2.2. Характеристика страхового рынка рф в современных условиях
Страховой рынок можно рассматривать как определенную сферу экономических отношений, где объектом купли продажи выступает страховая защита (рис. 2.2). При этом функции продавцов страховых услуг возложены на страховые организации (страховщиков), а потребителями–покупателями страховой защиты являются страхователи – дееспособные физические и юридические лица. Кроме продавцов и покупателей, участниками страхового рынка являются посредники – страховые агенты и страховые брокеры. Как известно, законодательное регулирование отношений между участниками страхового рынка осуществляется на основе Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [2].
Рис. 2.2. Схема организации страхового рынка РФ
Современная история страхового рынка охватывает более 20–летний период (с 1991г.), на протяжении которого просматривается прямая зависимость страхового бизнеса от состояния экономики в целом. Кроме этого, заметное влияние на динамику развития российского страхового рынка оказывают законодательные инициативы по введению новых видов обязательного страхования, ужесточению требований к минимальной величине уставного капитала и т.д.
Обзоры рынка страхования в рамках соответствующих периодов – в 90-е годы, с 2001-по 2008 годы представлены во многих источниках [13,24]. В настоящем пособии анализируются ключевые моменты по итогам деятельности страховых компаний за 2009-2011 гг.
Кризисные для экономики РФ 2008-2009 гг. оказали серьезное влияние на страховой бизнес: спад в страховой отрасли (исключая ОМС) за эти два года составил 12% с поправкой на инфляцию. До кризиса российский страховой рынок демонстрировал устойчивые темпы роста и в 2008 году занимал 11-ое место в мире по объему собранных премий (по данным Lloyd’s) [24].
В 2010 году общее восстановление экономики повлекло за собой и восстановление страхового рынка, который в номинальном исчислении (без поправки на инфляцию) превысил уровень докризисного года: сумма страховых премий в 2010 году составила 1041,09 млрд. руб., что на 6,5% больше суммы страховых премий за 2008 год (977,9 млрд.руб.). Вместе с тем, чтобы продолжить устойчивый рост и в реальном исчислении (с поправкой на инфляцию) в ближайшие годы потребуются темпы роста в среднем более 10% в год 4
Обзор аналитических материалов об итогах деятельности российских страховщиков за 2009-2011 гг. позволяет выделить следующие характерные тенденции.5
1. Происходит дальнейшее сокращение числа страховых организаций. Если на начало 1997 г. их число возросло до 2,7 тысячи, то на 31.12. 2002 г. в едином государственном реестре было официально зарегистрировано 1908 страховых организаций, на 31.12.2005 г. – 1075, на 31.12.2011 г. – 572 (табл. 2.1).
Таблица 2.1
- Введение
- 1. Страхование в жизни общества
- 1.1. Сущность и роль страхования в обществе. Функции страхования
- 1.2. История страхования в России
- Развитие страхового дела в России
- 1.3. Классификация страхования
- Отраслевая классификация страхования
- Обязательное государственное страхование жизни и здоровья граждан в Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки
- 2. Организация страховой деятельности и её законодательное регулирование
- 2.1. Принципы организации страховой деятельности
- 2.2. Характеристика страхового рынка рф в современных условиях
- Основные показатели страховой отрасли России с 2009 по 2011 гг.
- Динамика объемов и структуры обязательного страхования
- Динамика объемов и структуры добровольного страхования
- Страховые премии (взносы) и страховые выплаты (кроме обязательного медицинского страхования) по федеральным округам за 2011 год
- Требования к минимальному размеру ук для страховых компаний, млн. Р.
- 2.3. Правовые основы страхования
- 2.4. Условия деятельности иностранных страховщиков в России
- Вопросы для самопроверки
- 3. Страхование на железнодорожном транспорте
- Виды страхования на железнодорожном транспорте
- 3.1. Виды имущественного страхования
- 3.1.1. Страхование грузов
- 3.1.2. Страхование ответственности перевозчика и экспедитора
- 3.1.3. Страхование средств железнодорожного транспорта
- Вопросы для самопроверки
- 3.2. Организация личного страхования работников железнодорожного транспорта
- 3.2.1. Пенсионное страхование
- 3.2.2. Добровольное медицинское страхование
- 3.2.3. Обязательное и добровольное страхование пассажиров
- 3.3. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- Вопросы для самопроверки
- Краткий словарь основных терминов и понятий
- Примерный тест
- Рекомендуемый библиографический список
- Приложение 1 иерархия определений экономической сущности страхования
- Приложение 2
- Страховые компании по страхованию имущества
- Страховые компании по обязательному страхованию автогражданской ответственности (осаго
- Страховые компании по страхованию ответственности (кроме осаго)
- Общие поступления страховых премий по Хабаровскому краю в целом за 2011 года
- Выплаты по дфо за 2011 года
- Приложение 3 Дальневосточное железнодорожное открытое акционерное страховое общество «ДальЖасо»
- Правила страхования грузов (Извлечения)
- 1. Ощие положения
- 2. Объем страховой ответственности
- 2.1.1. С ответственностью за все риски
- 2.1.2. «С ограниченной ответственностью»
- 2.1.3. «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения»
- 2.2 Возмещаемые расходы
- 2.3. Изменение степени риска
- 3. Транспортные средства
- 4. Договор страхования
- 5. Начало и окончание страховой ответственности
- 6. Страховые суммы и страховые премии
- 7. Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая
- 8. Страховое возмещение
- 9. Суброгация
- 10. Разрешение споров и сроки исковой давности
- 2. Объекты страхования
- 3. Страховые риски и виды покрытия
- 4. Страховая сумма
- 5. Страховые премии и их уплаты
- 6. Договор страхования
- 7. Франшиза
- 8. Льготы
- 9. Права и обязанности сторон
- 10. Выплата страхового возмещения
- 11. Переход к страховщику прав страхователя
- 12. Порядок разрешения споров
- Заявление о выплате страхового возмещения
- Страхование на железнодорожном транспорте
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47.