства на территории других государств. Это разрешается через механизм конвертируемости валют.
При золотом стандарте с неограниченной чеканкой полноценных металлических монет, их широкой циркуляцией во внутреннем денежном обращении и беспрепятственным разменом бумажных денег на золото по твердым паритетам проблемы конвертируемости фактически не существовало. Международные валютные операции свободно совершались либо в своих, либо в других валютах, поскольку для расчетов и платежей при всех обстоятельствах использовалось одно и то же материализованное воплощение ценности — золото. Оплата внешнеэкономических сделок могла непосредственно производиться национальными денежными знаками — монетами и банкнотами, разменными на золото, что обеспечивало их признание за рубежом и свободное совершение международных расчетов. Должник мог приобрести на валютном рынке вексель, банковский чек или какое-либо иное обязательство, оформленное в валюте кредитора, и, отослав его последнему, совершить таким путем требуемый платеж. Долг можно было погасить аналогичными документами в национальной валюте должника: в этом случае кредитор получал необходимые ему законные платежные средства, реализуя полученное обязательство на валютном рынке у себя в стране или за границей. Международные денежные обязательства могли быть погашены поставками золота. Таким образом, денежное устройство, основанное на полноценном золотом обращении внутри стран и в масштабах мира, содержало в себе механизм обратимости, исключавший нужду в каких-либо особых средствах и приемах обмена одних валют на другие. Свободная и неограниченная конвертируемость подразумевалась сама собой.
Положение кардинальным образом изменилось с началом демонетизации золота, прекращением свободного обмена банкнот на золото, введением денежных систем, основанных на бумажных и кредитных деньгах. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. отразился на валютных системах всех стран, обострил проблему конвертируемости валют.
В качестве одной из форм валютной политики ряда государств периодически используются валютные ограничения — законодательное или административное запрещение, лимити-166
рование и регламентация операции резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Цели валютных ограничений:
выравнивание платежного баланса;
поддержание валютного курса, защита национальной ва люты;
концентрация валютных ценностей в руках государства.
Введение принципов валютных ограничений может предусматривать регулирование международных платежей и переводов капиталов, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг; запрет свободной купли-продажи иностранной валюты и других валютных цеиностей; централизацию валютных операций в центральном и уполномоченных банках; лицензирование валютных операций; полное или частичное блокирование валютных счетов.
Различают две основные сферы валютных ограничений: текущие операции платежного баланса (торговые и неторговые сделки) и финансовые операции (движение капиталов, кредитов и другие трансферты). Таким образом, валютные ограничения связаны с контролем за притоком капитала. Контролируются операции резидентов и нерезидентов. Это может быть как установление разрешительного порядка проведения операций, так и полный запрет на проведение определенных операций. Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений, непосредственно ведущих к сужению возможностей в осуществлении валютного обмена и платежей по международным сделкам.
В зависимости от допускаемых пределов свободы выбора и действий участников внешнеэкономических отношений (степени либерализации валютного регулирования и контроля) различают несколько вариантов (разновидностей) режима конвертируемости (обратимости). Так, конвертируемость может быть внешней и внутренней. При внешней конвертируемости полная свобода обмена заработанных в данной стране денег для расчетов с заграницей предоставляется только иностранцам (нерезидентам), тогда как граждане и юридические лица этой страны (резиденты) подобной свободой не обладают. Внешняя обратимость стимулирует активность иностранных инвесторов, снимая проблему репатриации ввезенных капиталов и вывоза полученных прибылей; складывается более или менее устойчивый международный спрос на данную валюту с соответствующим благоприятным воздействием на валютный курс и валютное положение страны. Нерезиденты могут свободно распоряжаться валютой,
167
т.е. перевести ее за границу, купить иа нее нужные товары, увеличить экспорт в страну. Установление и поддержание подобной ограниченной формы обратимости требуют меньших экономических и финансовых преобразований и валютных издержек, поскольку контингент нерезидентов обычно невелик по сравнению с отечественными собственниками валюты.
При режиме внутренней конвертируемости правом свободного обмена национальных денежных единиц на иностранные валюты пользуются лишь резиденты данной страны, тогда как нерезиденты такого права не имеют. Внутренняя конвертируемость распространяется на юридических и физических лиц и приносит им прямые выгоды: отмену ограничений при обмене национальной валюты на иностранную, в том числе при выезде за границу; предоставление права покупки за национальные деньги иностранных товаров и т.д.
По степени конвертируемости различают следующие виды валют:
свободно конвертируемая (свободно используемая);
ограниченно конвертируемая.
Свободно конвертируемая валюта — это валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюты. Она обладает, как правило, полной внешней и внутренней обратимостью, т.е. одинаковыми режимами обмена. Сфера обмена свободно конвертируемой валюты распространяется на текущие операции, связанные с повседневной внешнеэкономической деятельностью (внешнеторговый обмен, неторговые платежи, иностранный туризм), а также на операции по движению внешних кредитов или заграничных инвестиций. Действует одинаково в отношении всех категорий юридических и физических лиц, распространяется на все регионы. Страна-эмитент конвертируемой валюты не применяет валютных ограничений при платежах, открывает национальную экономику мировому рынку, чтобы использовать выгоды от международного разделения труда. Однако свободно конвертируемая валюта не выполняет функцию мировых денег, т.е. она не всегда может использоваться в качестве всеобщего международного платежного и покупательного средства и в функции накопления. Такой способностью обладают в той или иной степени резервные конвертируемые валюты. Это валюты экономически развитых стран с мощным финансовым потенциалом, развитой банковской системой. В такой валюте центральные банки других стран накапливают и хранят резервы средств для международных расчетов.
168
В случаях если отдельные конвертируемые валюты используются в мировой практике в качестве общепризнанных средств международных расчетов и платежей, то страна-эмитент может позволить себе иметь пассивный торговый и платежный балансы без каких-либо нежелательных последствий для внутренней экономики. Разрыв в платежах страны покрывается ее собственными национальными деньгами. В той мере, в какой эти деньги оседают в международном платежном обороте, они не предъявляются обратно в виде требований на поставку товаров или для обмена на иностранную валюту.
В странах с ограниченно конвертируемой валютой государство использует валютные ограничения. На отдельные операции внешнеэкономической деятельности или на некоторых владельцев валюты режим конвертируемости не распространяется. Обратимость может также не охватывать операции со всеми странами, а ограничиваться отдельными регионами, группами стран, валютно-экономическими группировками. Здесь возможны самые разные варианты в зависимости от того, какие сделки, по каким направлениям и для каких участников освобождаются от государственных валютных ограничений, а по каким — нет. Причинами валютных ограничений могут быть: давление внешней задолженности, отрицательное сальдо платежных балансов, нехватка иностранной валюты, другие негативные явления в экономике.
Переход к конвертируемости национальной валюты — это длительный процесс формирования широких связей между национальным и мировым хозяйствами, глубокое интегрирование этих экономик. Установление полной конвертируемости валюты, действующей на территории Республики Беларусь, — стратегическая задача.
Обратимость национальной денежной единицы обеспечивает стране:
свободный выбор производителем и потребителем наибо лее выгодных рынков сбыта и закупок внутри страны и за рубе жом;
расширение возможностей привлекать иностранные ин вестиции и осуществлять инвестиции за рубежом;
стимулирующее воздействие иностранной конкуренции на эффективность, гибкость и приспособляемость отечествен ных предприятий к меняющимся условиям;
подтягивание национального производства до междуна родных стандартов по ценам, издержкам и качеству;
возможность осуществления международных расчетов в национальных деньгах;
169
достоверность оценки результатов экономического сот рудничества с зарубежными странами;
повышение эффективности использования валютных ре сурсов.
Конвертируемость национальной валюты требует рыночного тына экономики, так как она основана на свободном волеизъявлении исех владельцев денежных средств. Для введения режима конвертируемости национальной валюты должны быть созданы необходимые условия и предпосылки: народнохозяйственные (общие) и валютно-финансовые (специфические). К ним можно отнести: стабилизацию экономики и переход на рыночные отношения; конкурентоспособность национального экспорта; создание реального рынка средств производства, валютного рынка; проведение реформы ценообразования и приближение внутренних цен на важнейшие товары к мировым; оздоровление финансов и укрепление денежного обращения; достаточные золотовалютные резервы; реальный валютный курс; постепенная отмена валютных ограничений и др.
- Isbn э78-985-484-415-2
- 1. Виды и роль денег 1.1. Причины появления денег
- 1.2. Сущность денег, их функции
- 1.3. Виды денег и их особенности
- 2.1. Понятие эмиссии и выпуска денег
- 2.4. Налично-денежная эмиссия
- 3. Денежный оборот 3.1. Понятие денежного оборота
- Центральный банк
- 6 Деньги, кредит, банин 161
- 8.4. Валютный курс
- 9.2. Сущность кредита
- 9.4. Роль кредита
- 10.2. Банковский кредит
- 10.3. Государственный кредит
- 10.4. Коммерческий кредит
- 10.5. Потребительский кредит
- 10.7. Ипотечный кредит
- 10.8. Факторинговый кредит
- Факторинг
- 10.9. Международный кредит
- 11. Банки и их роль 11.1. Сущность и роль банков
- Классификация банковпо организационной структуре
- Банковская система
- Денежно-кредитная рестрикция
- Денежно-кредитная экспансия
- 14.2. Депозитный процент
- 14.5. Учетный процент
- 15. Небанковские кредитно-финансовые организации
- 15.2. Лизинговые компании
- 14 Деньги, крелнт, банки
- 1S.4. Финансовые компании
- 15.5. Ломбарды
- Литература
- Издательский центр
- П редлагает