3.1.3. Страхование средств железнодорожного транспорта
Страхование железнодорожно-подвижного состававключает в себя страхование каско подвижного состава (вагонов всех типов) на случай уничтожения, аварии, столкновения или схода с рельсов (как в поездах, так и в маневровой работе), пожара, взрывов, стихийных бедствий и противоправных действий третьих лиц.
Трудной стороной этого страхования является определение фактической стоимости транспортного средства. За основу берется или балансовая стоимость подвижного состава, либо оценочная стоимость, вытекающая из бухгалтерского учета страхователя в форме, принятой согласно методике переоценки материальных ценностей на соответствующем предприятии. При страховании арендованного имущества, как правило, берется стоимость, указанная в договоре аренды. Как правило, сами страховщики чаще всего участвуют в процессе определения действительной стоимости страхуемого подвижного состава. Обычно в полисе предусматривается возмещение расходов по предотвращению и уменьшению размера ущерба, а также по выяснению обстоятельств случившегося события и на юридическую помощь.
Страховая премия рассчитывается в процентах от страховой суммы и, как правило, не превышает 2 %. Ставки страховой премии зависят от типа подвижного состава, срока его эксплуатации, региона обращения, количества застрахованных единиц, характера перевозимых грузов, периода страхования. Страховая премия оплачивается единовременно или по договоренности со страховщиком в рассрочку.
Вместе со страхованием подвижного состава могут быть также застрахованы следующие риски ответственности:
● причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в ходе эксплуатации подвижного состава;
● причинение вреда окружающей природной среде;
● гибель, повреждение или утрата перевозимого груза;
● ущербы инфраструктуре (железнодорожные пути переездов и др.) [17, 26].
Страхование локомотивовосуществляется в варианте гибели (утраты) локомотива и в варианте не только гибели (утраты), но и повреждения локомотива. Дополнительно может осуществляться страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, за причинение вреда окружающей природной среде. На сумму страховой премии оказывают влияние следующие факторы: количество единовременно перевозимых вагонов; характер перевозимых грузов; приблизительная стоимость единовременно перевозимого груза; ориентировочный грузооборот в год.
Страхование контейнеровуверенными темпами входит в практику транспортного страхования. При этом учитывается то, что значительная часть прибывших в Россию контейнеров с грузом уже застрахована в западных страховых компаниях, однако их покрытие не распространяется на территорию России и стран СНГ. Страхование контейнеров в пределах действительной стоимости оборудования принято осуществлять по аналогии со страхованием каско железнодорожного подвижного состава. Применяется условная франшиза. Страховая премия рассчитывается в процентах от страховой суммы. На ее величину влияют следующие параметры: период страхования, количество контейнеров, территория их обращения, вид транспорта. При этом контейнеры дифференцируются по следующим группам: универсальные; изотермические; рефрижераторные; цистерны; танк-контейнеры и др.
Одновременно со страхованием контейнеров страховщики могут предложить еще и свои сервисные услуги, связанные с таможенным оформлением, издержками юридического характера, осмотрами поврежденных грузов и имущества, охраной, ветеринарным и санитарным контролем, обеспечением топливом и ремонтом.
В прил. 4 данного пособия представлены документы страховой компании «ДальЖАСО», используемые для заключения договора страхования средств железнодорожного транспорта с тем, чтобы на практических занятиях у студентов была возможность составить договор страхования средств железнодорожного транспорта по правилам, действующим на практике.
- Введение
- 1. Страхование в жизни общества
- 1.1. Сущность и роль страхования в обществе. Функции страхования
- 1.2. История страхования в России
- Развитие страхового дела в России
- 1.3. Классификация страхования
- Отраслевая классификация страхования
- Обязательное государственное страхование жизни и здоровья граждан в Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки
- 2. Организация страховой деятельности и её законодательное регулирование
- 2.1. Принципы организации страховой деятельности
- 2.2. Характеристика страхового рынка рф в современных условиях
- Основные показатели страховой отрасли России с 2009 по 2011 гг.
- Динамика объемов и структуры обязательного страхования
- Динамика объемов и структуры добровольного страхования
- Страховые премии (взносы) и страховые выплаты (кроме обязательного медицинского страхования) по федеральным округам за 2011 год
- Требования к минимальному размеру ук для страховых компаний, млн. Р.
- 2.3. Правовые основы страхования
- 2.4. Условия деятельности иностранных страховщиков в России
- Вопросы для самопроверки
- 3. Страхование на железнодорожном транспорте
- Виды страхования на железнодорожном транспорте
- 3.1. Виды имущественного страхования
- 3.1.1. Страхование грузов
- 3.1.2. Страхование ответственности перевозчика и экспедитора
- 3.1.3. Страхование средств железнодорожного транспорта
- Вопросы для самопроверки
- 3.2. Организация личного страхования работников железнодорожного транспорта
- 3.2.1. Пенсионное страхование
- 3.2.2. Добровольное медицинское страхование
- 3.2.3. Обязательное и добровольное страхование пассажиров
- 3.3. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- Вопросы для самопроверки
- Краткий словарь основных терминов и понятий
- Примерный тест
- Рекомендуемый библиографический список
- Приложение 1 иерархия определений экономической сущности страхования
- Приложение 2
- Страховые компании по страхованию имущества
- Страховые компании по обязательному страхованию автогражданской ответственности (осаго
- Страховые компании по страхованию ответственности (кроме осаго)
- Общие поступления страховых премий по Хабаровскому краю в целом за 2011 года
- Выплаты по дфо за 2011 года
- Приложение 3 Дальневосточное железнодорожное открытое акционерное страховое общество «ДальЖасо»
- Правила страхования грузов (Извлечения)
- 1. Ощие положения
- 2. Объем страховой ответственности
- 2.1.1. С ответственностью за все риски
- 2.1.2. «С ограниченной ответственностью»
- 2.1.3. «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения»
- 2.2 Возмещаемые расходы
- 2.3. Изменение степени риска
- 3. Транспортные средства
- 4. Договор страхования
- 5. Начало и окончание страховой ответственности
- 6. Страховые суммы и страховые премии
- 7. Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая
- 8. Страховое возмещение
- 9. Суброгация
- 10. Разрешение споров и сроки исковой давности
- 2. Объекты страхования
- 3. Страховые риски и виды покрытия
- 4. Страховая сумма
- 5. Страховые премии и их уплаты
- 6. Договор страхования
- 7. Франшиза
- 8. Льготы
- 9. Права и обязанности сторон
- 10. Выплата страхового возмещения
- 11. Переход к страховщику прав страхователя
- 12. Порядок разрешения споров
- Заявление о выплате страхового возмещения
- Страхование на железнодорожном транспорте
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47.