logo
Учебник ДКБ / Учебник ДКБ Кравцовой

17.4. Организационная структура Национального банка Республики Беларусь

Центральный банк Республики Беларусь именуется Национальным банком. Он был создан в 1991 году. Становление и развитие Национального банка осуществлялось на институциональной основе законов “О Национальном банке Республики Беларусь” , “О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь”, постановления Верховного Совета Белорусской ССР “О Национальном банке Белорусской ССР и банках на территории республики”, которые были приняты Верховным Советом республики в декабре 1990 года. Национальный банк изначально не обладал статусом равноправного Совету Министров республики государственного органа.

Конституцией Республики Беларусь определено: “Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег”45. Осенью 1996 года на республиканском референдуме были приняты изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, согласно которых Президент Республики Беларусь стал обладать правом назначения на должность Председателя и членов Правления Национального банка с согласия Совета Республики и освобождать их с уведомлением Совета Республики.

С 2001 года правоотношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, в стране строятся на основе Банковского кодекса, закрепившего независимость деятельности Национального банка. Государственные органы не имеют права вмешиваться в работу Национального банка, осуществляемую в границах его полномочий. Председатель Правления Национального банка является членом Правительства нашего государства.

Статус Национального банка, его функции, компетенция органов управления, организация деятельности, размер уставного фонда и порядок распределения прибыли определены Уставом Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк – это единая централизованная организация. В ее состав входят центральный аппарат, структурные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Общая организационная структура Национального банка представлена на рис.3. Работа структурных подразделений и рганизаций Национального банка осуществляется на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом Национального банка. Для выполнения приходно-расходных кассовых операций во всех учреждениях эмиссионного банка организуются оборотные кассы

Национальный банк

Структурные подразделения

Центральный аппарат

Организации

Главные управления по областям

Отделения по городам

Пинский банковский колледж

Специализированное управление

Республиканское унитарное предприятие “Белорусский межбанковский расчетный центр”

Учебный центр

Республиканское унитарное предприятие “Центр банковских технологий”

Центральное хранилище

По согласованию с Президентом Национальный банк может создавать организации, необходимые для обеспечения своей деятельности.

Национальным банком управляют два органа: Правление и Совет директоров.

Правление является высшим органом управления эмиссионным банком. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка, руководящий и управляющий им. Правлением рассматриваются и представляются совместно с Правительством Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, устанавливается размер участия иностранного капитала в банковской системе страны, утверждается годовой отчет о работе Национального банка. Правлением принимаются решения о регулировании банковской деятельности, кредитных и валютных отношений; об определении порядка расчетов; о государственной регистрации, реорганизации и ликвидации, о выдаче либо отзыве лицензий кредитной организации, о применении к банкам мер воздействия и другие.

Свои решения Правление принимает в форме постановлений.

Правление состоит из Председателя и десяти членов. Уставом Национального банка определяется компетенция Правления и порядок созыва его заседаний. Свои заседания Правление проводит по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Общая организация работы Правления строится в соответствии с регламентом. Банковским кодексом введено ряд ограничений для членов Правления. Так, они не могут состоять в политических партиях, занимать другие государственные должности (если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами страны).

Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь назначаются Председатель и члены Правления Национального банка сроком на пять лет. Освободить их от должности Президент вправе с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях: истечения срока полномочий; неспособности исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья на основании заключения медицинской комиссии; отставки; ухода на пенсию ; несоблюдения Конституции, законов, декретов, указов и распоряжений Президента и иных обязательных для Национального банка актов законодательства Республики Беларусь при исполнении должностных обязанностей; разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну; признания виновным в совершении преступления по приговору суда; в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Одно и тоже лицо может занимать должность Председателя Правления не более двух сроков подряд.

Правление Национального банка принимает решения простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее восьми членов Правления. Его деятельностью руководит Председатель Правления, полномочия которого определяются Уставом Национального банка.

Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров. Советом директоров организуется выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь; определяется структура Национального банка; устанавливаются условия найма и увольнения, другие права и обязанности служащих Национального банка. В функции Совета директоров входит утверждение порядка проведения отдельных операций Национального банка, принятие решений о выпуске в обращение банкнот и монет, об изменении процентных ставок по операциям Национального банка, об установлении нормативов обязательных резервов, депонированных в Национальном банке и другое.

Руководит Советом директоров Председатель Правления. Совет директоров состоит из девяти членов, включая руководителя Совета. Порядок его созыва, его компетенция определяются Уставом Национального банка. Работа Совета директоров организована согласно регламента.

Члены Совета директоров (за исключением его руководителя) назначаются Правлением, согласно установленного Уставом порядка. Уставом определяется и компетенция Совета директоров. Свои решения Совет директоров принимает в форме постановлений простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее шести членов Совета директоров. Заседания Совета директоров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

В состав Национального банка входят ряд подразделений и организаций: Департаменты монетарного регулирования, валютного регулирования, международных операций, ценных бумаг, исследований и статистики, банковского надзора, по работе с ценностями, платежной системы и информатизации, Департамент кадровой политики и внутреннего контроля, администрации и юридический, Служба инкассации, Департамент строительства, Управление безопасности и защиты информации, Пинский банковский колледж, Учебный центр, Департамент бухгалтерского учета и финансов, Специализированное управление, Центральное хранилище, Главные управления по г. Минску, Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Могилевской и Минской областям.

В свою очередь, в состав департаментов могут входить несколько отделов и управлений. Так, Департамент валютного регулирования объединяет Управления валютной политики и валютного контроля; Департамент ценных бумаг состоит из Управлений государственных ценных бумаг, ценных бумаг банков, учета и расчетов по ценным бумагам и Отдела контроля операций с ценными бумагами; в состав Департамента платежной системы и информатизации входят Управления организации и методологии безналичных расчетов, межбанковских расчетов, компьютерных систем и технологий и Отдел надежности информационных систем.

Организационная структура и штатное расписание Департаментов Национального банка утверждается Председателем Правления. Директора Департаментов назначаются на должность Председателем Правления Банка по согласованию с Советом директоров. Выполняемые подразделениями функции отражают функции Национального банка в целом. К примеру, Юридический департамент осуществляет разработку и проведение общей правовой политики Национального банка, прогнозирование правового обеспечения банковской деятельности; Департамент монетарного регулирования регулирует ликвидность банковской системы и кредитных отношений, проводит процентную политику.

Законодательством Республики Беларусь об основах службы в государственном аппарате (о государственной службе) установлен статус служащих Национального банка.

Права и обязанности служащих Национального банка, условия их найма и увольнения определяются Советом директоров. Служащие Национального банка не имеют права: иметь и (или) приобретать лично либо через посредников акции (доли) банков или небанковских кредитно-финансовых организаций; занимать должности в банках и иных организациях на условиях штатного совместительства. Работники, имеющие статус государственного служащего, могут получать кредиты только в Национальном банке.

Высшим законодательным органом страны определяется размер Уставного фонда Национального банка. Он формируется из средств государственного бюджета, целевых поступлений, прибыли самого банка и служит обеспечением обязательств Национального банка. Размер Уставного фонда Национального банка по состоянию на 01.01.02 г. был равен 60 миллиардам белорусских рублей.

За счет отчислений от прибыли банка формируются Резервный и иные фонды Национального банка. При осуществлении долгосрочных финансовых вложений и затрат капитального характера Резервный фонд служит одним из источников обеспечения затрат. Национальным банком так же формируются специальные резервы общих банковских рисков.