logo
ДЕНЬГИR1

Центральный банк

Коммерческиебанки

Предприятия, организации, учреждения |

Предприятия, организации, учреждения

Доходы населения

Расходы населения

Рис. 5.1.Движение наличных денег

Одни и те же денежные знаки могут совершать множество кругооборотов, одновременно находясь во всех стадиях. Обра­щение наличных денег происходит непрерывно и в центре его находятся банки. Такая позиция в кругообороте наличных де­нег чрезвычайно важна. Это позволяет концентрировать налич­ные деньги в банках, что приводит к ускорению их обращения, сокращению издержек по денежному обороту, обеспечивает их плавный переход в безналичную денежную сферу и наоборот, Предотвращает встречные перевозки денег, а также создает воз-

119

можность контроля за расходованием наличных денег. Воз­можные задержки наличных денег в кассах предприятий, орга­низаций, учреждений, предпринимателей ограничиваются тем, что банки устанавливают им предельные суммы (лимиты) на­личных денег в кассе на конец дня, жесткие сроки их сдачи в банки (предприятия связи). Определена возможная величина расходования аа месте поступающей денежной выручки сами­ми предприятиями, предпринимателями.

Для анализа процессов в денежном обращении используется показатель скорости оборота наличных денег, т.е. скорость их возврата в кассы банков (в днях). При расчете учитываются наличные деньги на начало и конец периода; количество дней в отчетном периоде; приход по кассовым оборотам за отчетный период. На скорость оборота наличных денег влияет множество факторов, в частности склонность населения к сбережению; способы мобилизации этих сбережений; совпадение сроков по­лучения наличных денег и их расходование; покупки-продажи на организованном и неорганизованном рынках; наличие това­ров, платных услуг, их качество; размеры лимитов касс пред­приятий, организаций; процессы, происходящие на денежных, финансовых рынках, и др. Замедление скорости оборота налич­ных денег может потребовать дополнительного выпуска денег в обращение. Ускорение возврата денег в кассы банков, наоборот, сократит их выпуск.

В процессе организации денежного оборота решаются такие важные экономические задачи, как:

Банки для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозы ожидаемых поступлений в их кассы на­личных денег, а также возможных выдач наличных денег. Про­гноз кассовых оборотов делается на основе сведений, получае­мых от обслуживаемых предприятий, организаций, предпри­нимателей. Прогноз кассовых оборотов составляется по источ­никам поступлений и направлениям выдач наличных денег.

120

Сводный прогноз наличного денежного оборота по республи­ке в целом составляется Национальным банком Республики Бе­ларусь. Для этого используются данные прогноза основных налравлений социально-экономического развития, а также дан­ные кассовых оборотов банков. При этом Национальный банк привлекает дополнительные данные: прогнозные расчеты роз­ничного товарооборота, включая общественное питание, объем платных услуг (наличными), данные органов связи, страхова­ния, статистики, Министерства финансов, налоговых органов и др., имеющих отношение к формированию наличного денежно­го оборота в стране.

Прием, выдача, хранение денежной наличности банками осуществляется в порядке, установленном нормативными до­кументами по эмиссионно-кассовым операциям в Националь­ном банке Республики Беларусь и кассовым операциям в ком­мерческих банках Республики Беларусь, правилами организа­ции наличного денежного оборота. Эти правила охватывают:

• порядок создания кассовых узлов; их проектирование, техническую укрепленность кассового узла; оборудование ра­ бочих мест кассовых работников в банке; создание касс и т.п.;

121

Наличный денежный оборот организуется на основе при­нципов всего денежного оборота и специфических принципов;

Наличный денежный оборот по своему объему значительно меньше безналичного денежного оборота, одпако его правильная организация особенно важна в социально-экономическом плане, так как этот оборот обслуживает преимущественно отношения, связанные со сферой личного потребления. Происходящие в сфе­ре обращения наличных денег процессы прямо влияют на устой­чивость покупательной способности населения и денег.

5.2. Организация кассовых операций в народном хозяйстве

Коммерческий банк заключает с предприятием, организа­цией, учреждением (далее — предприятие), предпринимателем догоаор на расчетно-кассовое обслуживание, который не дол­жен противоречить установленным требованиям Национально­го банка Республики Беларусь к совершению кассовых опера­ций и законодательству Республики Беларусь.

Кассовые операции — это оприходование в кассу наличных денег, соблюдение лимита остатка кассы, порядка и сроков сда­чи наличных денег; прием и выдача наличных денег из касс предприятия, предпринимателя и оформление кассовых доку­ментов; порядок использования выручки; порядок и целевое использование наличных денег, полученных из касс организа­ций банков; порядок ведения кассовой книги и хранения на­личных денег.

Касса — это структурное подразделение предприятия, пред­принимателя, выполняющее основные кассовые операции. Юри­дические и физические лица, реализующие продукцию (рабо­ты, услуги) за наличный расчет, осуществляют прием денеж­ных средств на основании приходных кассовых ордеров, отрыв­ных талонов (билетов) или при помощи кассовых суммирую­щих аппаратов.

122

Предприятия, предприниматели могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, ежегодно устанавливае­мых банками, в которых открыты текущие (расчетные) счета, независимо от форм собственности. Лимит остатка (предель­ный остаток) кассы — это максимально допустимая сумма наличных денег, которая может находиться в кассе предприя­тия, предпринимателя по состоянию на конец рабочего дня. Ус­танавливается с учетом особенностей деятельности и режима их работы, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, вре-ени заезда инкассации, обеспечения сохранности и сокраще-ия встречных перевозок наличных денег, среднедневной вы­ручки, среднедневного расхода наличных денег.

Юридические лица и отдельные категории предпринимате­ли имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх :мита только на оплату труда (заработную плату), стипендии, пенсии, пособия, дивиденды на срок не свыше 3 рабочих дней, для отдельных клиентов, органов местного управления и само­управления, расположенных в сельской местности, — не свы-;е 5 рабочих дней.

Наличные деньги, поступающие в кассы клиентов банка сверх лимита), подлежат сдаче в банки для последующего за­селения на их счета. Наличные деньги могут быть сданы: в ;невные и вечерние кассы банков; инкассаторам — для после-[ующей сдачи в банки; в объединенные кассы при предприяти-— для последующей сдачи в банки; предприятиям связи — :я перечисления на счета в банки.

Предприятия (предприниматели), имеющие по роду основ­ной функциональной деятельности постоянную денежную вы­ручку и расходующие ее по согласованию с банком для оплаты 'руда, выплаты пособий, стипендий, закупки сельскохозяйст-!нной продукции, скупку тары и вещей у населения, не имеют :рава задерживать в своих кассах наличные деньги до наступ-[ения сроков указанных выплат.

Заимствование денежной выручки торговыми предприятия­ми, имеющими постоянную денежную выручку, другим пред­приятиям должно осуществляться в соответствии с установлен­ными законодательством правилами заимствования на основе заключенных договоров и с оформлением соответствующих кассовых операций.

Для обеспечения рационального регулирования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денег банками на ос­новании сведений, полученных от предприятий, предпринима­телей о размерах и сроках выплат наличных денег, ежеквар­тально составляются календари выдач наличных денег на зара-

123

-

ботную плату, стипендии, пенсии, пособия, доходы предприни­мателей (по дням).

Выдачи наличных денег предприятиям, предпринимателям и с вкладных (депозитных) счетов физических лиц производят­ся, как правило, за счет текущих поступлений наличных денег в кассы банков.

Выдача наличных денег из касс производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим доку­ментам: платежным ведомостям, чекам, заявлениям на выдачу денег, счетам и др. с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера.

Все поступления и выдачи наличных денег учитываются в кассовой книге. Каждое предприятие, организация, учрежде­ние, предприниматель ведут только одну кассовую книгу, кото­рая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассо­вой книге заверяется подписями руководителя и главного бух­галтера. Подчистки и неоговоренные исправления запрещают­ся. Записи в книге могут производиться вручную или автомати­зированным способом. Они производятся кассиром сразу после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег по кассе на следующее число.

На банки возложены проверки соблюдения предприятиями, предпринимателями (клиентами банка) правил ведения кассо­вых операций. Проверки осуществляются по месту открытия счетов банками на основе планов-графиков проверок (ежеме­сячно, ежеквартально) по усмотрению руководителя банка. При этом учитывается объем операций наличными деньгами, совершаемых клиентом, их многообразие, оперативная инфор­мация о соблюдении ими порядка ведения кассовых операций. Кассовая дисциплина — это соблюдение предприятиями, предпринимателями правил кассовых операций. Результаты проверки соблюдения правил ведения кассовых операций офор­мляются актом, в котором содержатся примерно следующие вопросы:

124

Такие проверки должны проводить и сами клиенты в поряд­ке самоконтроля.

Полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке (в разрезе месяцев), сравнивается по данным предприя­тия и по данным банка. В случае расхождения между данными банка и записями в кассовой книге выясняются причины. Фак­тическое наличие денег в кассах предприятий представителем банка не проверяется. Однако он имеет право потребовать от ру­ководителя предприятия назначения ревизии кассы.

При проверке полноты сдачи денег в кассу банка сравнива­ются данные о поступлениях денежных средств (включая из банка) с выдачей наличных денег предприятием на внутренние потребности и сдачей их в банк. Проверяется своевременность возврата в банк не выплаченных в срок средств на оплату труда и приравненных к ним средств. Изучаются порядок и сроки сдачи выручки в банк фактически в сравнении со сроками, сог­ласованными с банком.

Изучается расходование по целевому назначению сумм, по­лученных из банка (получено — израсходовано), на заработную плату, на прочие виды оплаты труда, не входящие в фонд зара­ботной платы, на оплату больничных листов и пенсий, на за­купку сельскохозяйственной продукции, скупку вещей и вто­ричного сырья у населения, на командировочные и хозяйствен­ные расходы.

Как известно, предприятиям, предпринимателям может быть разрешено (по согласованию с банком условий) расходова­ние на месте частя поступающих в кассу наличных денег. Соб­людение согласованных с банком условий расходования налич­ных денег из выручки рассматривается на основании первич­ных документов по учету кассовых операций и других бухгал­терских данных с указанием целей выдач предприятием из соб­ственных поступлений.

В целях выявления фактов превышения предприятием, пред­принимателем предельных сумм расчетов наличными деньгами между субъектами хозяйствования за товары, работы, услуги рассматриваются записи первичных учетных документов по Кассовым операциям (кассовой книге, приходным, расходным

125

документам), отчеты подотчетных лиц о расходовании налич­ных денег, а также товарные чеки, счета, счета-фактуры.

Соблюдение установленного банком предельного остатка (лимита) кассы проверяется на каждый день, с указанием дат (и сумм), когда был превышен лимит.

Правильность ведения кассовой книги и других кассовых документов — важнейший этап проверки банком предприятия, предпринимателя. Рассматриваются соблюдение установленно­го порядка оформления операций по приему и выдаче налич­ных денег из кассы предприятия, предпринимателя; ведение форм первичной учетной документации: приходных и расход­ных кассовых ордеров, журналов регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег; составление ежедневного отчета кассира в соответствии с приходными и расходными документами, расчетшьплатежными ведомостя­ми. Отмечается качество и соблюдение периодичности состав­ления первичных кассовых документов, соответствие записей в приходно-расходных документах и кассовой книге и т.д.

По результатам проверки представитель банка делает выво­ды и вносит предложения руководству предприятия, предпри­нимателю по устранению имеющихся нарушений правил веде­ния кассовых операций и работы с денежной наличностью. Ре­зультаты проверок кассовой дисциплины рассматриваются так­же руководителем (заместителем руководителя) банка с приня­тием решения по выявленным фактам нарушений.

При установлении грубых или систематических нарушений и злоупотреблений в кассовой дисциплине, фактов обмана бан­ка клиентами применяются штрафные санкции к клиентам:

При выявлении у одного субъекта хозяйствования несколь­ких нарушений сумма штрафа начисляется и взыскивается по совокупности нарушений. Штрафные санкции налагаются бан­ком, которому предоставлено право надзора за ведением кассо­вых операций.

Национальный банк Республики Беларусь осуществляет проверки коммерческих банков по организации наличного де­нежного оборота и соблюдения порядка работы с денежной на­личностью. Цель: проверить работу банков по исполнению за­конодательства Республики Беларусь, включая нормативные акты и указания Национального банка Республики Беларусь, регулирующего организацию наличного денежного обращения, а также принять предупредительные меры и выработать реко­мендации по устранению выявленных нарушений. В ходе про­верки рассматривается организация банком работы по обеспе­чению рационального движения потоков наличных денежных средств, своевременного удовлетворения обоснованной потреб­ности в наличных деньгах предприятий, предпринимателей, физических лиц за счет текущих поступлений денежной налич­ности в кассы банка, своевременного и полного сбора банком де­нежной выручки по обслуживаемым клиентам, а также органи­зация предварительного контроля за выдачей денежных средств из касс организаций байка.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что представляет собой наличный денежный оборот?

  2. Какова схема движения наличных денег?

  3. В чем заключается роль банков в организации наличного денежного оборота?

  4. Каковы факторы, влияющие на скорость оборота налич­ ных денег?

5. Каковы принципы организации наличного денежного оборота?

  1. Что представляют собой кассовые операции банков?

  2. В чем заключаются особенности кассовых операций пред­ приятий, организаций, предпринимателей?

  3. Каково содержание кассовой дисциплины?

  4. Какой организуется контроль за соблюдением кассовой Дисциплины в народном хозяйстве?

127

6. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА 6.1. Понятие, типы и элементы денежных систем

Денежная система — это организация денежного обраще­ния в стране, регулируемая государственными законами. Про­цесс формирования ее содержания, элементов происходил пос­тепенно. Типы денежных систем формировались по историчес­ким периодам и зависели в значительной степени от того, в ка­кой форме функционировали деньги: полноценные (как товар) или как знаки стоимости (бумажные, кредитные). С учетом это­го различают следующие типы денежных систем:

Товарные денежные системы формировались на самых ран­них этапах развития товарного хозяйства, когда в качестве де­нег выступали различные товары.

Развитие способов обработки металлов, повышение их роли в хозяйственной жизни общества привело к переходу от товар­ных денежных систем к металлическим. Металлические де­нежные системы формировались в зависимости от того, какой металл играл роль денег. Развитые металлические денежные системы исторически утверждались на основе меди, серебра, золота (табл. 6Л).

Таблица 6.1

Металлические денежные системы

Монометаллические

Биметаллические

Медный

Серебря-

Золотой монометаллизм

Па рал-

Двой-

«Хрома-

мономе­таллизм

ный мономе­таллизм

Золото-монет­ный стан­дарт

Золото­слитковый стандарт

Золото-деиизный стандарт

.ijO.:ii,nt.ii? валюты

ные валюты

ющие* валюты

Медный монометаллизм существовал в Древнем Риме в III—II вв. до н.э., в России — в XVIII в.

Серебряный монометаллизм существовал в Индии в 1852— 1893 гг., Голландии — 1847—1875 гг., Китае — до 1935 г., в России — с 1810 г.

Для металлического обращения характерны два типа де­нежных систем: биметаллизм и монометаллизм (XVI—XVIII вв).

Биметаллизм — это денежная система, при которой за двумя металлами (обычно золотом и серебром) государство за­конодательно закрепляло денежные функции. Монеты из этих 128

металлов свободно чеканились и одновременно обращались. Су­ществовало три разновидности биметаллизма:

Параллельное обращение двух металлов в качестве всеобще­го эквивалента противоречило единой сущности денег, вызыва­ло резкие колебания цен на товары, выраженные в двух валю­тах, что не способствовало развитию рыночных отношений и укреплению денежной системы. Поэтому фактически в конце ХУШ — начале XIX в. в ряде государств начался переход к мо­нометаллизму. Широкое и достаточно быстрое распростране­ние золотого стандарта было обусловлено формированием ми­рового рынка и обесценением серебра вследствие его демонети­зации в ряде стран.

Золотой монометаллизм существовал в Великобритании в 1816 г., Германии — 1871—1873 гг., Франции, Бельгии, Шве­ции, Норвегии, Греции — 1873—1874 гг., Голландии — 1875 г., Австрии — в 1892 г., Российской империи и Японии — 1897 г., в США — в 1900 г.

Монометаллизм — это денежная система, при которой один металл являлся всеобщим эквивалентом. Одновременно в обращении функционировали и другие знаки стоимости (банк­нотные, кредитные билеты, монеты). В зависимости от характе­ра размена знаков стоимости на золото различались три разно­видности золотого монометаллизма: золотомоиетный стандарт, золотослитковый стандарт, золотодевизный стандарт. Золото-монетный стандарт наивысшего распространения достиг в кон­це XIX —■ начале XX в.

Для зояотомоиетного стандарта были характерны:

5 Денни, кредит, Банки 129

Такая денежная система способствовала свободной конку­ренции, развитию производства, банковской системы, мировой торговли, вывозу (ввозу) капитала. Это устойчивая, но дорогая денежная система, поэтому постепенно вводились ограничения чеканки золотых монет, наблюдался уход их из сферы обраще­ния, ограничение вывоза. После Первой мировой войны в от­дельных странах был введен стандарт, при котором банкноты обменивались, но не на золотые монеты, а на слитки золота, только при предъявлении определенной суммы, установленной законом (золотослитковый стандарт). Золотослитковый стан­дарт действовал до мирового экономического кризиса, начав­шегося в 1929 г., в результате которого начался переход к дру­гим денежным системам.

Для золотодевизного стандарта характерен размен нацио­нальных банкнот не на золото, а на такую валюту (девизы) дру­гих стран, которая разменивалась на золото. Золотодевизный стандарт вводился в странах, не располагающих достаточными золотыми запасами и не обладающих доступом к золотодобыче. Он устанавливал валютную зависимость одних стран от других, что явилось основой для создания международных валютных договоров (блоков), формирования систем международного ва­лютного регулирования и т.д.

С 1930-х гг, в мировой экономике сформировались и утвер­дились денежные системы, построенные на обороте неразмен­ных бумажных и кредитных денег. Во второй половине XX в. практически во всех странах прекращен размен валюты на зо­лото, отменено золотое содержание национальных валют и др. Для таких денежных систем характерно:

Такие денежные системы могут сочетать бумажное и метал­лическое обращение, а также электронно-бумажное обращение.

Однако денежные системы, основанные на обороте таких де­нежных носителей, неоднородны. В частности, это может быть 130

система, свойственная административно-распределительной мо­дели экономики и странам с развитой рыночной экономикой. Доследняя используется в большинстве стран современного мира. Для нее характерны: выпуск денег в хозяйственный оборот в соот­ветствии с реализацией денежно-кредитной политики; обеспече­ние денежных знаков активами банковской системы (золотова­лютные резервы, ценные бумаги, товарно-материальные ценнос­ти); четкое разделение функций банков по выпуску наличных и гзналичных денежных знаков; децентрализация денежного обо-га между банками; прогнозное планирование денежного оборо­та; создание и развитие механизма государственного денеж-ю-кредитного регулирования; определение роли центрального яка в управлении денежной системой.

Любое государство имеет свою национальную денежную систему, состоящую из ряда элементов. Несмотря на особеннос-I, системам разных государств свойственны и общие элемен­ты. С изменением политического строя, общественных, эконо-тских отношений изменяются денежные системы, что отра­жается на содержании их элементов. Можно выделить следую-гие основные элементы национальных денежных систем: наименование денежной единицы и ее частей; виды денежных знаков, имеющих законную платежную ;

• государственный орган, осуществляющий регулирование Денежного обращения, механизм такого регулирования.

Содержание этих элементов в каждом государстве наполня­ется национальными особенностями.

6.2. Денежная система Республики Беларусь

Наименование национальной денежной единицы, как пра­вило, возникает исторически, но государство должно своим за­конодательным актом закрепить это наименование (или изме­нить его). Денежными единицами являются, например, в США — доллар, Японии — иена, Германии, Франции и ряде других ев­ропейских государств — евро, Китае — юань, России — рубль,

131

Украине —■ гривна, Литве — лит, Латвии — лат, Эстонии — крона, в Республике Беларусь — белорусский рубль и т.д.

С образованием СССР и централизацией денежной системы рубль являлся денежной единицей всех союзных республик. После распада СССР и объявления бывших союзных республик суверенными государствами претерпела изменение и их денеж­ная система.

В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем Центрального банка России. Без изменения в рублях проводились и безналичные расчеты. Однако стали на­рушаться традиционные связи по взаимным поставкам с други­ми странами, входящими ранее в СССР.

Каждая республика создавала свои инструменты защиты внутреннего рынка от проникновения таких платежных средств, как рубль, из других республик. В дополнение к рублю стали выпускаться талоны, купоны, карточки, расчетные билеты, вводиться национальные денежные знаки. В Республике Бела­русь в 1992 г. были выпущены расчетные билеты Национально­го банка Республики Беларусь как многоразовые купоны для защиты внутреннего потребительского рынка. После выпуска в обращение расчетных билетов ряд товаров можно было приоб­рести только с оплатой расчетными билетами. Расчетные биле­ты Национального банка Республики Беларусь не были объяв­лены национальной валютой и выпущены первоначально в до­полнение к основной денежной единице — рублю. При этом с целью экономии денежной массы объявляется соотношение бе­лорусского рубля к российскому 10:1.

Спрос на безналичные российские рубли привел к росту кур­са российского безналичного рубля по отношению к белорус­скому. Многие плательщики начали использовать для плате­жей в России и других республиках наличные рубли, спрос на которые поднялся. Однако по-прежнему российские наличные рубли наряду с расчетными билетами применялись для плате­жей за все товары н услуги.

Решение Центрального банка России об изъятии из обраще­ния денежных знаков образца 1961, 1991—1992 гг. и замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на структуру денежных знаков, обращающихся в Республике Бела­русь, Денежные знаки выпуска до 1993 г. были выкуплены у на­селения, предприятий и переданы Центральному банку России. В денежный оборот Республики Беларусь для обслуживания внутреннего оборота дополнительно были выпущены расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь. Денежные 132

знаки Банка России образца 1993 г. обращались на территории Беларуси, имея законную платежную силу. Однако их фактиче­ское использование осуществлялось в режиме иностранной ва­люты с более высоким курсом по отношению к расчетным биле­там. Таким образом, со второй половины 1993 г. в налично-де-нежном обороте в Республике Беларусь стали практически ис­пользоваться расчетные билеты Национального банка.

В 1994 г. Национальный банк Республики Беларусь поста­новил единственным платежным средством в Республике Бела­русь признать белорусский рубль, а в налично-денежном оборо­те — расчетный билет. Это решение было закреплено законода­тельно постановлением Верховного Совета Республики Бела­русь в октябре 1994 г. В последующие годы нз обращения был изъят расчетный билет и в качестве официального единствен­ного платежного средства признан белорусский рубль — билет Национального банка Республики Беларусь. Для упорядочения денежного обращения, упрощения учета в Республике Бела­русь проведено две деноминации — уменьшение нарицатель­ной стоимости денежной единицы. Решения об этом в законода­тельном порядке принимались в 1994 и 1999 гг.

В результате первой деноминации белорусского рубля псе активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены умень­шились в 10 раз, по второй деноминации с 1 января 2000 г. про­изведены соответствующие перерасчеты в соотношении 1000 р. в деньгах старого образца на 1 р. новых денежных знаков.

Национальный банк определяет номинал (достоинство), степень защиты, изображение и другие характеристики бело­русского рубля и монет, обеспечивает печатание банкнот, че­канку монет, а также хранение, подтверждение подлинности банкнот и монет, изъятие и уничтожение изъятых из обраще­ния банкнот и монет. Он может выпускать памятные банкноты, юбилейные и памятные монеты, а также монеты из драгоцен­ных и недрагоценных металлов. Памятные банкноты (монеты) Национального банка Республики Беларусь выпускаются в об­ращение специальным тиражом обычно в качестве объектов коллекционирования и тезаврации. Они отличаются от находя­щихся в обращении банкнот наличием дополнительных эле­ментов дизайна, а иногда и по номиналу. Памятные банкноты выпускаются в ознаменование исторических событий респуб­лики и других важных моментов в жизни страны. Они являют­ся законным платежным средством и обязательны к приему по номиналу во все виды платежей безо всяких ограничений. Уч­реждения Национального банка реализуют комплекты памят-

133

1

2

3

4

5

100 000

0,00

0,00

5.68

19,40

Итого

100

100

100

100

Окончание табл. 6.2


ных банкнот (монет) юридическим и физическим лицам, при этом их стоимость может отличаться от номинальной.

Основными видами наличных денег, находящихся в обра­щении в Республике Беларусь, являются банковские билеты, юбилейные и памятные монеты. Эти виды денежных знаков об­служивают наличное денежное обращение.

Важное значение имеет также соотношение между денеж­ными знаками разной кушорности. Соотношение суммы денеж­ных знаков различного достоинства в общей сумме наличных денег, находящихся в обращении, составляет купюрное строе­ние наличной денежной массы. С увеличением доходов населе­ния, ростом цен обычно в структуре повышается доля купюр более высокого достоинства.

За 2006 г. наличные деньги в обороте увеличились на 39,8 % и составили 2818,3 млрд р. Такой рост происходит в основном за счет увеличения денежных доходов населения. Вместе с тем удельный вес наличных денег в рублевой денежной массе сни­жается. На 1 января 2007 г. он составлял 22,7 %, что является положительным явлением в денежном обороте, улучшением его качественной структуры. Вывод из обращения купюр досто­инством 1,5 р. связан с тем, что стоимость их изготовления пре­вышала номинал, указанный на банкнотах (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Банкноты таинством, p.

Купюрный состав билетов Национального банка Республики Беларусь образца 2000 г., находящихся в обороте, — МО

Источник: Банковский вестник. 2005. № 3. С. 15; 2006. № 3. С. 4; 2007. Я' 3. С. 92.

ят; но

Эмиссионный механизм включает порядок выпуска и изъ-ия денег из оборота, а также денежной эмиссии и обеспечен-сти выпускаемых в оборот денежных знаков. Эмиссия денег осуществляется посредством выпуска в обращение безналич­ных и наличных денег.

Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков означает поддержку находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом, другими драго­ценными металлами, свободно конвертируемой валютой, цен­ными бумагами и другими обязательствами.

В Банковском кодексе Республики Беларусь (в ред. 2006 г.) подчеркивается, что банкноты и монеты, выпущенные в обраще­ние Национальным банком Республики Беларусь, являются без­условным его обязательством и обеспечиваются всеми его акти­вами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депо­зиты) и для перевода на всей территории Республики Беларусь.

Структура денежного оборота как элемента денежной сис­темы может рассматриваться прежде всего как соотношение на­личного денежного и безналичного денежного оборотов. Госу­дарство в законодательном порядке определяет порядок налич­ного денежного и безналичного денежного оборотов.

Национальный банк в соответствии с законодательством регламентирует организацию наличного денежного обраще­ния, устанавливает:

В области безналичного денежного оборота Национальный банк определяет основные принципы функционирования пла­тежной системы Республики Беларусь, правила банковских пе-

135

реводов, формы безналичных расчетов, стандарты платежных инструкций, ответственность за их нарушение и др.

Порядок установления валютного курса (котировка ви лют) — это определение соотношения между денежными еди­ницами (валютами) разных стран. Валютный курс характери­зует *цеяу» денежной единицы одной страды, выраженную в денежных единицах других стран. Основой для котировки яв­ляется покупательная способность национальных валют, а так­же спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Выбор режима привязки курса белорусского рубля к курсу российского рубля (2001 г.) положил начало построения монетарного союза.

Одной из важнейших целей деятельности Национального банка Республики Беларусь является защита и обеспечение ус­тойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, а также регулирование денежного обращения. С этой целью банк разрабатывает комплекс инструментов денежно-кредитного ре­гулирования и использует их для поддержания устойчивости денежной системы.

В Республике Беларусь наблюдаются существенное замедле­ние инфляционных процессов, увеличение золотовалютных ре­зервов Национального банка, повышение доверия к националь­ной валюте. Положительное влияние на повышение стабильно­сти белорусского рубля оказали: прекращение прямого финан­сирования бюджета со стороны Национального банка; проведе­ние процентной политики, направленной иа обеспечение устой­чивого повышения доходности по инструментам в белорусских рублях; обеспечение стабильности обменного курса и др.

Идея единой валюты союзного государства (Россия и Рес­публика Беларусь) с использованием: в качестве таковой на пер­вом этапе российского рубля, а в последующем — новой союз­ной валюты, сформулирована в соглашениях между странами. Концепция включает не только введение единой денежной еди­ницы, но и определение подходов к регламентации полномочии центральных банков России и Республики Беларусь; важней­шие положения функционирования банковских систем обоих государств, платежных систем, денежного и валютного рын­ков; взаимодействие банков при проведении операций по госу­дарственному регулированию денежного рынка и эмиссионной деятельности. За центральными банками сохраняются функ­ции банков суверенных государств, работающих по единым унифицированным правилам.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем заключается сущность денежной системы страны?

  2. Как исторически развивались денежные системы стран?

3. Что означает понятие «биметаллизм», его виды, значе-

,й?

4. Что представляет собой монометаллизм, его виды и значе- ,?

  1. В чем состоят особенности денежных систем обращения бумажных и кредитных денег?

  2. Каковы основные элементы денежной системы страны?

  3. Какими особенностями характеризуется денежная систе­ ма Республики Беларусь?

8. Что представляет собой купюрное строение денежной кассы, от чего оно зависит?

7. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА

7.1. Устойчивость денежного оборота, его роль в обеспечении макроэкономического равновесия

Денежный оборот, опосредуя сложные экономические свя­зи, может как облегчить обмен, так н существенно ухудшить условия производства, распределения и потребления общест­венного продукта. Эффективно организованный денежный обо­рот обеспечивает расширенное воспроизводство при минимиза­ции общественных (социальных) потерь. Для этого он должен быть стабильным, т.е. обеспечивать относительную устойчи­вость покупательной способности денежной единицы, выража­ющуюся в постоянстве того количества товаров, услуг (при сох­ранении их качества), которые можно приобрести за одно и то же количество денег в различные периоды времени. Напротив, нарушение устойчивости денежного оборота, особенно на дли­тельных временных интервалах, влечет невозможность полно-Ценного выполнения деньгами своих функций и, следователь­но, реализации их роли в общественном воспроизводстве. Поэ­тому обеспечение устойчивости денежного оборота — одна из важнейших целей в системе целевых ориентиров денежно-кре­дитной политики.

Для определения экономической основы обеспечения устой­чивости денежного оборота рассмотрим так называемый *кру-

137

гооборот продуктов и доходов* (рис. 7.1), который в упрощен­ном виде представляет модель национальной экономики. С уче­том места и роли в создании общественного продукта и распре­делении (перераспределении) валового внутреннего продукта в экономической системе выделяют пять типов экономических агентов: сектор предпринимательства, сектор домашних хо­зяйств, сектор Правительства, денежно-кредитный (монетар­ный) сектор, внешний сектор.

Обращение денежных потоков предполагает встречное дви­жение товаров и услуг. В данном представлении указаны толь­ко основные составляющие денежного оборота в экономической системе.

В схеме величина Т (налоги) показана как чистые налоговые выплаты, т.е. за вычетом социальных трансфертов безвозмезд­ных выплат социального характера из государственного бюд­жета (пенсий, пособий и т.д.). Сбережения населения и пред­приятий (частные сбережения) также показаны как чистая ве­личина, т.е. за вычетом выплаченных монетарным сектором процентов за использование ресурсов домашнего и предприни­мательского секторов. Кроме того, доходы государства также показаны как чистые позиции (без дотаций), которые использу­ются для государственных расходов (G) и государственных сбе­режений (в случае наличия профицита госбюджета). В сумме частные и государственные сбережения составляют националь­ные сбережения (S), которые в условиях равновесия равны ин­вестициям (I).

В условиях достаточно развитой кредитно-банковской сис­темы национальные сбережения аккумулируются не только че­рез фондовый рынок (и направляются предпринимательскому сектору в форме инвестиций), но и через финансовых посредни­ков (банки). Последние привлекают временно свободные де­нежные ресурсы сберегателей в виде собственных обязательств (иначе, депозиты банков как составная часть денежной массы) и перераспределяют их между экономическими агентами на ус­ловиях платности, срочности, возвратности. В то же время бан­ки самостоятельно эмитируют (мультиплицируют) новые день­ги (новый капитал), которые могут направлять как на кредито­вание текущего потребления, так и на инвестиции. Поэтому в условиях активно развивающейся экономики инвестиции мо­гут превышать внутренние (национальные) сбережения. Источ­ником этого превышения являются как внешние инвестиции, так и возможность банковской системы без риска для ликвид­ности (в ограниченном размере) трансформировать «короткие* деньги в инвестиции. 138

139

Таким образом, денежный оборот обслуживает функциони­рование следующих основных рынков:

Однако любая экономическая система подвержена воздей­ствию различного рода рисков, которые приводят к нарушению равновесия либо на отдельных рынках, либо, учитывая их вза­имосвязь, на всех сразу. Более того, нарушение равновесия на каком-либо одном рынке, как правило, ведет к нарушению рав­новесия на других рынках. Поэтому устойчивость денежного обращения — это одновременно и основное условие, и резуль­тат общего макроэкономического равновесия (на товарном, де­нежном и ресурсном рынках).

Выделяют ряд тактических условий обеспечения относи­тельной стабильности покупательной способности денежной единицы:

■ обеспечение относительной стабильности покупательной способности национальной денежной единицы на внутренних и внешних рынках (стабильность курса национальной валюты).

Товарно-денежная сбалансированность и устойчивость де­нежного оборота. Одним из тактических условий поддержания устойчивости денежного оборота, реализуемого органами де­нежно-кредитного регулирования, является обеспечение соот­ветствия объема денежного предложения и товарной массы. Ус­ловие равновесия на рынке денег и товаров выглядит следую­щим образом:

М$ = Мо/р.

где Mg— объем реального денежного предложения при существующем уровне цен; М^/р — объем реального (платежеспособного) спроса на деньгл при существующем уровне цен.

Объем реального спроса на деньги 0,Р) определяется:

140

• уровнем риска финансовых активов, степенью ликвиднос­ ти неденежных активов, психологическими предпочтениями экономических агентов («национальным менталитетом»),

В целом спрос на деньги при данном уровне цен будет опре­деляться как средство обращения и платежа.

В свою очередь объем реального предложения денег а ,,)

зависит от:

В любой экономической системе состояние равновесия де­нежного и товарного рынков не обеспечивается автоматически, а определяется с помощью государства методами денежно-кре­дитной политики. Особую сложность данная проблема приобре­тает в условиях транзитивной (переходной) экономики, так как в силу специфики предпочтений экономических агентов подхо­ды ныне развитых стран к вопросам устойчивости денежного обращения часто не дают ожидаемого эффекта.

Так, например, при структурных характеристиках систе­мы, присущих переходным странам (негибкости механизма це­нообразования, перераспределения ресурсов и др.), равновесие / = S может достигаться номинально за счет так называемых «вынужденных» сбережений и «искусственных» инвестиций (эмиссионные кредиты). Однако равновесное состояние будет носить неустойчивый характер, вызывая высокую вероятпость его нарушения. В этом случае поддерживаемое «равновесие* и истинная сбалансированность (характеризующаяся максималь­ной занятостью, технологическим ростом и др.) — понятия от­нюдь не тождественные. «Устойчивость денежного оборота», соответствующая первой ситуации, будет существенно отли­чаться от долговременной устойчивости национальной валюты в случае естественной сбалансированности.

Принципиальным является поддержание объема денежного предложения в соответствии с общими потребностями хозяй­ственного оборота (т.е. исходя из потребностей обслуживания рынков товаров, ресурсов и денег). Это означает, что на долго­срочных временных интервалах основу равновесия денежного рынка определяет сбалансированность денежной п натураль­но-вещественной структур воспроизводственного процесса. При этом важно понимать, что денежная и натурально-веществен­ная сбалансированность предполагает не только объемное соот-

141

ветствие, но и структурную сбалансированность по отдельным товарным группам. Денежный оборот существует не сам по се­бе, а обслуживает национальную экономику, следовательно, важнейшим условием обеспечения его устойчивости является поддержание на оптимальном уровне основных макроэкономи­ческих пропорций.

Критерий оптимальности, обеспечивающий устойчивое состо­яние макроэкономического равновесия, предполагает качествен­ное и количественное соответствие между структурой обществен­ного производства и общественных потребностей (иными слова­ми, максимальное удовлетворение общественных потребностей при минимальных затратах живого и овеществленного труда).

На практике макроэкономическая сбалансированность пос­тоянно нарушается, так как система находится в динамике, и точка равновесия — это лишь одно из множества ее состояний. Так, несоответствие между I и II подразделениями расширенно­го воспроизводства явится источником, с одной стороны, избы­точного спроса на инвестиции, сырье и материалы, а с другой — недостаточного предложения предметов потребления, что вызо­вет избыточный (по сравнению с реальными потребностями) платежеспособный спрос населения и инфляцию.

В свою очередь нарушение меж- и внутриотраслевых, терри­ториальных и стоимостных пропорций также явится причиной дисбаланса денежного и товарного рынков, исказит пропорции распределения трудовых ресурсов и в конечном итоге негатив­но повлияет ка устойчивость денежного оборота. Результатом этого процесса явится стихийное восстановление частичного равновесия путем роста цен (инфляция).

Эластичность денег и устойчивость денежного оборота. В ус­ловиях обращения металлических денег носитель денег (напри­мер, золото), обладая самостоятельной стоимостью, тем самым обеспечивал достаточно высокую устойчивость денежного оборо­та за счет абсолютной эластичности денежной массы по сжатию (излишние деньги могли без потерь уйти в накопления). Напро­тив, эластичность денежной массы по расширению зависела от наличия золота в стране, поэтому при его нехватке экономичес­ки необоснованное ограничение денежного оборота приводило к торможению процессов расширенного воспроизводства.

Современные денежные системы, основанные на кредитных деньгах, обладают абсолютной эластичностью по расширению. Это означает, что теоретически за счет эмиссионных операции центрального банка денежная масса может неограниченно рас­ширяться (т.е. на рынке национальной валюты центральный банк обладает абсолютной ликвидностью).

142

В то же время серьезной проблемой функционирования кре­дитных денег является невысокая степень их эластичности по сжатию. Это означает, что излишние деньги (сверх потребности хозяйственного оборота) не в полном объеме уходят из каналов денежного обращения (т.е. не возвращаются в центр эмиссии). результатом этого является возможный необоснованный рост денежной массы сверх реальных потребностей, что неизбежно приведет к инфляции. В этих условиях особую роль приобрета­ет государственное регулирование кредитной активности бан­ковской системы, т.е. осуществление денежно-кредитного регу­лирования. Тем самым государство в лице центрального банка обеспечивает относительную стабильность покупательной спо­собности национальной денежной единицы путем регулирова­ния условий денежного предложения.

Устойчивость денежного оборота и обменный курс нацио­нальной денежной единицы. Это условие предполагает, что внешнеэкономическое равновесие (равновесие платежного ба­ланса) также является одним из существенных факторов обеспе­чения долговременной стабильности национальной денежной единицы. В свою очередь, ситуация на внутреннем рынке явля­ется определяющей для обеспечения внешнеэкономического рав­новесия. Таким образом, обменный курс национальной денеж­ной единицы является как условием, так и результатом стабиль­ности национальной валюты. Поэтому чем более открытой явля­ется экономика, тем важнее становится способность органов де­нежно-кредитного регулирования поддерживать относительную устойчивость обменного курса (и прежде всего его предсказуе­мость и управляемость с точки зрения минимизации транзакци-онных издержек общества, а также обеспечение контроля над де-вальвационными ожиданиями экономических агентов).

7.2. Необходимость регулирования денежного оборота

Выделяют три уровня равновесия макроэкономической сис­темы:

143

• долгосрочное равновесие {50 лет) (равновесие «третьего порядка»), относящееся к длительному временному интервалу, в течение которого происходит смена основных капитальных благ, к которым относят средства производства, инфраструкту­ ру, а также профессионально-квалификационную структуру рабочей силы.

В числе факторов, определяющих устойчивость макросисте­мы, важную роль играют монетарные. Так, достаточно извес­тна модель бельгийского ученого И. Дельбекса, объединяющая объемы инвестиций с их прибыльностью и ценой кредита, т.е. нефинансовый и денежный секторы. И. Дельбекс пытался до­казать на примере более чем 100-летней статистики развития экономики Бельгии, что периоды подъема характеризуются ростом инвестиционной и кредитной активности и денежной мультипликации, а спады, соответственно их снижением. Он хотел таким образом доказать, что не только период цикла оп­ределяет характер денежного оборота, но и наоборот.

В классической «модели равновесия Вальраса», которая яв­ляется методологической основой монетаризма и ортодоксаль­но-либерального направления денежной теории, оптимальность распределения производственных ресурсов и потребительских благ в рыночной экономике обеспечивается благодаря стихий­ным рыночным регуляторам («гипотетическому аукционщику», который предлагает и регулирует цены на товары в соответствии со спросом и предложением и тем самым «нащупывает» равно-весное состояние). Здесь основной является гипотеза о совершен­стве рыночного механизма и негативных последствиях вмеша­тельства в его функционирование со стороны государства.

Однако опыт показывает, что рынки (в том числе и денеж­ный) в той или иной степени несовершенны. Можно выделить несколько причин самоподдерживающего неравновесия рыноч­ного механизма:

В случае, если в каждый данный момент сделки осуществля­ются по неравновесным ценам, то нет смысла говорить и о совер-144

:

шейной информации (т.е. агенты принимают свои решения ис­ходя из асимметричной информации, тем самым усиливая от­клонения реальных процессов от состояния равновесия). В связи с этим можно предположить, что достижение некоего «абсолют­ного равновесия» может быть только случайным и не может яв­ляться устойчивым результатом действия рыночных сил.

Данные обстоятельства обусловливают необходимость регу­лирования денежного оборота со стороны государства. Причем значимость этого процесса существенно возрастает в условиях высокоиндустриальной экономики. Так, в до- и низкоиндуст­риальной экономике относительная стабильность (статичность) спроса, цен и производства требовали меньших регулирующих усилий со стороны органов монетарной власти. По мере роста уровня индустриализации хозяйства, повышения степени мо­бильности факторов производства, распределения и перерас­пределения доходов и совокупного спроса необходимость усиле­ния регулирования государством денежной кредитной сферы (денежного оборота) существенно возрастает.

В условиях переходной экономики значимость и роль госу­дарственного регулирования денежно-кредитной сферы повы­шается еще и потому, что с ростом общей информативности об­щества субъективные восприятия участников рыночной ситуа­ции становятся составной частью ценообразующих факторов, .ействне таких факторов, как несовершенство информации, азнонаправлениость намерений агентов, наличие дополни­тельных издержек и отсутствие гибкости цен, в условиях тран­зитивного хозяйства усиливается и может обусловливать не просто отклонение экономики от равновесного уровня, но и су­щественную деформацию ее структуры, которая может быть непреодолима для рыночных механизмов и стимулов.

Инфляция и денежный оборот. В современной теории де­нежного обращения нет однозначных подходов к определению инфляции. Чаще всего под ней понимают обесценение денег, которое проявляется в относительном росте общего уровня пот­ребительских цен (на товары конечного потребления). Однако надо понимать, что не всякое повышение цен, выраженное в од­них и тех же единицах, является инфляцией. Так, рост цен вполпе обоснованно может быть вызван повышением качества продукции, ростом затрат на добычу ресурсов, коренным изме­нением структуры общественных потребностей.

С позиции оценки степени необходимости регулирования де­нежного оборота представляет интерес анализ сущностных при­чин инфляции, в том числе в условиях переходной экономики.

145

Как известно, основные причины инфляции лежат как в денеж­ной сфере, так и в сфере производства общественного продукта,

К факторам со стороны денежного обращения (монетар­ным) относят:

К так называемым «неденежным» факторам относят:

146

условии поддержания плавающего обменного курса и мини­мальных деформациях каналов денежного оборота денежная масса, независимо от источника ее происхождения, через меха­низм платежного баланса равномерно распределяется между странами пропорционально доходности, обеспечивая относи­тельное уравнивание уровней инфляции;

г • институциональную инерционность производителей (ри­гидность цен), их психологическое противодействие дефляции {производителю психологически «комфортнее* поднять цену на новый равновесный уровень, чем ее снизить).

С позиции регулирования денежного оборота особый инте­рес представляют также и теории сущности инфляции, которые могут послужить методологической основой разработки анти­инфляционных мер. Существует ряд теоретических концепций сущности инфляции, которые предполагают различные подхо­ды к необходимости и направленности регулирования денежно­го оборота со стороны государства.

«Монетаристская» концепция сущности инфляции объяс­няет данное явление исключительно монетарными причинами. В связи с этим основные регулирующие меры государства дол­жны касаться только денежного предложения, а именно его ужесточения в соответствии с ростом общественного продукта (но не более 3—5 % в год). Помимо этого одной из основных ан­тиинфляционных мер считается недопущение дефицита госу­дарственного бюджета.

«Структуралистская» концепция сущности инфляции рас­сматривает зависимость роста цен и структурных факторов: ес-ественное изменение относительных цен вследствие структур-ых сдвигов в производстве и потреблении либо в технологии, а также неравномерности роста производительности труда в сек­торах, работающих на внешний и внутренний рынок.

Основная идея здесь состоит в том, что не инфляция вызыва­ет структурные сдвиги, а наоборот, структурные сдвиги в эко­номике являются первопричиной инфляции. Это объясняется ;м, что производительность труда в прогрессивном и регрес-вном секторах экономики (в отличие от заработной платы) величивается неравномерно, что ведет к нарастанию дисба-внса спроса и предложения на товарном рынке и соответствен-к инфляции,

147

«Инерционная» концепция сущности инфляции основывает­ся на предположении о негибкости цен в сторону понижения при сохранении их эластичности в сторону повышения. Эта асиммет­рия в движении относительных цен приводит к инфляции: если возникший на денежном рынке дисбаланс цен требует их сниже­ния, то рынок достигает равновесия путем повышения общего уровня цен, т.е. ликвидации дисбаланса на новом, более высо­ком уровне цен. В этом случае также предложение денег пассив­но приспосабливается к новому уровню спроса на них.

Принципиальная разница между инфляцией, иницииро­ванной монетарными факторами, и инфляцией, инициирован­ной прочими причинами, состоит в том, что те явления, кото­рые при инфляции спроса были причиной роста цен (перепол­нение каналов денежного обращения новыми деньгами сверх потребностей экономики в них), становятся следствием, а след­ствие (рост цен) — первопричиной увеличения массы денег.

Иными словами, при «монетарной* инфляции денежные факторы являются единственной причиной роста цен, что дела­ет при прочих равных условиях невозможным увеличение цен более быстрыми темпами, чем темпы прироста денег. В свою очередь * немонетарная» инфляция может иметь место при от­носительно неизменной массе денег. И в этом случае, если госу­дарство не обеспечит соответствующий объем денежного пред­ложения, то этот «денежный вакуум» будет заполнен денежны­ми суррогатами (бартер, неплатежи и др.).

Особо следует подчеркнуть, что специальные усилия по сни­жению инфляции, особенно достаточно низкой, связаны с из­держками, которые иногда могут превосходить доходы. Так, уменьшение государственных инвестиций, повышение кредит­ных ставок или реального валютного курса — все эти меры, предпринимаемые для снижения инфляции, могут тормозить экономический рост.

В целом же инфляция приводит к деформации денежного оборота, оттоку ресурсов из сферы производства преимуществен­но в сферу обращения, так как за счет более высокой скорости обращения денег именно в сфере обращения обеспечивается вы­сокая прибыль. В свою очередь это ведет к дальнейшей демоне­тизации экономики, ухудшению условий производства и даль­нейшему росту инфляции. Таким образом, инфляция самовос­производится во все больших размерах, усиливая деформацию денежного обращения. Все это делает чрезвычайно актуальным регулирование денежного оборота со стороны государства.

148

7.3. Методы регулирования денежного оборота

В зависимости от тех или иных классификационных при-наков методы регулирования денежного оборота могут разде­ляться на различные группы. Например, в зависимости от уче­та экономических интересов субъектов денежного оборота вы­деляют административные (прямые) и экономические (кос­венные) методы. В зависимости от объема воздействия на де­нежный рынок выделяются общие и селективные методы (ин­струменты) регулирования денежного оборота. Характер ис­пользуемых методов также можно выделить в качестве класси­фикационного признака. Так, направленность методов на про­тиводействие инфляции относят к антиинфляционной поли­тике. В то же время государственная политика в сфере денеж­ного оборота может и приспосабливаться к инфляции, В этом случае будут применяться меры корректирующего характера, направленные на временную «компенсацию» последствий ин­фляции (например, индексация доходов населения). Однако в любом случае основной целью регулирования государством де­нежного оборота будет являться ослабление негативных соци­ально-экономических последствий инфляции.

Основными в системе методов регулирования денежного оборота являются методы антиинфляционной направленнос­ти, выбор которых будет зависеть от природы инфляции, ее ос­новных факторов, а также от главенствующей концепции анти­инфляционной политики. В зависимости от того, как в той или ивой стране оценивается природа инфляции (монетарная, не­монетарная или их сочетание), ее ведущие факторы, государ­ство определяет ту или иную стратегию антиинфляционного ре­гулирования. В отличие от сущности инфляции, т.е. причин, ее определяющих (как объективно существующих явлений), вы­бор мер антиинфляционной политики со стороны государства зависит от субъективных факторов, господствующей в данный момент в стране теории денежного обращения (монетаризм, те­ория многофакторной инфляции, неокейнсианство и др.).

Совпадение субъективных оценок и объективных явлений в конечном итоге будет определять эффективность антиинфляци­онной стратегии.

Так, в развитых странах основная ответственность за прове­дение эффективной антиинфляционной политики, как прави­ло, возлагается на центральный банк как ведущий орган де­нежно-кредитного регулирования, В этом случае, осуществляя аитиинфляционное регулирование денежного оборота, цент­ральные банки могут использовать методы и инструменты де-

14»

нежно-кредитной политики, осуществлять денежные реформы. К мероприятиям в сфере организации денежного обращения могут добавляться меры бюджетно-налогового регулирования, мероприятия в сфере ценообразования, формирования конеч­ных доходов населения и другие регулирующие финансово-кре­дитные рычаги.

Однако в условиях переходной экономики это зачастую мо­жет решить только часть задачи. Регулирование инфляции, вызванной факторами неденежного характера, требует допол­нительных радикальных мер в сфере, например, структурной политики, инвестиционного регулирования и др. Более того, опыт постсоциалистических стран в последние годы убедитель­но показывает, что устойчивое достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджет­но-налоговой, тарифной и структурной политики государства.

В современной мировой практике разработки и реализации антиинфляционной политики накоплен большой опыт исполь­зования различных методов регулирования инфляционных про­цессов (рис. 7.2).

Методы и инструменты антиинфляционной денежно-кре­дитной политики. В соответствии с традиционными подходами (монетаризм) регулирование денежного оборота должно носить рестрикционный («сдерживающий») характер, т.е. быть на­правлено на сокращение спроса на деньги методами денеж­но-кредитного регулирования. В результате государство (в лице центрального банка) ужесточает контроль за приростом денеж­ной массы в обращении, снижает темпы эмиссии, повышает альтернативную стоимость денег (процентные ставки). В этом случае эффективность антиинфляционных мероприятий в дол­госрочной перспективе будет зависеть от структуры инфляци­онного процесса (т.е. соотношения монетарной и немонетарной ее природы). В том случае, если денежные факторы являются определяющими в активизации инфляционного процесса, то меры рестрикционного характера в области денежно-кредитно­го регулирования будут иметь успех. Если же определяющими в инфляционном процессе являются немонетарные факторы, то необходим комплекс мероприятий как в денежной, так и в не-денежной сферах экономики, поскольку меры, сдерживающие денежное предложение, могут лишь усугубить ситуацию, ли­шая экономику необходимых денежных ресурсов.

I

I

1

Пии хиж>эы117и(1сн аоЫчоф xiqmodogo и хмнаокэо 'кинэиээен eotfoxotf

ва 13 tfo в с nod и

ьеннои^и1зэвни и

(dtf и aotfoxotf «эинеаижейоиве» 'Niauu HOmogedee woiDOd ее 4L/odiHO)i) «aotroxot

{■

эпииьенЕ ончиеиТпоз ен енченэУ! ин^нчиоионои ее 4Uodi.HO)i) ыиневоегддоонэп эйэфо a

ииншсниевоюиоепеед ионжэнэй ионжэнаУ

аииэьэиоэдо) buhihuolj ьешсииед

2 о

а ю о

а Ч

х га ш о а.

I

аз а.

со о

3-

о

о

(N

150

Антиинфляционная политика в бюджетно-налоговой сфере.

Система мероприятий здесь также определяется структурой вн-фляционного процесса. В случае активизации инфляции «спро­са» инфляционные меры предполагают сокращение дефицита бюджета, сокращение государственных расходов, увеличение налогообложения доходов экономических субъектов и прочие мероприятия, предполагающие рестриктивное воздействие на уровень доходов и инвестиций в экономике. В свою очередь веду­щая роль неденежных факторов инфляции может требовать мер противоположной направленности, например увеличения инвес­тиционных расходов государства на цели реструктуризации про­изводства, налоговых льгот для предприятий, реализующих ак­тивную инновационную политику, направленности бюджетно-налогового регулирования на стимулирование конкуренции в экономике (развитие малого бизнеса и др.).

Антиинфляционная направленность валютного регулиро­вания. Антиинфляционные меры в этом случае направлены на поддержание относительной стабильности обменного курса национальной денежной единицы. Это в свою очередь снижает девальвационные и соответственно инфляционные ожидания экономических субъектов (т.е. является мощным фактором противодействия инфляции). Однако длительное проведение данной политики при условии достаточно жесткой фиксации курса может привести и к негативным экономическим послед­ствиям. В этом случае валютный курс не обладает необходи­мой степенью гибкости для корректировки платежного балан­са, что может необоснованно увеличить денежное предложе­ние. Обратная ситуация сложится в стране, испытывающей относительный недостаток валютных поступлений. В этом случае государство (центральный банк) в рамках политики поддержания стабильного курса вынуждено ограничивать спрос на валюту мерами реетрикциоцной денежно-кредитной поли­тики (рост процентных ставок, снижение денежного предло­жения и др.). В конечном итоге это снизит темпы экономиче­ского роста, т.е. потери от подобной политики могут превы­сить выгоды.

Антиинфляционная политика в сфере ценообразования (ад­министративное сдерживание роста цен). Она может быть в дос­таточной степени эффективна только в краткосрочном периоде (при условии ее сочетания с другими методами антиинфляцион­ного регулирования). В противном случае административное це­нообразование, если оно используется как единственное средство антиинфляционного регулирования, чревато переходом откры­той инфляции в ее скрытую форму (дефицит товаров). 152

Антнинфляциоцдая направленность политики доходов. В

ассическом варианте она предполагает сдерживание доходов селения («замораживание» заработной платы и др.) с целью ■раничедия его платежеспособного спроса. В условиях разви-X стран, где заработная плата составляет не менее 60 % себес-мости товаров, ее рост может спровоцировать так называе-«инфляцию издержек» (классическая спираль: зарпла-- издержки — цены).

Однако если на коротком отрезке времени положительные ультаты этой политики могут превысить ее негативные пос-дствия, то в долгосрочном периоде проведение рестрикцион-мероприятий в сфере доходов населения встречает дос-очно сильное сопротивление как профсоюзов, так и работни-в в целом. В этом случае чаще всего используется политика ;овременного ограничения роста заработной платы (не выше стигнутых темпов производительности труда) при одновре-;но «замораживании* цен.

Хотя политика доходов и противодействует неконтролируе-й инфляции, но она все же не устраняет ее коренных причин шее того, может существенно затормозить экономический ■ст).

Структурная и инвестиционная политика государства, а также конкурентное стимулирование производства, являясь составляющими общеэкономической политики государства, спо­собствуют нейтрализации инфляции, обусловленной неденеж­ными факторами. Оздоровление экономики на основе ее долго­временной эффективной структурной перестройки в соответ­ствии с реальным спросом, демонополизация и регулирование деятельности «естественных» монополий, стимулирование ин­вестиций в обновление и коренную реструктуризацию про­изводства, рост уровня его инновационности — решающие факторы борьбы с инфляцией и обеспечения устойчивого ре­зультата по целевой инфляции в долгосрочном периоде.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг явля­ется важнейшим антиинфляционным фактором, определяю­щим эффективность денежно-кредитной и валютной политики, целевую направленность инвестиций экономических субъек­тов, зависимость от внешних займов и др. Отсутствие надлежа­щего государственного регулировании рынка ценных бумаг ве­дет к росту спекулятивных операций, что стимулирует инфля­цию. Напротив, цивилизованное развитие внутреннего финан­сового рынка, осторожное и эффективное его регулирование со ороны государства будут способствовать безэмиссионному ансированию дефицита госбюджета, росту эффективности

153

процентной политики центрального банка, обеспечению целе­вой направленности средств на инвестиционные нужды реаль­ного сектора и т.д.

Денежные реформы — это меры корректирующего характе­ра, компенсирующие негативные последствия инфляции, но не устраняющие ее коренных причин. Денежные реформы пред­полагают частичное или полное преобразование действующей денежной системы, проводимое государством с целью упорядо­чения денежного оборота. Эффективность денежных реформ и долгосрочность полученных результатов (вне зависимости от степени ее радикальности) зависит только от своевременности и адекватности (сущности инфляции) проводимых мер антиин­фляционного регулирования.

Выделяют денежные реформы, в результате которых осу­ществляется:

■ переход к иному виду денежного товара (медные, серебря­ ные, золотые деньги, би- и монометаллизм, бумажные, кредит­ ные), или изменение типа денежной системы;

Существуют следующие наиболее часто используемые мето­ды проведения денежных реформ:

девальвация, напротив, предполагает снижение стоимост­ ного содержания национальной денежной единицы (например, падение курсовой стоимости национальных денег или в услови­ ях размена бумажных денег на золото — уменьшение их метал­ лического содержания). Чаще всего девальвация используется 154

центральными банками с целью урегулирования платежных ба­лансов, кратковременного стимулирования экспорта;

деноминация (изменение масштаба цен) — это увеличе­ние нарицательной стоимости национальных денег (без измене­ния их наименования) путем «зачеркивания нулей». Старые деньги в этом случае обмениваются на новые без ограничения (в отличие от нуллификации) с одновременным пересчетом всех денежных агрегатов и прочих стоимостных показателей. Дан­ный метод позволяет упростить издержки расчетов, но так же, как и все предыдущие методы, не затрагивает сущностных при­чин инфляции. В связи с этим деноминация может быть эффек­тивна, например, на завершающем этапе экономических пре­образований, повышая доверие к национальной валюте. В то же время деноминация может (в ограниченном размере) интенси­фицировать инфляционные процессы, так как в этом случае на первый план выходят психологические мотивы инфляции — ожидание со стороны потребителей роста цен, выраженных в новых деньгах, и, соответственно, повышение покупательской активности до реформы.

Все методы проведения денежных реформ в том или ином виде предполагают изъятие из каналов денежного обращения излишних денег, превышающих реальный спрос со стороны экономики (т.е. достижение товарно-денежной сбалансирован­ности экономики). Однако вне системы комплексного антиин­фляционного регулирования экономики денежные реформы как метод регулирования денежного оборота могут дать поло­жительный эффект только на краткосрочны?^ период. Кроме то­го, существенным фактором, определяющим успех (неуспех) денежной реформы, является доверие экономических агентов к политике государства в сфере денежно-кредитных отношений, а также к банковской системе.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что понимается под устойчивостью денежного оборота?

  2. Каковы условия обеспечения стабильности покупатель­ ной способности денег?

  3. Почему необходимо регулирование денежного оборота?

4. В чем содержание методов регулирования денежного оборота?

155

8. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

8.1. Валютная система, ее элементы

Валютная система — это правовая форма организации ва­лютных отношений, которая исторически сложилась на основе интернационализации хозяйственных связей. Экономические, политические, культурные и другие связи между отдельными странами порождают валютные отношения, связанные с опла­той получаемых товаров, услуг, предоставлением займов, кре­дитов, движением капиталов и др.

Международные валютные отношения — это совокуп­ность отношений, складывающихся при функционировании валюты во внешнеэкономическом обороте. Объектом валютных отношений могут выступать финансово-кредитные инструмен­ты, выраженные в иностранной валюте. Валютная система является одним из мощных звеньев, которое в значительной степени может содействовать расширению или, наоборот, огра­ничению интенсивности между парадных экономических отно­шений. Посредством валютной системы осуществляется пере­лив экономических ресурсов из одной страны в другую (или этот процесс блокируется), создаются благоприятные условия для развитии производства в странах и международного разде­ления труда.

Объективной основой валютных отношений является про­цесс общественного воспроизводства, который порождает меж­дународный обмен товарами, услугами, капиталом. Валютные отношения вторичны по отношению к воспроизводству, но оказывают на него влияние. В условиях интернационализа­ции хозяйственных связей усиливается зависимость воспроиз­водства от внешних факторов — динамики мирового произ­водства, развития международной торговли, притока иност­ранных капиталов.

Развитие международных экономических отношений в зня-чительной степени предопределено особенностями валютной системы и действенностью функционирования ее институтов. Международные валютные отношения опосредствуют между­народные экономические отношения, а также функционируют самостоятельно.

Характерной чертой валютной системы является то, что она постоянно меняется, развивается. Наиболее общая причина этих изменений — углубление развития мировых хозяйствен­ных связей, постепенные изменения в его механизмах, разнО-

направленные процессы в сфере государственного вмешательс­тва в экономику с целью оказания давления на формирование аидов валютных отношений и др.

Различают национальные, региональные и мировые (меж­дународные) валютные системы.

На основе интернационализации хозяйственных связей сна­чала возникает национальная валютная система. Под нацио­нальной валютной системой понимается определенный поря­док организации валютных отношений страны, сложившийся исторически и закрепленный национальным законодательст­вом, а также обычаями мирового права. Она складывается исто­рически, в зависимости от степени развития экономики и внеш­неэкономических связей государства. Юридически националь­ная валютная система закреплена в государственных правовых актах, которые учитывают нормы международного права.

Национальная валютная система является составной час­тью национальной денежной системы, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные рамки. Валютные отношения в сфере своего функционирования уступают денеж­ным, так как ограничены внешнеэкономическим оборотом, страны. Организация национальной валютной системы и меха­низм ее функционирования соответствуют форме устройства го­сударства, уровню развития его производительных сил, приме­няемым методам регулирования экономических процессов, учас­тию в международном разделении труда и др.

Национальную валютную систему характеризуют следую­щие элементы:

157

Национальная валютная система Республики Беларусь фор. мируется с учетом принципов мировой валютной системы, по­скольку страна взяла курс па интеграцию в мировое хозяйство, с 1992 г. является членом МВФ и ряда других международных ва-лютно-кредитных и финансовых организаций. Основой денеж­ной и национальной валютной системы является белорусский рубль. Установлены правила его конвертируемости и поставлена стратегическая задача перехода к свободной конвертируемости по мере стабилизации экономики. Вместо режима множествен­ности валютных курсов в сентябре 2000 г. введен единый курс белорусского рубля. Законодательно установлены порядок осу­ществления международного платежного оборота и использова­ния валютных ресурсов, международных кредитов; режим дея­тельности валютного рынка, состав его участников; правила ва­лютных операций и т.д. Определены статус государственных ор­ганов, осуществляющих валютное регулирование, основные принципы валютной политики, а также порядок регулирования международной валютной ликвидности Республики Беларусь.

Региональная валютная система — это организацион­но-экономическая форма отношений ряда государств в валют­ной сфере, направленных на стимулирование интеграционных процессов, регулирование колебаний курсов национальных ва­лют и преобразование региона в зону валютной стабильности. Региональная валютная система основывается на собственных механизмах регулирования валютных отношений, ограниче­ния влияния и роли ключевых валют и международных счет­ных единиц. В качестве примера можно назвать Европейскую валютную систему, региональные банки развития Азии, Афри­ки и Латинской Америки, Азиатский клиринговый союз и др.

Задачи и условия функционирования и влияния националь­ных и региональных валютных систем направлены на развитие экономики отдельных стран, на сочетание интересов различ­ных государств и их группировок.

Развитие и углубление международного разделения труда, укрепление национальных валютных систем привели к форми­рованию мировой (международной) валютной системы.

Мировая валютная система — это форма организации международных валютных отношений, которая возникла в ре­зультате эволюции мирового хозяйства и юридически закреп­лена межгосударственными соглашениями. Международная валютная система связана с национальными валютными систе­мами через национальные байки, обслуживающие внешнеэко­номическую деятельность, систему межгосударственного ва­лютного регулирования, координацию валютной политики стран. 158

Связь и различия национальной и международной валютных систем проявляются и в элементах, характеризующих эти сис­темы. Мировая (международная) валютная система включает следующие элементы:

> основные международные платежные средства в виде на­циональных валют государств (резервных валют), международ­ных валютных единиц;

Эти элементы должны развиваться, наполняться новым со­держанием в соответствии с состоянием мировой экономики.

8.2. Виды и эволюция валютных систем

Развитие валютных систем определяется развитием и пот­ребностями национальной и мировой экономик, соответствием принципов построения их структур принципам построения ми­рового и национального хозяйств, мирохозяйственным связям. В соответствии с этим выделяются несколько видов (этапов раз­вития) мировой валютной системы.

Парижская валютная система сформировалась в XIX в. после промышленной революции и последовавшего за ней рас­ширения международной торговли. Юридически она была оформ­лена межгосударственным соглашением на Парижской конфе­ренции в 1867 г. Парижская валютная система основывалась на базе золотого монометаллизма в форме золотомонетного стан­дарта. Система золотомонетного стандарта характеризовалась следующими признаками: каждая валюта имела золотое содер­жание; устанавливался режим свободно плавающих курсов ва­лют с учетом рыночного спроса и предложения, но в пределах золотых точек; осуществлялась конвертируемость валют в зо­лото; золото использовалось как резервное платежное средство; сложился свободный ввоз и вывоз золота из страны в страну; форма общения государств — конференция.

Золотомонетный стандарт играл в известной мере роль сти­хийного регулятора производства, внешнеэкономических свя-

159

зей, денежного обращения, платежных балансов, международ­ных расчетов. Золотом о петыый стандарт был относительно эф­фективен до Первой мировой войны, когда действовал рыноч­ный механизм выравнивания валютного курса и платежного баланса. Постепенно выявилось, что он перестал соответство­вать масштабам возросших хозяйственных связей и условиям регулирования рыночной экономики. В годы Первой мировой войны в большинстве стран свободный размен бумажных денег на золото был прекращен, а внутреннее золотое обращение лик­видировано. Золотомопетный стандарт перестал функциониро­вать, его сменил механизм золотодевизного стандарта.

Генуэзская валютная система была оформлена межгосу­дарственным соглашением, достигнутым на Генуэзской между­народной экономической конференции в 1922 г. Она установи­ла золотодсвизньш стандарт, основанный на золоте и валютах, конвертируемых в золото. (Платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов, назы­ваются девизами.) Национальные кредитные деньги стали ис­пользоваться в качестве международных платежно-резервных средств, были сохранены золотые паритеты. Конверсия валют в золото стала осуществляться пе только непосредственно, но и косвенно — через иностранные валюты. Был восстановлен ре­жим свободно колеблющихся валютных курсов без золотых то­чек. Введена система валютного регулирования в форме актив­ной валютной политики, международных конференций, сове­щаний. Статус резервной валюты — особой категории конвер­тируемой валюты — не был официально закреплен ни за одной валютой, поэтому государства оспаривали лидерство их валюты в ходе острой конкурентной борьбы, что в конечном счете позд­нее привело к созданию отдельных валютных блоков.

Мировой экономический кризис (1929—1933 гг.) сопровож­дался мировым валютным кризисом. Генуэзская валютная сис­тема утратила относительную стабильность. Был прекращен размен банкнот на золото во внутреннем обороте, однако сохра­нилась внешняя конвертируемость валют в золото по соглаше­нию центральных банков. Международная валютная система распалась на ряд отдельных валютных блоков.

Валютные блоки представляют собой группировки стран, использующих в качестве международного платежного сред­ства валюту страны, возглавляющей блок, по отношению к ко­торой они должны поддерживать курс своей валюты на опреде­ленном уровне. Валютные блоки складывались фактически на основе экономической, валютной и финансовой зависимости одних стран от возглавляющей блок экономически более силь-160

Гной державы. Для валютного блока характерны следующие яерты: курс зависимых валют прикреплен к валюте страны, ко­торая возглавляет группировку; международные расчеты осу­ществляются в валюте страны, возглавляющей блок; в стра­не-лидере хранятся и их валютные резервы; обеспечением зави­симых валют служат казначейские векселя и облигации госу­дарственных займов страны-лидера.

Основные валютные блоки — стерлинговый (с 1931 г.) и долларовый (с 1933 г.) — возникли после отмены золотого стан-

|дарта в Великобритании и США. Распад мировой валютной системы на ряд самостоятель­ных валютных блоков, потеря прямой связи валют с золотом, их крайняя неустойчивость чрезвычайно отрицательно сказа­лись на развитии внешнеэкономических связей. Валютная сфе­ра стала ареной острейших межгосударственных противоре­чий, соперничества и борьбы. Вторая мировая война привела к углублению кризиса Генуэзской валютной системы. Поэтому возник вопрос о необходимости выработки международных норм, регулирующих валютные отношения между странами в послевоенный период.

Бреттоп-Вудская валютная система оформлена согла­шением в 1944 г. По своей сущности она напоминала золотоде-визный стандарт, но статус резервной валюты был юридически

I закреплен за долларом и фунтом стерлингов. Кроме того, уста­навливались фиксированные золотые паритеты и курсы валют (могли колебаться в пределах ± 1 % паритета, а в Западной Ев­ропе — ± 0,75 %), осуществлялась конвертируемость долларо­вых резервов иностранных центральных банков в золото через американское казначейство по официальной цене, был создан международный валютный фонд (МВФ) — орган межгосудар-

{ственного валютного регулирования, а также Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Таким образом, была создана система, которая должна была обеспечивать стабильность валютных отношений, устойчивость валютных курсов и международное валютное сотрудничество. Однако фактически эта система обеспечила доллару США ста­тус всеобщего платежного средства и резервной валюты. Дол­лар стал базой валютных отношений, преобладающим средст­вом международных расчетов, валютных интервенций и резерв­ных активов.

Все остальные страны были обязаны поддерживать постоян­ство курсов своих валют к доллару. Усиливающиеся противоре­чия в сфере валютных отношений между государствами приве­ли к кризису этой системы, приведшему ее к постепенному раз-