logo
ДЕНЬГИR1

10.3. Государственный кредит

Государственный кредит отражает кредитные отноше­ния по поводу аккумуляции государством денежных средств 220

на началах возвратности для финансирования государствен­ных расходов. Кредиторами выступают физические и юриди­ческие лица, кредитополучателем — государство в лице его органов (Министерства финансов, Национального банка Рес­публики Беларусь, местных органов власти). Данная форма кредита позволяет кредитополучателю мобилизовать допол­нительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного де­фицита (государственных расходов) без использования с этой целью бумажноденежной эмиссии, для неинфляционного фи­нансирования государственного долга, регулирования кредит­но-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях регулирова­ния инфляционного процесса государственные займы у насе­ления временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, вернее, происходит отвлечение средств из денежного оборота на зара­нее оговоренный срок.

Местные органы власти на кредитной основе осуществляют мобилизацию средств, которые могут использоваться на благо­устройство городских и сельских районов, строительство, ре­конструкцию объектов здравоохранения, культурного, просве­тительного, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из государ­ственного бюджета.

Для кредиторов государственный кредит — форма сбереже­ния, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие до­полнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государствен­ных ценных бумаг предоставляет первичным инвесторам (кре­диторам) ряд уникальных возможностей: гарантию полноты и своевременности платежей; возможность единовременного раз­мещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокую ликвидность; относительно высокую доходность; на­личие эффективной системы безналичных расчетов по ценным бумагам и др.

Государственный кредит бывает нескольких видов, отража­ющих специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом кредитопо­лучателя и кредиторов; конкретными причинами появления Потребности у государства в мобилизации средств; местом полу­чения кредита; формой его оформления; методами привлече­ния денежных ресурсов и способами их возврата; сроками пога­шения государством своих обязательств; степенью риска креди­тора и кредитополучателя.

221

^

физическими лицами на территории республики. Они обеспе­чиваются имуществом и другими активами, находящимися в республиканской собственности.

Еще в 1990 г. было принято постановление Совета Минис­тров БССР «О выпуске и порядке распространения Белорусско­го республиканского внутреннего 5-процентного займа 1990 го­да». Он выпускался на 16 лет, однако в 1995 г. в связи с изме­нившейся экономической ситуацией Кабинет Министров Рес­публики Беларусь принял решение о досрочном выкупе облига­ций указанного займа.

Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь в 1993—1994 гг. был определен порядок выпуска краткосроч­ных облигаций (ГКО), в 1996 г. начался выпуск государствен­ных долгосрочных облигаций. В дальнейшем был принят ряд постановлений, направленных на развитие рынка государст­венных ценных бумаг

Внутренний государственный долг представлен в форме зай­мов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Ми­нистров Республики Беларусь, Национального банка Республи­ки Беларусь и местных органов власти; кредитов Национально­го банка Республики Беларусь Правительству; других долго­вых обязательств.

Право привлечения заемных средств у юридических и физи­ческих лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов. Министерство финансов Республики Беларусь от имени Совета Министров эмитирует государственные цепные бумаги: краткосрочные и долгосрочные в белорусских рублях и свободно конвертируе­мой валюте.

Форма выпуска облигаций — в виде записей на счетах с от­ражением их выпуска в глобальном сертификате. Доход по об­лигациям может быть процентным и дисконтным. Министер­ство финансов имеет право досрочно погасить облигации путем их выпуска или обменять их на облигации других выпусков, когда наступает срок погашения.

Размещаются облигации среди юридических и физических лиц. Юридические лица могут приобрести их на аукционе, про­водимом Национальным банком, через ОАО «Белорусская ва-лютно-фоидовая биржа», непосредственно у Министерства фи­нансов путем передачи или продажи банкам. Размещение обли­гаций среди физических лиц осуществляется через банки.

Министерство финансов выпускает также облигации госу­дарственного выигрышного валютного займа. Эти ценные бума­ги выпускаются в документарной форме на предъявителя, а ус-

223

В зависимости от характеристики кредитополучателя го­сударственный кредит бывает централизованным и децентра­лизованным. В первом случае в качестве кредитополучателя выступают Совет Министров и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором — местные органы власти. Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы — для финансирования конкретных проектов, связан­ных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, фи­нансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. В качестве примера можно при­вести следующее,

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различаются; государственные облигационные я безоблигационные обязательства (займы). Выпуск разного ро­да казначейских обязательств, векселей, кредитование цен­тральным банком государственного бюджета — примеры безоб­лигационных займов.

Государственный кредит в форме ценных бумаг в Республике Беларусь можно классифицировать по следующим признакам:

Возникновение государственного кредита связано с истори­ей государственного долга и дефицитом бюджета. Понятие внутрецнего государственного долга дано в Законе Республики Беларусь от 27.03.1993 г., № 2328-ХИ «О внутреннем государ­ственном долге Республики Беларусь». В соответствии с этим законом под внутренним долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и 222

ловия выпуска и результаты тиражей выигрышей публикуют­ся в газете «Рэспублша».

Национальный банк Республики Беларусь эмитирует обли­гации, векселя. Их эмиссия начата с 1995 г. Выпуск облигаций осуществляется в рамках проведения единой государственной денежно-кредитной политики. Выпуск векселей на сумму 50 млн дол. США номиналом 100 тыс. дол. США Националь­ный банк Республики Беларусь произвел, например, в 2000 г. с целью формирования золотовалютных резервов Национально­го банка. Векселедержателями являлись юридические лица, причем в первую очередь — банки. Белорусские предприятия при покупке этих векселей могли их использовать в расчетах по экспортно-импортным договорам с иностранными партнерами.

С целью привлечения валютных сбережений населения для финансирования экономики с 1999 г. Совет Министров Респуб­лики Беларусь принял постановление об основных условиях выпуска облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь. Объемы эмиссии облигаций учи­тываются при формировании республиканского бюджета на со­ответствующий финансовый год и могут уточняться при его ис­полнении.

Данные ценные бумаги выпускаются в документарной фор­ме на предъявителя и размещаются на добровольной основе среди физических лиц, постоянно проживающих на террито­рии страны. Продажа облигаций осуществляется Министер­ством финансов через банки, имеющие право на размещение этих ценных бумаг. Банки должны иметь право на осуществле­ние профессиональной и биржевой деятельности по ценным бу­магам, включающей брокерскую деятельность, лицензию На­ционального банка Республики Беларусь на привлечение во вклады средств физических лиц, а также право осуществлять депозитарный учет облигаций.

С марта 2000 г. Национальный банк Республики Беларусь приступил к размещению первого выпуска облигаций для фи­зических лиц, номинированных в свободно конвертируемой ва­люте. Для приобретения облигаций физические лица заключа­ют с банком договор комиссии или доверительного управления, или открывают счет «депо» в депозитарии банка. Выплата де­нежных средств от продажи облигаций, а также процентного дохода, номинальной стоимости облигаций при их погашении может производиться физическому лицу наличными денежны­ми средствами.

Местные займы областных, городских и районных Советов депутатов представлены в Республике Беларусь облигациями, 224

выпускаемыми в виде записей на счетах. Размещение эмитен­том может происходить открытым и закрытым путем через На­циональный банк Республики Беларусь и другие банки с учас­тием профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В зависимости от назначения привлечения денежных средств могут проводиться общие и целевые местные облигационные займы. Облигации общих местных займов являются кратко­срочными и выпускаются с целью привлечения денежных средств юридических лиц для покрытия временных кассовых разрывов между доходами и расходами местных бюджетов. Об­лигации целевых местных займов выпускаются с целью фи­нансирования конкретных проектов и могут быть как краткос­рочными, так и долгосрочными. Размещаются среди предприя­тий и населения.

Решения о проведении общих местных облигационных зай­мов принимаются:

Первый выпуск муниципальных облигаций в Республике Беларусь был проведен в Минске 15,03.1993 г. с целью финан­сирования строительства жилья. Однако продажа облигаций через Белорусскую фондовую биржу практически не состоя­лась, непроданные облигации были переданы Национальному банку Республики Беларусь в качестве залога по кредиту на сумму, эквивалентную 1,25 млн дол. США, который был вып­лачен за счет продажи на аукционе квартир, предназначенных для лотереи.

В 1996 г. был осуществлен Минский облигационный запм, Брестский и Гродненский — в 1999 г.г Гомельский — в 2000 г. Опыт проведения сделок с данными ценными бумагами пока­зал их неэффективность, и в последующие годы выпуск целе­вых и общих займов не осуществлялся.

Целями развития государственного кредита являются:

• дальнейшее развитие вторичного рынка ценных бумаг. Операции на открытом рынке с государственными ценными

бумагами позитивно сказываются на банковской системе, так как являются эффективным способом регулирования ликвид-

ности банковской системы. Можно отметить положительные тенденции, происходящие в Республике Беларусь в части регу­лирования денежно-кредитных отношений и дефицита бюдже­та республики. Начиная с 2004 г. Национальный банк Респуб­лики Беларусь не кредитует Правительство, и это усиливает роль юридических и физических лиц в качестве кредитодате-лей при государственном кредите, стимулируя его развитие.

Часть кредитов Национального банка, выданных Прави­тельству, была секьюритизирована в 2005 г., т.е. заменена вы­пуском долгосрочных государственных облигаций. Налоговые льготы, предоставляемые юридическими и физическими лица­ми по доходам, получаемым от размещения свободных денеж­ных средств в государственные ценные бумаги, также стимули­руют развитие как рынка ценных бумаг, так и государственно­го кредита в Республике Беларусь.