logo
Страхование на жд тр

3.1.3. Страхование средств железнодорожного транспорта

Страхование железнодорожно-подвижного состававключает в себя страхование каско подвижного состава (вагонов всех типов) на случай уничтожения, аварии, столкновения или схода с рельсов (как в поездах, так и в маневровой работе), пожара, взрывов, стихийных бедствий и противоправных действий третьих лиц.

Трудной стороной этого страхования является определение фактической стоимости транспортного средства. За основу берется или балансовая стоимость подвижного состава, либо оценочная стоимость, вытекающая из бухгалтерского учета страхователя в форме, принятой согласно методике переоценки материальных ценностей на соответствующем предприятии. При страховании арендованного имущества, как правило, берется стоимость, указанная в договоре аренды. Как правило, сами страховщики чаще всего участвуют в процессе определения действительной стоимости страхуемого подвижного состава. Обычно в полисе предусматривается возмещение расходов по предотвращению и уменьшению размера ущерба, а также по выяснению обстоятельств случившегося события и на юридическую помощь.

Страховая премия рассчитывается в процентах от страховой суммы и, как правило, не превышает 2 %. Ставки страховой премии зависят от типа подвижного состава, срока его эксплуатации, региона обращения, количества застрахованных единиц, характера перевозимых грузов, периода страхования. Страховая премия оплачивается единовременно или по договоренности со страховщиком в рассрочку.

Вместе со страхованием подвижного состава могут быть также застрахованы следующие риски ответственности:

● причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в ходе эксплуатации подвижного состава;

● причинение вреда окружающей природной среде;

● гибель, повреждение или утрата перевозимого груза;

● ущербы инфраструктуре (железнодорожные пути переездов и др.) [17, 26].

Страхование локомотивовосуществляется в варианте гибели (утраты) локомотива и в варианте не только гибели (утраты), но и повреждения локомотива. Дополнительно может осуществляться страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, за причинение вреда окружающей природной среде. На сумму страховой премии оказывают влияние следующие факторы: количество единовременно перевозимых вагонов; характер перевозимых грузов; приблизительная стоимость единовременно перевозимого груза; ориентировочный грузооборот в год.

Страхование контейнеровуверенными темпами входит в практику транспортного страхования. При этом учитывается то, что значительная часть прибывших в Россию контейнеров с грузом уже застрахована в западных страховых компаниях, однако их покрытие не распространяется на территорию России и стран СНГ. Страхование контейнеров в пределах действительной стоимости оборудования принято осуществлять по аналогии со страхованием каско железнодорожного подвижного состава. Применяется условная франшиза. Страховая премия рассчитывается в процентах от страховой суммы. На ее величину влияют следующие параметры: период страхования, количество контейнеров, территория их обращения, вид транспорта. При этом контейнеры дифференцируются по следующим группам: универсальные; изотермические; рефрижераторные; цистерны; танк-контейнеры и др.

Одновременно со страхованием контейнеров страховщики могут предложить еще и свои сервисные услуги, связанные с таможенным оформлением, издержками юридического характера, осмотрами поврежденных грузов и имущества, охраной, ветеринарным и санитарным контролем, обеспечением топливом и ремонтом.

В прил. 4 данного пособия представлены документы страховой компании «ДальЖАСО», используемые для заключения договора страхования средств железнодорожного транспорта с тем, чтобы на практических занятиях у студентов была возможность составить договор страхования средств железнодорожного транспорта по правилам, действующим на практике.