logo
Учебник ДКБ / Учебник ДКБ Кравцовой

По срокам - краткосрочные

Схема 22. Классификация международных кредитов

Международный фирменный (коммерческий) кредит имеет преимущества: относительное невмешательство государственных органов в коммерческие сделки; большие возможности согласования стоимости кредита непосредственно между экспортером к импортерам. К недостаткам можно отнести: ограниченность сроков и размеров кредитования; связанность импортера с определенным экспортером; повышение цены товара для импортера (за счет процента по кредиту); необходимость рефинансирования в банках.

Финансовые кредиты используются на любые цели, включая прямые капиталовложения, инвестиционные объекты, приобретение ценных бумаг , погашение внешних долгов. При выдаче кредитов в денежной форме (валютные кредиты) объектом ссуды служат международные покупательные средства (иностранная валюта, международные коллективные валюты).

С точки зрения обеспечения различают обеспеченные кредиты и бланковые. Обеспечением международных кредитов служат товары, ценные бумаги, недвижимость, коммерческие товарные документы и т.п. Бланковые кредиты выдаются под обязательства должника погасить его в определенный срок (соло-вексель). Сюда можно отнести кредиты по контокорренту и овердрафт.

По технике предоставления международные кредиты могут предоставляться наличными, безналичными перечислениями, в виде акцептных, консорциальных кредитов, облигационных займов, депозитных сертификатов и др. Порядок предоставления кредитов может быть разнообразным, например, когда:

С позиций кредитора выделяются межгосударственные (правительственные) кредиты. Для межгосударственного кредита характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом перераспределения – их национальный доход. Межгосударственный кредит может направляться для сбалансирования платежей между различными странами, расширения товарооборота, реформирования экономики страны заемщика и др. Государственные кредиты различают: двухсторонние правительственные, кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, совместное финансирование разными кредиторами.

Международный банковский кредит по мере расширения экономических связей между различными государствами получает дальнейшее развитие. Он характеризуется тем, что одним из субъектов кредитных отношений выступает банк. Банковское кредитование охватывает экспортно-импортные операции, учет векселей, акцепт тратт, инвестиционные кредиты, долгосрочные кредиты по компенсационным сделкам, финансовые кредиты. Экспортный кредит может быть выдан банком страны-экспортера банку страны-импортера для кредитования поставок машин, оборудования и др. Банковские финансовые кредиты не связаны обычно с товарными поставками и предназначены, например, для погашения внешней задолженности, поддержки валютного курса, пополнение счетов (авуаров) в иностранной валюте.

По срокам международные кредиты подразделяются: на сверхкраткосрочные (суточные, недельные, 3 месячные), краткосрочные – до 1 года, среднесрочные – 1-5 лет, долгосрочные – свыше 5-7 лет. Краткосрочный кредит обычно обеспечивает оборотным капиталом заемщика и используется во внешней торговле, в международном платежном обороте, неторговых операциях, страховых сделках. Долгосрочный кредит привлекается в качестве источника инвестиций. Частью долгосрочного кредита являются займы - привлечение государством, частными предприятиями, банками заемных средств на мировых рынках путем выпуска (продажи) своих долговых обязательств (ценных бумаг).

Погашение кредитов и уплата по ним процентов, производится: валютной выручкой за счет увеличения экспорта товаров; поставками товаров обычного экспортного ассортимента стран-заемщиков; продукцией предприятий, для строительства которых был выдан кредит и другими способами, оговоренными в кредитных соглашениях.

Анализ состояния внешней задолженности любого государства начинается с параметров “общего” плана – совокупный размер задолженности, уровень задолженности на душу населения, объем нетто-задолженности. Рассматривают их динамику, структуру, по срокам, валютам, источникам образования.

Следующий уровень – относительные показатели, когда абсолютные размеры задолженности увязываются с показателями экономического развития страны. Например, сопоставляется сумма внешнего долга и объем валового внутреннего продукта, сумма внешнего долга к доходу бюджета, сумма внешнего долга сопоставляется с объемом экспорта. Результат характеризует, какая часть экспортных поступлений направлена на погашение долга, сколько лет ориентировочно страна будет гасить внешнюю задолженность.

Важным показателем является норма обслуживания долга. Она выводится как отношение суммы платежей по обслуживанию внешней задолженности (уплата процентов и погашение основной суммы долга) к объему экспорта. Показывает, какая часть валютной выручки изымается в данном периоде из экономики страны и не может быть использована ни в целях накопления, ни потребления.

Соотношением, характеризующим “долговую безопасность” отдельной страны, является также отношение чистого внешнего долга (рассчитываемого как разница между общей суммой долга и валютными резервами государства) к объему годового экспорта.

При анализе международного валютно-финансового положения страны в расчет принимаются также состояние и тенденции текущего платежного баланса, соотношение валютных резервов и объема импорта и многие другие специальные показатели.

В Республике Беларусь привлекаются иностранные кредиты для поддержки экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики республики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедрения современных технологий, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.

Решения о привлечении и использовании государственных иностранных кредитов, а также предоставлении государственных гарантий по ним принимаются Правительством Республики Беларусь, а в случае привлечения таких кредитов для пополнения валютных резервов совместно с Национальным банком. Указанные решения подлежат согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Средства по иностранным кредитам предоставляются резидентам Республики Беларусь независимо от формы их собственности. Операции по привлечению и погашению иностранных кредитов осуществляются на условиях, определенных международным договором (соглашением), межбанковским соглашениям, индивидуальным кредитным соглашениям.

Иностранные государственные кредиты привлекаются на основе соглашений, заключенных между Правительством Республики Беларусь и правительствами других государств, а также международными валютно-кредитными и финансовыми организациями. Иные иностранные кредиты могут привлекаться на основании соглашений, заключенных между субъектами хозяйствования Республики Беларусь и иностранных государств, банками.

Внешний долг, включают обязательства по всем существующим финансовым инструментам, в том числе по ценным бумагам (кроме акций), торговым и другим кредитам, депозитам, просроченным и прочим обязательствам. Внешний долг страны определяется как сумма полученных и невыплаченных контрактных обязательств резидентов страны перед нерезидентами Республики Беларусь на определенный период времени, включая основной долг и начисленные, но не оплаченные проценты. Структура внешнего долга Республики Беларусь на 1 октября 2001 г.: долговые ценные бумаги –1,6 процентов, торговые кредиты – 19,7, ссуды – 55,3, счета и депозиты – 4,5, прочие обязательства –18,9.

Республика Беларусь является членом ряда международных валютно-кредитных и финансовых учреждений. Так, она – член Международного валютного фонда (МВФ). Группы Мирового банка, Европейского банка реконструкции, развития (ЕВБРР) и др.

При вступлении СССР в МВФ его квота по оценкам колебалась в диапазоне 3,5 – 6 % капитала фонда. После распада СССР МВФ разделил рассчитанную для СССР квоту между пятнадцатью бывшими советскими республиками. Это квоты систематически пересматриваются, однако доля указанных стран практически удерживается на небольшом уровне: в 1992 – 4,76 %; 1999 – 4,46 %. Квота Республики Беларусь составляла первоначально 187,0 млн. СДР, в 1992 г. 280,4 млн. СДР (0,20 %), в 1999 г. – 386,4 млн. СДР (0,182 %).

Решение вопросов о кредитах для Республики Беларусь зависит прежде всего от качества экономических программ реформ, которые должны отвечать мировым стандартам и хода воплощения этих программ. Международная кредитная помощь хотя и играет важную роль, но она может быть лишь дополнением к усилиям страны, к ее бережливости, инвестициям в инфраструктуру, расширение производительной сферы экономики, сокращение непроизводительных бюджетных затрат. Кредитная активность МВФ в Республике Беларусь за последние годы снизилась. Получение кредитных линий от МВФ по условиям кредитора, должно быть поддержано экономическими реформами, другими мерами со стороны заемщика, в частности направленными на укрепление платежного баланса, сокращение внешнего долга, увеличение инвалютных резервов, укрепление курса валюты. Единственным “безусловным” видом кредитов, который страна – член МВФ может получить “автоматически”, является кредит в рамках “кредитной доли” (транши) в фонде. Кредиты МВФ являются платными и условными. Наиболее распространенным видом кредитов служат краткосрочные кредиты (стэнд-бай). В качестве примера можно назвать кредиты МВФ Республики Беларусь, выданные для финансирования системных преобразований в июле 1993 года – первый транш, в январе 1995 – второй транш, в сентябре 1995 – резервный кредит (“стэд-бай”).

Республика Беларусь стала полноправным членом Всемирного банка в 1992 г. К основным кредитам, полученным от банка можно отнести:

Стратегия Группы Всемирного Банка по отношению кредитной помощи Республике Беларусь состоит в концентрации усилий на обслуживание уже начатых кредитных проектов и рассмотрение вопросов расширения кредитной программы. Условиями полномасштабной кредитной программы группа Мирового банка определяет рыночное реформирование страны, либерализацию цен, режима обменного курса, ускорение процесса приватизации, развитие конкуренции, ужесточение кредитной политики Национального банка Республики Беларусь и обеспечение его независимости в проведении финансовой политики.

Деятельность Европейского банка реконструкции развития в Республике Беларусь проводится акцентом на техническое сотрудничество, но по мере выполнения правительственных программ усиливается роль банка в обеспечении проектного финансирования.

В большинстве стран ЕВБРР выдерживает принцип приоритетного финансирования частного сектора, но в Республике Беларусь проекты ЕВБРР главным образом пока осуществляются в государственном секторе. В качестве примеров можно привести ряд проектов ЕВБРР в Республике Беларусь. Так, в июле 1992 г. ЕВБРР подписал кредитное соглашение с правительством республики о кредитовании объектов связи, в том числе строительство сети цифровой связи для абонентов из числа юридических лиц, получающих прямой доступ к сети международной связи.

В декабре 1993 г. ЕВБРР подписал кредитные соглашения на цели модернизации Оршанской электростанции (строительство теплоэлектростанции). Это позволило стране уменьшить зависимость от импорта дорогостоящих энергоносителей и применить эффективно действующие экологически чистые технологии, повысило надежность внутреннего энергоснабжения.

Для развития оптовой торговли ЕВБРР выдал кредит Минскому оптовому рынку в целях преобразования существующей овощной базы в современной плодоовощной оптовый рыночный комплекс. Рынок открылся в август 1996, создает более конкурентоспособную среду для покупателей и поставщиков, а также позволит повысить качество продукции и ужесточить санитарный контроль за нею.

В апреле 1994 г. подписано кредитное соглашение с ЕВБРР на цели финансирования автомагистрали Брест-Минск-российская граница. В ноябре 1994 г. ЕВБРР открыл кредитную линию с целью финансирования частных малых и средних предприятий. Кредитные ресурсы эти предприятия получают по каналам участвующих в проекте коммерческих банков. В декабре 1997 г. определено кредитование ЕВБРР Елизовского стекольного завода, белорусско-канадского совместного предприятия по производству стеклотары и т.п.

ЕВБРР в часть своих белорусских инвестиций направляет в проекты, связанные с развитием банковской сферы (покупка пакета акций, выделение ресурсов для кредитования малых и средних предприятий).

Главными задачи системы управления внешним долгом являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития; осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем , чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.