Переход от монобанковской системы к децентрализованной .
Состояние банковской системы до 1987 года | I этап ( 1987-1988 гг.) | II этап ( 1988-1990 гг.) | III этап ( нач. 90-х гг.) |
1. Госбанк СССР 2.Строй- банк СССР 3. ВТБ СССР | Была начата реорганизация б. с-мы сверху( с принятия постановления правит-ва в июле 87.). Госбанк СССР ПСБ СССР, АПБ СССР, ВЭБ СССР, СБ СССР Каждый из этих банков был направлен на обслуживание определенного сектора экономики. Специализация заключалась в названии. Кроме того, были созданы комм. и кооп. банки. | Приняты з-ны “О Гос. банке СССР” и “О банках и б.д-сти”. Госбанк продолжает функционировать, но создается двухуровневая система , где на I -ЦБ РФ, на II - к/банки. | В 1991 г. были созданы национальные б. системы на территории бывших республик СССР. В России - система из 2-х уровней. В начале 90-х было принято решение о создании Межреспубликанского банка государств СНГ. |
Перестройка банковской системы, начатая в 1987 г., была вызвана рядом негативных явлений, накопившихся в экономике и, в частности, в банковской сфере. По замыслу инициаторов перестройки, реорганизация банковской системы должна была явиться органической частью преобразований в управлении экономикой. И перестройка в нашей стране была начата именно с перестройки банковской системы, т.к. считалось и считается, что в социалистической экономике действует сильная финансовая система и слабая банковская, а в странах с рыночной экономикой банковская система должна быть сильной.
Но на I этапе реформа банковской системы не дала тех результатов, которые от нее ожидались. Главным недостатком было то, что преобразования, главным образом, были направлены на увеличение числа банков (банкотворчество), без радикального изменения стиля, методов, содержания их работы. Эксперты считают, что банки сильно ухудшили свою работу, что реорганизация б. системы не принесла ожидаемых изменений.
Главная причина неудачи I этапа: реформа проводилась сверху методом принуждения и не была должным образом подготовлена. Отсутствовали предпосылки для проведения кредитной реформы, не сложилось понимание роли банка в рыночной экономике. Отсюда ослабление финансового положения субъектов экономики, гос-ва в целом, бюджетный дефицит практика использования кредита для покрытия бюджетных потребностей, опережающие темпы роста ден. массы по сравнению с темпами роста товарооборота. Все это усиливало тенденции инфляции. Количество банков росло, разрастался бюрократический банковский аппарат, возрос бумажный документопоток всяческих инструкций, писем, распоряжений. При этом число филиалов оставалось прежним.
Раньше существовала конкуренция банков государственного и специализированных. Лишь в законах 88-90-х гг. были четко очерчены функции каждого звена банковской системы.
Классификация коммерческих банков:
в зависимости от формы собственности:
государственные
частные
кооперативные
совместные
с точки зрения организационно-правовой формы:
паевые: создаются путем привлечения паев учредителей
акционерные: осуществляют эмиссию акций, бывают АОЗТ и АООТ.
по территориальному признаку:
региональные
межрегиональные
национальные
международные
загранбанки: российские банки на территории других государств
иностранные: иностр. банки на территории России.
по степени независимости:
самостоятельные
дочерние
уполномоченные
консорциальные
банки -сателлиты
по характеру деятельности:
универсальные
специализированные
а) либо отраслевая специализация (пром., с/х, строительные, трансп.),
б) либо функциональная:
- инновационные
- инвестиционные
- сберегательные
- ипотечные
- клиринговые
- биржевые
- страховые и проч.
по масштабам деятельности:
крупные
средние
мелкие
Основные результаты кредитной реформы 87-90 -х годов:
Банковская реформа привела к коренным преобразованиям банковской системы и ее превращению в структуру нового типа.
Осуществлена ликвидация гос. монополии на банковское дело.
Осуществлен переход к формированию 2-х-уровневой банковской системы, принятой в мире.
Переход деятельности банков на законодательную основу. Эмиссионный банк выведен из подчинения исполнительной власти и передан в законодательную.
Осуществлена децентрализация управления банковской сферой.
Произведено акционирование банковского капитала, формирование банков на базе многообразных типов собственности, в т.ч. частного капитала.
Разгосударствление собственности на банковский капитал, что привело к созданию разных типов кредитных учреждений в соответствии с типами собственности в стране.
Коммерциализация банковского дела. Главным принципом деятельности к/б становится получение прибыли, развитие торговых мотивов, гаммы услуг и повышение качества обслуживания.
Изменения в рыночных структурах, сопутствующих банковскому бизнесу. Начали активно функционировать биржи, появились всевозможные посреднические организации, страх. компании, аудиторские фирмы и др.
Новая структура банковской системы в большей степени ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов, но вместе с тем, она еще не закончена, создан лишь определенный каркас нового банковского комплекса. Необходима модернизация содержания, стиля и методов банковского обслуживания.
Лекция от 14.11.96
Центральный банк и его роль в кредитной системе.
ЦБ - главное звено кредитной системы;
Коммерческий банк- основное звено кредитной системы.
В большинстве западных стран функции ЦБ с середины 19 века были закреплены за определенными банками. Так, Банк Франции стал единым эмиссионным центром страны в 1848 г. Рейхсбанк и Банк Испании - в 1874 г. Федеральная резервная система США получила статус ЦБ в 1913 г. В России ЦБ был создан в 1860 г. Первые ЦБ возникли в мире значительно раньше. Первый ЦБ был создан в Швеции - Риксбанк - в 1668 г. Одним из первых был банк Англии - 1694 г.
В отличие от Банка Англии, который был создан снизу (вырос из общей системы банков), в России ЦБ был создан сверху. При этом ЦБ России всегда был подчинен Минфину ( за искл. 20-х гг.) В целом выделение из общего числа банков центрального банка означает начало формирования двухуровневой банковской системы.
Основные отличительные особенности ЦБ от коммерческих банков:
ЦБ не ставит перед собой цели получения максимальной прибыли, что является целью коммерческих банков.
Центральные банки обычно являются государственными, централизованными институтами, в то время как коммерческие банки, как правило, - частные или акционерные.
Управляющие ЦБ более тесно связаны с работой правительственных органов, чем их коллеги в к/б.
Центральные банки выполняют функцию руководства деятельностью коммерческих банков, законотворческую функцию, т.е. выпускают необходимые инструктивные и другие материалы, регулирующие деятельность к/б.
ЦБ может воздействовать на деятельность к/б и других кредитных институтов, в особенности в отношении кредитования. Эта функция реализуется, как правило, в процессе варьирования, изменения учетной ставки, а также при установлении предельных норм обязательных резервов.
Центральные банки выполняют эмиссионную функцию, осуществляют контроль за выпуском и изъятием денег из обращения.
ЦБ не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками, а ведут обычно банковские счета правительства.
Центральные банки выполняют роль кредиторов последней инстанции по отношению к другим банкам, для чего используются различные методы экономического воздействия на к/б:
операции на открытом рынке;
изменение официальной учетной ставки ЦБ;
проведение операций с депозитами;
установление нормы обязательных резервов и др.
Центральные банки не выполняют всех функций и операций банков, например, не обслуживают клиентуру (за искл. Госбанка СССР, Банк Англии - для сотрудников, Банк Франции).
В современных банковских системах ЦБ занимает особое место. Он является органом гос. регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В ЦБ хранятся золото-валютные резервы страны. ЦБ осуществляет руководство и контроль над всей кредитной системой, является банком банков, хранит временно свободные денежные средства правительства, бюджета, других правит. органов, обязательные резервы коммерческих банков. В целом центральные банки, как правило, являются государственными. Иногда они формально гос-ву не принадлежат (ФРС -акционерный, Швейцарский нац. банк), либо гос-ву принадлежит лишь часть капитала (в Японии), в любом случае все центральные банки проводят политику гос-ва и работают как гос. органы.
Мировой истории известны различные модели построения центральных банков, их организационной структуры. В современной банковской практике выделяют централизованные и децентрализованные модели организационной структуры банков. Централизованная модель Банка Англии (одно правление и два филиала в Лондоне); децентр.- ФРС США (объединяет 12 фед. резервных банков и около 6000 крупнейших коммерческих банков).
Важная характеристика деятельности ЦБ - степень их самостоятельности, независимости. Существенная степень независимости ЦБ от правительства является необходимым условием эффективной деятельности банка по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. В то же время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер, т.к. экономическая политика гос-ва не может успешно осуществляться без ее четкого согласования и тесной увязки с денежно-кредитной и финансовой политикой ЦБ. Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. По закону РФ ЦБ России правительству не подчинен.
Основные функции ЦБ России :
В соответствии с законом “О ЦБ”, Банк России выполняет следующие функции:
аккумуляция денежных средств нар. хоз-ва;
размещение денежных средств;
организация денежного обращения и эмиссионная деятельность;
денежно-кредитное регулирование;
организация и осуществление денежных расчетов наличными деньгами и путем безналичных перечислений;
расчетно-кассовое исполнение гос. бюджета;
внешнеэкономические функции;
регулирование деятельности к./банков и др. кредитных учреждений;
надзор за деятельностью банков.
1.ЦБР аккумулирует денежные средства, находящиеся на счетах в банках, средства, принадлежащие гос-ву и находящиеся на счетах гос. бюджета в банках; все виды налоговых перечислений в бюджет; средства различных фондов, общественных организаций, объединений; собственные средства ЦБР.
2.ЦБ предоставляет кредиты к/банкам и правительству на временное покрытие расходов госбюджета; осуществляет вложение денежных средств в ценные бумаги, и в первую очередь в гос. займы правительства.
ЦБ организует обращение денежных знаков в соответствии с законами РФ, организует изготовление денежных знаков, устанавливает правила перевозки, хранения, инкассации денежных знаков, создает резервы, устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков, осуществляет правила замены и уничтожения поврежденных денежных знаков. Как эмиссионный центр ЦБР работает на основе закона “О ден. системе РФ”.
Денежно кредитное регулирование на макроуровне заключается в проведении единой денежно-кредитной политики. В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой.
Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ России:
учетная процентная ставка;
операции на открытом рынке с ценными бумагами;
установление экономических нормативов для банков.
ЦБ организует и осуществляет расчеты между:
к/банками;
предприятиями, организациями, учреждениями через банки;
предприятиями, организациями -с одной стороны, и государством -с другой.
государством и населением;
между государствами.
Для осуществления расчетов организованы РКЦ, которые связаны единой системой расчетов (МФО -межфилиальных оборотов). ЦБ устанавливает единые правила ведения расчетов, обязательные для всех субъектов н/хозяйства.
В законе “О ЦБР” записано, что Банк России выполняет функцию депозитария и фискального агента правительства по кассовому исполнению бюджета и по обслуживанию гос. долга, включая осуществление операций по размещению гос. займов, их погашения и выплате процентов по ним. В целом эта функция состоит в том, что Банк России аккумулирует средства, поступающие в адрес госбюджета, и размещает их по поручению Минфина. В необходимых случаях ЦБ предоставляет кредит Минфину: на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета. Гос. Дума при этом устанавливает лимит задолженности по этим кредитам. В рамках этого кредита ЦБ может покупать у Минфина ценные бумаги сроком до 6 месяцев.
Существуют следующие внешнеэкономические функции ЦБР:
регулирование курса рубля;
управление официальными золото-валютными резервами;
осуществление операций по размещению этих резервов либо самостоятельно, либо через банки, уполномоченные им;
выдача лицензии на проведение комбанками операций в инвалюте в России и за границей;
выдача лицензий на открытие представительств ин. банков и других кредитных институтов на территории России;
ЦБ представляет интересы России в центр. банках других стран и международных финансово-кредитных институтах.
В целом ЦБ имеет право осуществлять любые операции в инвалюте в России и за границей в соответствии с законами РФ и международной банковской практикой.
Деятельность к/банков регулируется в соответствии с з-ном “О банках и банковской деятельности”. Центральный банк:
выдает или отзывает лицензии на совершение операций;
регистрирует уставы банков;
ведет книгу регистрации банков на территории РФ;
устанавливает экономические нормативы (минимальный размер УК, предельное соотношение размера капитала и суммы активов, взвешенных с учетом степени риска, ликвидность баланса, минимальный размер обязательных резервов, максимальный размер риска на одного заемщика, ограничение размеров валютного и курсового рисков и др.);
ЦБ определяет правила работы банков, устанавливает одинаковые правила бух. учета, стат. отчетности, устанавливает сроки предоставления отчетности, осуществляет надзор за соблюдением экономических нормативов и контролирует правильность применения законодательных актов.
Лекция от 21.11.96г.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1). Необходимость кредита.
- 1. Кредит как экономическая категория.
- 2. Структура и стадии движения кредита.
- 3. Взаимосвязь кредита с другими экономическими категориями: деньги, финансы и цена.
- 1. Понятие формы и вида кредита.
- 2. Характеристика основных форм кредита. (читала Панова, предыдущ. Лекцию- Таранкова).
- 3. (3 Вопрос I темы) Функции банковского к
- Тема 2: Ссудный капитал. Фиктивный капитал.
- 1. Понятие границ кредита.
- 2. Классификация границ кредита.
- 3. Способы установления границ кредита.
- 4. Факторы нарушения границ кредита. Методы преодоления нарушений.
- 1. В процессе расширенного воспроизводства;
- 2. В формировании и рациональном использовании оборотных средств;
- 3. В сфере капитального строительства;
- 4. В развитии внешнеэкономических связей.
- Раздел III. Банки.
- Кредитная реформа 30-32гг
- Задачи кр 30-хгг.:
- II этап
- III этап
- IV этап
- Значение кр 30-х гг.
- Переход от монобанковской системы к децентрализованной .
- Коммерческие банки и их операции