4.12.2. Договор страхования грузов
Современная внешняя торговля и морские перевозки, равно как и межрегиональные перевозки, не могут обходиться без страхования.
Как правило, в торговых договорах и контрактах вписывается пункт, предопределяющий страхование груза, страхователя груза, а в ряде случаев и условия страхования.
В основу страхования груза заложен имущественный интерес владельца груза либо лица материально ответственного за его сохранность.
Страховым интересом страхователя, т.е. предметом его договора о страховании со страховщиком, является груз, плата за перевозку и ожидаемая прибыль.
Участниками отношений по перевозке груза выступают отправитель груза (грузоотправитель), получатель груза (грузополучатель), перевозчик груза (транспортная организация либо владелец индивидуального транспорта), экспедитор — лицо, координирующее перевозки груза.
Страхование груза берет свое начало в средние века как морское страхование грузов и является одним из важных видов морского страхования.
Договор страхования груза — карго — заключается либо на конкретную перевозку определенного груза либо на определенный отрезок времени.
Суть договора страхования — гарантировать страхователю защиту от наступления случайных, непредвиденных обстоятельств, приводящих к утрате или повреждению груза.
Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя. В заявлении указываются:
данные и реквизиты страхователя;
ориентировочная дата отправки и прибытия, срок хранения груза;
наименование груза, его принадлежность и стоимость, упаковка (штуки, насыпь, налив);
условия перевозки (транспорт, маршрут, охрана и т.д.);
условия хранения;
условия страхования (страховая сумма, риски);
информация об убытках.
Страховая компания договор может заключать с осмотром и составлением описи и указанием всей информации по грузу, а также и без осмотра в зависимости от вида и способа перевозки груза.
Ответственность за правильность информации о грузе несет страхователь. Он должен сообщать страховщику о всех заключенных или заключаемых договорах по данному грузу, принимать все меры предосторожности, сообщать страховщику, как только это станет ему известно, о всех существенных изменениях в риске, незамедлительно сообщать страховщику - место нахождения утраченного груза, если последний найден.
При определении объема ответственности страховщика применяются три стандартных вида условий:
с ответственностью за все риски. По этому условию страховщиком компенсируются все убытки в результате повреждения или полного уничтожения грузов вследствие аварии, либо любой другой причины, кроме: военных рисков, прямого или косвенного воздействия радиации, особых свойств груза, а также умысла и грубой небрежности страхователя. По договоренности сторон большинство исключенных из объема ответственности рисков может быть принято на страхование за дополнительную премию и на особых условиях;
с ответственностью за частную аварию. Возмещению подлежат убытки в результате пожара, взрыва, выброса судна на берег, посадки на мель, затопления, опрокидывания, схода с рельсов погрузочных кранов, пропажи судна без вести, воздействия различных природных бедствий и т.д.;
без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. По этим условиям ответственность страховщика распространяется примерно на те же случаи, что и в предыдущем условии, но возмещению подлежат лишь убытки от полного уничтожения всего или части груза в случае крушения или столкновения судов, опрокидывания, посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне.
По договоренности между сторонами в стандартные условия договора страхования могут быть внесены изменения и уточнения, такие как: ответственность за хранение груза при перевалке груза, промежуточное складирование груза или временное его хранение в пункте назначения. По дополнительным договорам груз может быть застрахован на это время по рискам: пожар, взрыв, просадка фунта, залив грунтовыми водами, водами отопительной и водопроводной систем, стихийные бедствия и другие риски, присущие имущественному страхованию.
По дополнительным условиям может страховаться груз с ответственностью за риски хранения, по которым страхуется имущество.
Не подлежат возмещению убытки, явившееся следствием:
умысла или грубой неосторожности страхователя, выгодоприобретателя;
ненадлежащей упаковки или укупорки грузов и отправки грузов в поврежденном состоянии, наущений требований к формированию укрупненных грузовых мест;
изменения температурно-влажностного режима;
перевозки вместе с застрахованным грузом опасных грузов, требующих особых мер предосторожности или запрещенных к перевозке;
повреждения груза червями, грызунами, насекомыми и др.;
по форс-мажорным обстоятельствам;
задержки в доставке груза и изменения цен;
производственных дефектов груза;
получения груза в пункте назначения лицом, на то не уполномоченным;
неправильного, несвоевременного или неполного оформления перевозочных документов.
Каждый вид груза подвержен своим специфическим рискам.
Насыпные по характеру риска отличаются от наливных грузов, продукты питания -от оборудования и сложной техники, химикаты — от продукции легкой промышленности, поэтому подходы к оценке риска в зависимости от состава груза, транспортного средства и способа размещения на нем, срока и географии транспортировки требуют в своем большинстве индивидуального подхода как в оценке риска, так и в расчете тарифной ставки.
Страховая сумма устанавливается по соглашению сторон на основании документов купли-продажи, подтверждающих стоимость груза.
Если стоимость груза документально не подтверждена, то она не должна превышать рыночную на момент заключения договора, при этом при расчете используются объемные или количественные показатели страхуемого груза и его состояния на момент принятия на страхование.
Страховая премия определяется индивидуально исходя из установленной тарифной ставки с учетом вида перевозимого груза, его упаковки, периода и способа перевозки или хранения, места нахождения груза при перевозке водным транспортом (в трюме или на палубе), дальности перевозки, района плавания и специализации судов и т.п.
По соглашению сторон устанавливается франшиза, как правило, она соответствует норме естественной убыли.
Страховщик несет ответственность в пределах страховой суммы, и начинается она с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления и в течение всей перевозки до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный пункт назначения, указанный в страховом полисе.
Одним из первых требований порядка взаимоотношений сторон при наступлении страхового случая является обязанность страхователя известить страховщика или его представителя о наступлении страхового случая, принять меры к спасению груза и минимизации возможного ущерба. Страхователь должен предоставить возможность страховщику производить осмотр поврежденного груза и при необходимости обеспечить страховщика необходимыми документами для предъявления регрессного иска к виновнику причинения ущерба.
При наступлении страхового события страхователь представляет документы на выплату, включающие в себя:
полис, железнодорожные накладные на перевозимый груз и другие перевозочные документы;
заявление на страховое возмещение с описанием произошедшего события с приложением;
справки о возбуждении уголовного дела или другого официального документа, подтверждающего факт страхового события;
акт осмотра груза, составленного аварийным комиссаром, акт экспертизы, оценки, аварийный сертификат и т.п. в зависимости от характера груза, способа перевозки и подходов в оценке ущерба.
В течение 3 суток после получения необходимых документов страховая компания оформляет материалы на выплату.
Страховщик должен возместить страхователю все произведенные им расходы по предотвращению или уменьшению убытков, возникших в результате страхового случая. Размер убытка определяется представителем страховщика с участием страхователя. В случае появления разногласий каждая из сторон может потребовать, чтобы убыток был определен независимой экспертизой.
Ущерб возмещается в размере пропорционально принятой ответственности страховщиком по застрахованному грузу.
Права на груз, по которому произведена выплата, переходит страховщику по договору абандон (передача прав страховщику на утраченный груз). Правилами страхования предусматривается следующее: страховщик может отсрочить выплату по свершившемуся событию в случаях:
если он не уверен в правомочности страхователя на получение страхового возмещения;
если возбуждено уголовное дело против страхователя и ведется расследование обстоятельств, приведших к возникновению убытков;
при утрате доверия к страхователю при несоблюдении им правил или получении возмещения от третьих лиц.
Договоры на страхование грузов могут заключаться как на каждую отправку, так и генеральный договор на страхование всех грузов. Срок не устанавливается.
По каждой отправке страхователь обязан сообщить основные сведения об отправляемых грузах, пунктах отправления и назначения, видах перевозочных средств, а также информировать страховщика обо всех изменениях в риске.
Страхование грузов возможно с охраной и без охраны.
- Глава 4 транспортное страхование
- 4.1. История транспортного страхования
- 4.2. Понятие и виды транспортных средств, их классификация
- 4.3. Страхование автотранспортных средств
- 4.4. Страхование железнодорожного подвижного состава
- 4.5. Морское страхование
- 4.5.1. Понятие морского страхования
- 4.5.2. Страхование судов
- 4.5.3. Страхование морских нефтегазодобывающих платформ
- 4.6. Аварийный комиссар
- 4.7. Страхование ответственности судовладельцев
- 4.8. Клубы взаимного страхования
- 4.9. Авиационное страхование
- Классификация средств транспорта
- 4.10. Страховые пулы
- 4.11. Страхование космических рисков
- 4.11.1. История создания космического страхования в России
- 4.11.2. Виды страхования космической деятельности
- 4.11.3. Сущность, основные понятия и особенности космических рисков
- 4.12. Страхование грузов
- 4.12.1. Классификация страхования грузов
- 4.12.2. Договор страхования грузов
- 4.12.3. Виды и условия международных торговых договоров
- Сравнительная таблица международных торговых договоров и договоров перевозки грузов
- 4.13. Международные нормы и правила, регулирующие перевозочную деятельность
- Контрольные вопросы
- 25. Страховщик несет ответственность по договору страхования с частично выплаченным по нему страховым возмещением до конца срока действия договора:
- 38. Можно ли отнести к страховым событиям при страховании «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» риски: