4.9. Авиационное страхование
Авиационное страхование включает в себя комплекс видов страхования, используемых при страховании воздушных судов и перевозимых ими грузов, аэродромного оборудования и обслуживания, гражданской ответственности авиаперевозчика по отношению к пассажирам, экипажу, службам наземного обеспечения полетов, ответственность перед третьими лицами при падении воздушного судна (ВС), производителей летательных аппаратов, космической техники на всех этапах ее изготовления, транспортировки, запуска и выполнения космических программ.
Объектом авиационного страхования может быть любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией воздушных судов.
Основные страхователи воздушных судов в настоящее время: коммерческие авиаперевозчики — юридические и физические лица, использующие воздушные суда на правах собственности, аренды или пользования, занимающиеся многими видами воздушных работ; аэроклубы; различные организации, фирмы, занимающиеся продажей и перепродажей авиатехники. Свои воздушные суда страхуют промышленные и коммерческие компании, имеющие собственные авиатранспортные службы для перевозки персонала и грузов.
К числу страхователей на авиационном страховом рынке также относятся операторы коммерческих авиакомпаний, операторы, осуществляющие воздушные работы и операторы воздушных такси; корпоративные организации авиационных операторов; производители самолетов, комплектующих изделий, а также запасных частей к ним; владельцы или управляющие аэропортов.
Страховые риски в авиационном страховании: гибель (полная или конструктивная); пропажа без вести или повреждение воздушного судна в результате происшествия, имевшего место в период действия страхования.
Страховым случаем является свершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого наступает обязанность страховщика произвести страховую выплату.
Страхование воздушных судов специфично с точки зрения кумуляции риска. В комплекс страховой ответственности страховщика могут входить: страхование самого воздушного судна (каско), пассажиров и летного состава, груза и ответственность владельцев воздушного судна перед третьими лицами.
Таким образом, одно страховое событие (падение воздушного судна) приведет к пяти очень крупным рискам с катастрофическими последствиями.
К ним относятся:
гибель самого воздушного судна (в зависимости от класса и назначения судна стоимость его может исчисляться десятками и сотнями миллионов рублей);
гибель экипажа и пассажиров (страховая ответственность по каждому 100 тыс. руб. на внутренних рейсах и 20 тыс. евро на международных линиях);
гибель багажа и груза;
нанесение ущерба третьим лицам (ответственность до 50 млн. долларов).
Страховым организациям при страховании воздушного судна следует внимательно подходить к определению величины собственного удержания по перечисленным рискам, не допускать, когда сумма удержаний по каждому из них превышала бы предел ответственности страховщика, разрешенный органами государственного страхового надзора (10 % от величины собственных активов).
Страхование каско воздушного судна. Общепринято основные риски по страхованию воздушных судов покрывать одним комбинированным полисом, включающим каско, ответственность перед пассажирами и ответственность перед третьими лицами Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолет, вертолет, летательный аппарат специального назначения, а также планер, автожир, дельтаплан, дирижабль и воздушный шар). Страховаться может как само судно, так и оборудование, входящее в него.
Объект страхования — имущественный интерес страхователя, связанный с сохранностью воздушного судна: его корпуса, включая крылья и хвостовую часть, шасси, электрических, гидравлических систем, навигационного и радиооборудования, установленного внутри или на корпусе воздушного судна, а также частей, снятых с воздушного судна, на то время, пока на нем не установлены аналогичные части взамен снятых.
Полный перечень транспортных средств, которые могут приниматься на страхование страховыми организациями, составить достаточно затруднительно из-за многообразия их типов, моделей и функционального назначения. Применительно к существующей классификации видов страхования средств воздушного транспорта можно выделить транспортные средства, отраженные в табл.1.
Застрахованными могут быть воздушные суда, имеющие свидетельство государственной регистрации, сертификат годности воздушного судна или иные, заменяющие их документы.
По договору страхования страховщик обязан возместить в денежной или в натуральной форме размер ущерба, нанесенного по любым причинам в течение периода страхования во время нахождения воздушного судна в полете, при рулении, на стоянке с выключенными двигателями — на земле или на воде (для гидропланов и других воздушных судов с поплавковым шасси).
Полное страхование самолета со всем оборудованием предусматривает случаи ущерба, возникшие на поверхности земли, воды или льда, в воздухе или при транспортировке с помощью других транспортных средств и включает утрату (гибель) или другой ущерб для самолета, возникающие при аварии в процессе полета и рулежки, явлениях естественного характера (буря, мол- имя, затопление), пожаре или взрыве, хищении или другом ущербе.
Таблица 1
- Глава 4 транспортное страхование
- 4.1. История транспортного страхования
- 4.2. Понятие и виды транспортных средств, их классификация
- 4.3. Страхование автотранспортных средств
- 4.4. Страхование железнодорожного подвижного состава
- 4.5. Морское страхование
- 4.5.1. Понятие морского страхования
- 4.5.2. Страхование судов
- 4.5.3. Страхование морских нефтегазодобывающих платформ
- 4.6. Аварийный комиссар
- 4.7. Страхование ответственности судовладельцев
- 4.8. Клубы взаимного страхования
- 4.9. Авиационное страхование
- Классификация средств транспорта
- 4.10. Страховые пулы
- 4.11. Страхование космических рисков
- 4.11.1. История создания космического страхования в России
- 4.11.2. Виды страхования космической деятельности
- 4.11.3. Сущность, основные понятия и особенности космических рисков
- 4.12. Страхование грузов
- 4.12.1. Классификация страхования грузов
- 4.12.2. Договор страхования грузов
- 4.12.3. Виды и условия международных торговых договоров
- Сравнительная таблица международных торговых договоров и договоров перевозки грузов
- 4.13. Международные нормы и правила, регулирующие перевозочную деятельность
- Контрольные вопросы
- 25. Страховщик несет ответственность по договору страхования с частично выплаченным по нему страховым возмещением до конца срока действия договора:
- 38. Можно ли отнести к страховым событиям при страховании «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» риски: