logo
КУРС ЛЕКЦИЙ

4.13. Международные нормы и правила, регулирующие перевозочную деятельность

В связи со спецификой работы, ориентированной на страховое обслуживание внешней торговли, страховым организациям чаше приходится иметь дело с международными, автомобильными, же­лезнодорожными, воздушными и морскими перевозками. Зги пе­ревозки в своем большинстве регулируются международными конвенциями по каждому из перечисленных видов перевозок.

Автоперевозки регулируются международной конвенцией КДПГ (или, как принято ее называть, СМК), принятой европей­скими государствами в 1956 году. Всякая перевозка по условиям этой конвенции оформляется автонакладной с большими буквами СМК в середине листа накладной.

С практической точки зрения страховую компанию больше всего должны интересовать сроки предъявления претензий и ис­ков по несохраненной перевозке. Сроки исковой давности уста­новлены в 1 год со дня выдачи груза, а в случае утраты всего гру­за—с тридцатого дня по истечении согласованного срока доставки, а если таковой не был согласован — с шестидесятого дня со дня принятия груза к перевозке. Очень существенным яв­ляется то, что согласно п. 1 ст. 31 СМК иск может быть предъяв­лен как в суд страны отправления груза, так и в суд страны назначения. Предъявление претензий перевозчику приостанавливает срок исковой давности вплоть до дня получения ответа на претен­зию. При этом такое приостановление срока давности может быть неограниченно долгим.

Важно отметить, что при выдаче груза всякое замечание по по­воду его неудовлетворительного состояния или ненадлежащего качества, адресованное перевозчику, должно быть сделано грузо­получателем в письменном виде не позднее чем через 7 дней со дня принятия груза. При перевозке по накладной СМК такое за­мечание можно сделать непосредственно на накладной. В против­ном случае бремя доказывания вины перевозчика будет лежать на грузополучателе (или, соответственно, на страховой компании), а вина перевозчика не будет резюмироваться.

Конвенция СМЯ удобна и тем, что она применяется даже и то­гда, когда одна из стран (назначения или отправления груза) не является участником этой конвенции. Достаточно участия хотя бы одной стороны.

Железнодорожные перевозки осуществляются и регулируют­ся:

а) в странах Евразийского континента действуют две основные международные железнодорожные конвенции: СМГС (среди стран бывшего соцлагеря) и Котиф. В соответствии с этими кон­венциями установлена солидарная ответственность железных до­рог, то есть такая, когда в принципе претензия может быть предъ­явлена к одной из железных дорог при фактической вине железной дороги другой страны и отвечать по претензии и иску должна та дорога, к которой такие требования предъявлены. По­сле удовлетворения претензий или иска железные дороги произ­водят взаиморасчеты;

б) в России и в большинстве стран СНГ действует Устав же­лезных дорог (УЖД) СССР, соблюдение норм которого о порядке предъявления претензий и исков строго обязательно; невыполне­ние, казалось бы, несущественных требований может повлечь правомерный отказ со стороны железной дороги;

в) по международной конвенции Котиф и по УЖД СССР до заявления иска предъявление претензии обязательно;

г) нормативными актами, регулирующими отношения между железными дорогами, установлены сокращенные претензионные и исковые сроки: по СМГС — претензионный и исковой срок Ч месяцев, а по Котиф — годичный срок исковой давности без обязательного соблюдения претензионного порядка урегулирова­ния разногласий по несохранной перевозке.

В претензионно-исковой работе с железными дорогами необ­ходимо руководствоваться ст. 168—173 УЖД. Согласно Закону РФ «О страховании» и УЖД к страховой компании переходит право требования к железной дороге лишь от тех лиц или организаций, которые согласно УЖД имеют право предъявлять к ней претензии и иски.

УЖД строго ограничивает круг таких лиц:

Поэтому очень важно, чтобы перед предъявлением претензии к страховой организации о выплате страхового возмещения грузо­владелец должен получить переуступочные надписи на железно­дорожных накладных от одного лица к другому. Без переуступочной надписи предъявить претензию невозможно.

При принятии Закона РФ «О страховании» страховые органи­зации не входят согласно ст. 192 УЖД в перечень лиц по переус­тупке требований и соответственно не могли выставлять иски через суды железной дороге по возмещению ущерба по застрахо­ванному грузу. С принятием закона суды считают, что такое право у страховых компаний имеется, и иски к судебному разбиратель­ству принимаются.

Претензии по грузам могут быть заявлены в течение 6 месяцев, и должны быть рассмотрены в течение 3 месяцев. Иски могут быть предъявлены по месту нахождения управления железной дороги в двухмесячный срок со дня получения ответа железной дороги на претензию или со дня истечения трехмесячного срока, установ­ленного для ответа на претензию.

Все сроки исчисляются со дня выдачи груза, когда и обнаружи­вается несохранная перевозка. При обнаружении факта недостачи или повреждения груза станция железной дороги должна составить коммерческий акт с подробным изложением характера несохран­ности груза. Составление коммерческого акта — очень важный мо­мент, ибо от того, насколько правильно и подробно он составлен, зависит и дальнейшая судьба требований к железной дороге. Это касается и всех коммерческих актов, составляемых на транспорте. На практике же нередки случаи, когда железная дорога отказывает­ся от составления коммерческого акта или внесения исправлений в неверно составленный акт. Такой отказ необходимо обжаловать в течение 24 ч, начальнику отделения железной дороги.

При международных перевозках, где задействованы железные дороги разных стран, нужно исходить из требований тех конвен­ций, ссылки на которые даются в конкретной железнодорожной накладной. Бывают случаи, что груз на какой-либо узловой стан­ции, передается одной железной дорогой другой. Там же выдается и другая накладная. Значит, нужно внимательно следить за тем, име­лись ли в новой накладной какие-либо отметки о ненадлежащем состоянии груза при передаче его одной дорогой другой. Кроме внесения таких отметок в накладную при передаче может состав­ляться и коммерческий акт. Если эти условия надлежащим образом выполнены, то принимающая железная дорога не будет нести от­ветственность. Отсутствие таких пометок или отсутствие коммерче­ского акта говорит о том, что груз принят в надлежащем состоянии. Воздушные перевозки регулируются конвенцией, унифици­рующей некоторые правила, касающиеся международных воздуш­ных перевозок, подписанная в Варшаве 12 октября 1929 г.; Воздуш­ным кодексом СССР; Правилами международных перевозок (утвержденными Министерством гражданской авиации СССР). Заключение договора воздушной перевозки груза удостоверя­ется выдачей авиатранспортной накладной. По своей юридиче­ской значимости она тождественна коносаменту. Самым важным для страховщика в этой накладной является оборотная сторона, где указаны условия перевозки. Страховщик должен уделить са­мое пристальное внимание положению о сроках претензионного и искового порядка урегулирования спора по поводу несохранной перевозки. Согласно ст. 26 и 29 Варшавской конвенции до предъ­явления иска перевозчику соблюдение претензионной стадии уре­гулирования разногласий обязательно. Теми же статьями установ­лено, что при повреждении груза претензия должна быть заявлена в течение 14 дней со дня его выдачи, а при утрате — в течение двух лет. Срок исковой давности установлен продолжительностью в два года. Таким образом, претензионный срок по утрате груза сов­падает с общим сроком исковой давности.

Однако ряд зарубежных авиакомпаний, несмотря на положе­ния Варшавской конвенции, установили сроки предъявления пре­тензий по недостачам целых мест от 120 до 160 дней. Это в прин­ципе противоречит конвенции. Аэрофлот таких сокращенных сроков не установил.

Документы, обосновывающие претензию к авиакомпании:

При несохранной перевозке грузополучатель еще до заявления страховой претензии должен заявить претензию авиакомпании с приложением указанных документов. Если отечественная авиа­компания не ответила на претензию по утрате или повреждению груза в течение 4 мес., то можно согласно Правилам международ­ных перевозок грузов считать груз утерянным и обращаться с ис­ком в судебные органы.

Ограничение ответственности авиаперевозчика устанавлива­ется не за целое место, а за вес. Размер такого ограничения — 20 долл. США за I кг утраченного или поврежденного груза. При­казом по Аэрофлоту такой же предел установлен и для отечест­венных авиаперевозчиков.

При заявлении обратных требований авиаперевозчику важно: