logo
DKB

Переход от монобанковской системы к децентрализованной .

Состояние банковской системы до 1987 года

I этап

( 1987-1988 гг.)

II этап

( 1988-1990 гг.)

III этап

( нач. 90-х гг.)

1. Госбанк СССР

2.Строй-

банк

СССР

3. ВТБ

СССР

Была начата реорганизация б. с-мы сверху( с принятия постановления правит-ва в июле 87.).

Госбанк СССР

ПСБ СССР, АПБ СССР, ВЭБ СССР,

СБ СССР

Каждый из этих банков был направлен на обслуживание определенного сектора экономики. Специализация заключалась в названии. Кроме того, были созданы комм. и кооп. банки.

Приняты з-ны “О Гос. банке СССР” и “О банках и б.д-сти”.

Госбанк продолжает функционировать, но создается двухуровневая система , где на I -ЦБ РФ, на II - к/банки.

В 1991 г. были созданы национальные б. системы на территории бывших республик СССР. В России - система из 2-х уровней. В начале 90-х было принято решение о создании Межреспубликанского банка государств СНГ.

Перестройка банковской системы, начатая в 1987 г., была вызвана рядом негативных явлений, накопившихся в экономике и, в частности, в банковской сфере. По замыслу инициаторов перестройки, реорганизация банковской системы должна была явиться органической частью преобразований в управлении экономикой. И перестройка в нашей стране была начата именно с перестройки банковской системы, т.к. считалось и считается, что в социалистической экономике действует сильная финансовая система и слабая банковская, а в странах с рыночной экономикой банковская система должна быть сильной.

Но на I этапе реформа банковской системы не дала тех результатов, которые от нее ожидались. Главным недостатком было то, что преобразования, главным образом, были направлены на увеличение числа банков (банкотворчество), без радикального изменения стиля, методов, содержания их работы. Эксперты считают, что банки сильно ухудшили свою работу, что реорганизация б. системы не принесла ожидаемых изменений.

Главная причина неудачи I этапа: реформа проводилась сверху методом принуждения и не была должным образом подготовлена. Отсутствовали предпосылки для проведения кредитной реформы, не сложилось понимание роли банка в рыночной экономике. Отсюда ослабление финансового положения субъектов экономики, гос-ва в целом, бюджетный дефицит практика использования кредита для покрытия бюджетных потребностей, опережающие темпы роста ден. массы по сравнению с темпами роста товарооборота. Все это усиливало тенденции инфляции. Количество банков росло, разрастался бюрократический банковский аппарат, возрос бумажный документопоток всяческих инструкций, писем, распоряжений. При этом число филиалов оставалось прежним.

Раньше существовала конкуренция банков государственного и специализированных. Лишь в законах 88-90-х гг. были четко очерчены функции каждого звена банковской системы.

Классификация коммерческих банков:

а) либо отраслевая специализация (пром., с/х, строительные, трансп.),

б) либо функциональная:

- инновационные

- инвестиционные

- сберегательные

- ипотечные

- клиринговые

- биржевые

- страховые и проч.

Основные результаты кредитной реформы 87-90 -х годов:

Лекция от 14.11.96

Центральный банк и его роль в кредитной системе.

ЦБ - главное звено кредитной системы;

Коммерческий банк- основное звено кредитной системы.

В большинстве западных стран функции ЦБ с середины 19 века были закреплены за определенными банками. Так, Банк Франции стал единым эмиссионным центром страны в 1848 г. Рейхсбанк и Банк Испании - в 1874 г. Федеральная резервная система США получила статус ЦБ в 1913 г. В России ЦБ был создан в 1860 г. Первые ЦБ возникли в мире значительно раньше. Первый ЦБ был создан в Швеции - Риксбанк - в 1668 г. Одним из первых был банк Англии - 1694 г.

В отличие от Банка Англии, который был создан снизу (вырос из общей системы банков), в России ЦБ был создан сверху. При этом ЦБ России всегда был подчинен Минфину ( за искл. 20-х гг.) В целом выделение из общего числа банков центрального банка означает начало формирования двухуровневой банковской системы.

Основные отличительные особенности ЦБ от коммерческих банков:

  1. ЦБ не ставит перед собой цели получения максимальной прибыли, что является целью коммерческих банков.

  2. Центральные банки обычно являются государственными, централизованными институтами, в то время как коммерческие банки, как правило, - частные или акционерные.

  3. Управляющие ЦБ более тесно связаны с работой правительственных органов, чем их коллеги в к/б.

  4. Центральные банки выполняют функцию руководства деятельностью коммерческих банков, законотворческую функцию, т.е. выпускают необходимые инструктивные и другие материалы, регулирующие деятельность к/б.

  5. ЦБ может воздействовать на деятельность к/б и других кредитных институтов, в особенности в отношении кредитования. Эта функция реализуется, как правило, в процессе варьирования, изменения учетной ставки, а также при установлении предельных норм обязательных резервов.

  6. Центральные банки выполняют эмиссионную функцию, осуществляют контроль за выпуском и изъятием денег из обращения.

  7. ЦБ не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками, а ведут обычно банковские счета правительства.

  8. Центральные банки выполняют роль кредиторов последней инстанции по отношению к другим банкам, для чего используются различные методы экономического воздействия на к/б:

  1. Центральные банки не выполняют всех функций и операций банков, например, не обслуживают клиентуру (за искл. Госбанка СССР, Банк Англии - для сотрудников, Банк Франции).

В современных банковских системах ЦБ занимает особое место. Он является органом гос. регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В ЦБ хранятся золото-валютные резервы страны. ЦБ осуществляет руководство и контроль над всей кредитной системой, является банком банков, хранит временно свободные денежные средства правительства, бюджета, других правит. органов, обязательные резервы коммерческих банков. В целом центральные банки, как правило, являются государственными. Иногда они формально гос-ву не принадлежат (ФРС -акционерный, Швейцарский нац. банк), либо гос-ву принадлежит лишь часть капитала (в Японии), в любом случае все центральные банки проводят политику гос-ва и работают как гос. органы.

Мировой истории известны различные модели построения центральных банков, их организационной структуры. В современной банковской практике выделяют централизованные и децентрализованные модели организационной структуры банков. Централизованная модель Банка Англии (одно правление и два филиала в Лондоне); децентр.- ФРС США (объединяет 12 фед. резервных банков и около 6000 крупнейших коммерческих банков).

Важная характеристика деятельности ЦБ - степень их самостоятельности, независимости. Существенная степень независимости ЦБ от правительства является необходимым условием эффективной деятельности банка по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. В то же время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер, т.к. экономическая политика гос-ва не может успешно осуществляться без ее четкого согласования и тесной увязки с денежно-кредитной и финансовой политикой ЦБ. Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. По закону РФ ЦБ России правительству не подчинен.

Основные функции ЦБ России :

В соответствии с законом “О ЦБ”, Банк России выполняет следующие функции:

1.ЦБР аккумулирует денежные средства, находящиеся на счетах в банках, средства, принадлежащие гос-ву и находящиеся на счетах гос. бюджета в банках; все виды налоговых перечислений в бюджет; средства различных фондов, общественных организаций, объединений; собственные средства ЦБР.

2.ЦБ предоставляет кредиты к/банкам и правительству на временное покрытие расходов госбюджета; осуществляет вложение денежных средств в ценные бумаги, и в первую очередь в гос. займы правительства.

  1. ЦБ организует обращение денежных знаков в соответствии с законами РФ, организует изготовление денежных знаков, устанавливает правила перевозки, хранения, инкассации денежных знаков, создает резервы, устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков, осуществляет правила замены и уничтожения поврежденных денежных знаков. Как эмиссионный центр ЦБР работает на основе закона “О ден. системе РФ”.

  2. Денежно кредитное регулирование на макроуровне заключается в проведении единой денежно-кредитной политики. В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой.

Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ России:

  1. ЦБ организует и осуществляет расчеты между:

Для осуществления расчетов организованы РКЦ, которые связаны единой системой расчетов (МФО -межфилиальных оборотов). ЦБ устанавливает единые правила ведения расчетов, обязательные для всех субъектов н/хозяйства.

  1. В законе “О ЦБР” записано, что Банк России выполняет функцию депозитария и фискального агента правительства по кассовому исполнению бюджета и по обслуживанию гос. долга, включая осуществление операций по размещению гос. займов, их погашения и выплате процентов по ним. В целом эта функция состоит в том, что Банк России аккумулирует средства, поступающие в адрес госбюджета, и размещает их по поручению Минфина. В необходимых случаях ЦБ предоставляет кредит Минфину: на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета. Гос. Дума при этом устанавливает лимит задолженности по этим кредитам. В рамках этого кредита ЦБ может покупать у Минфина ценные бумаги сроком до 6 месяцев.

  2. Существуют следующие внешнеэкономические функции ЦБР:

В целом ЦБ имеет право осуществлять любые операции в инвалюте в России и за границей в соответствии с законами РФ и международной банковской практикой.

  1. Деятельность к/банков регулируется в соответствии с з-ном “О банках и банковской деятельности”. Центральный банк:

ЦБ определяет правила работы банков, устанавливает одинаковые правила бух. учета, стат. отчетности, устанавливает сроки предоставления отчетности, осуществляет надзор за соблюдением экономических нормативов и контролирует правильность применения законодательных актов.

Лекция от 21.11.96г.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4