logo
КУРС ЛЕКЦИЙ

4.9. Авиационное страхование

Авиационное страхование включает в себя комплекс видов страхования, используемых при страховании воздушных судов и перевозимых ими грузов, аэродромного оборудования и обслужи­вания, гражданской ответственности авиаперевозчика по отноше­нию к пассажирам, экипажу, службам наземного обеспечения по­летов, ответственность перед третьими лицами при падении воздушного судна (ВС), производителей летательных аппаратов, космической техники на всех этапах ее изготовления, транспорти­ровки, запуска и выполнения космических программ.

Объектом авиационного страхования может быть любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией воздуш­ных судов.

Основные страхователи воздушных судов в настоящее время: коммерческие авиаперевозчики — юридические и физические ли­ца, использующие воздушные суда на правах собственности, аренды или пользования, занимающиеся многими видами воз­душных работ; аэроклубы; различные организации, фирмы, зани­мающиеся продажей и перепродажей авиатехники. Свои воздуш­ные суда страхуют промышленные и коммерческие компании, имеющие собственные авиатранспортные службы для перевозки персонала и грузов.

К числу страхователей на авиационном страховом рынке так­же относятся операторы коммерческих авиакомпаний, операторы, осуществляющие воздушные работы и операторы воздушных так­си; корпоративные организации авиационных операторов; произ­водители самолетов, комплектующих изделий, а также запасных частей к ним; владельцы или управляющие аэропортов.

Страховые риски в авиационном страховании: гибель (полная или конструктивная); пропажа без вести или повреждение воз­душного судна в результате происшествия, имевшего место в пе­риод действия страхования.

Страховым случаем является свершившееся событие, преду­смотренное договором страхования, с наступлением которого на­ступает обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Страхование воздушных судов специфично с точки зрения ку­муляции риска. В комплекс страховой ответственности страхов­щика могут входить: страхование самого воздушного судна (кас­ко), пассажиров и летного состава, груза и ответственность владельцев воздушного судна перед третьими лицами.

Таким образом, одно страховое событие (падение воздушного судна) приведет к пяти очень крупным рискам с катастрофиче­скими последствиями.

К ним относятся:

Страховым организациям при страховании воздушного судна следует внимательно подходить к определению величины собст­венного удержания по перечисленным рискам, не допускать, когда сумма удержаний по каждому из них превышала бы предел ответст­венности страховщика, разрешенный органами государственного страхового надзора (10 % от величины собственных активов).

Страхование каско воздушного судна. Общепринято основные риски по страхованию воздушных судов покрывать одним комби­нированным полисом, включающим каско, ответственность перед пассажирами и ответственность перед третьими лицами Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаи­модействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолет, вертолет, летательный аппарат специального на­значения, а также планер, автожир, дельтаплан, дирижабль и воз­душный шар). Страховаться может как само судно, так и оборудо­вание, входящее в него.

Объект страхования — имущественный интерес страхователя, связанный с сохранностью воздушного судна: его корпуса, вклю­чая крылья и хвостовую часть, шасси, электрических, гидравличе­ских систем, навигационного и радиооборудования, установлен­ного внутри или на корпусе воздушного судна, а также частей, снятых с воздушного судна, на то время, пока на нем не установ­лены аналогичные части взамен снятых.

Полный перечень транспортных средств, которые могут при­ниматься на страхование страховыми организациями, составить достаточно затруднительно из-за многообразия их типов, моде­лей и функционального назначения. Применительно к сущест­вующей классификации видов страхования средств воздушного транспорта можно выделить транспортные средства, отраженные в табл.1.

Застрахованными могут быть воздушные суда, имеющие сви­детельство государственной регистрации, сертификат годности воздушного судна или иные, заменяющие их документы.

По договору страхования страховщик обязан возместить в де­нежной или в натуральной форме размер ущерба, нанесенного по любым причинам в течение периода страхования во время нахож­дения воздушного судна в полете, при рулении, на стоянке с вы­ключенными двигателями — на земле или на воде (для гидропла­нов и других воздушных судов с поплавковым шасси).

Полное страхование самолета со всем оборудованием преду­сматривает случаи ущерба, возникшие на поверхности земли, воды или льда, в воздухе или при транспортировке с помощью других транспортных средств и включает утрату (гибель) или дру­гой ущерб для самолета, возникающие при аварии в процессе полета и рулежки, явлениях естественного характера (буря, мол- имя, затопление), пожаре или взрыве, хищении или другом ущербе.

Таблица 1