4.11.2. Виды страхования космической деятельности
Страхование космической деятельности так или иначе включает практически все виды страхования и должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла ракетно-космической техники. Механизм страхования космических объектов на этапе их создания практически не отличается от механизма соответствующих видов страхования любой другой техники. Здесь могут быть застрахованы риски, связанные с ошибками проектирования и изготовления космических средств, технические риски, перевозимые грузы, ущербы имущества предприятий космической отрасли при испытаниях ракетно-космической техники, пожарами и стихийными бедствиями и пр.
Этап запуска и эксплуатации ракетно-космической техники характеризуется наиболее значительными возможными ущербами и рисками. Это:
широкая номенклатура и высокая стоимость космических объектов и привлекаемых для их эксплуатации материальных средств, многочисленность обслуживающего персонала;
сложность, многоэтапность и разнообразие выполняемых работ при реализации процессов эксплуатации космических средств, в том числе работ с повышенной степенью опасности;
достаточно высокая вероятность возникновения различных происшествий, вызванных недостаточно высокими характеристиками надежности качества изготовления ракетно-космической техники, а также ошибками персонала.
Эти особенности предопределяют большое разнообразие рисков, возникающих при эксплуатации ракетно-космической техники. Применительно к этому этапу при подготовке договоров страхования могут рассматриваться, помимо имущественных, финансовые, экономические потери, вред, нанесенный здоровью и жизни людей, а также окружающей среде при авариях и катастрофах, связанных с ракетно-космической техникой.
Страховые случаи с ракетно-космической техникой классифицируются в зависимости от характера и степени тяжести возможных последствий на катастрофы, аварии, поломки (отказы) техники, несчастные случаи (в том числе с гибелью людей), незапланированные прекращения выполнения задач при использовании космической техники.
Одна из возможных классификаций и общая характеристика видов страхования ракетно-космической техники представлены рис.1.
Виды страхования космической деятельности
Личное страхование: - космонавтов -обслуживающего персонала Имущественное страхование Страхование ответственности: - за ущерб третьим лицам - страхование экологических рисков
Образцов космической техники: - при хранении и транспортировке - при подготовке к запуску - страхование запуска - страхование орбитального полета Средств наземной базы эксплуатации: - при проведении работ - от стихийных бедствий
Рис. 1. Классификация видов страхования ракетно-космической техники
Кроме имущественного страхования, в классификацию страхования космической деятельности включают страхование ответственности и личное страхование. В имущественном страховании выделены две группы — страхование основных образцов космической техники на различных этапах их использования и страхование средств наземной базы эксплуатации.
Действие договора страхования охватывает период от приема представителем заказчика изготовленного образца до транспортировки собранной ракеты с космическим аппаратом на стартовый комплекс либо завершения предстартовых подготовительных операций. Страховой риск здесь невелик, поэтому устанавливаемая страховая тарифная ставка не превышает 0,5-2% от стоимости образца космической техники. Страхование запусков космических объектов является наиболее распространенным видом космического страхования. Застрахованной в данном случае может быть как сама ракета космического назначения, каждая из составных частей ракеты и космический аппарат, используемый в качестве груза. Страхование осуществляется на период функционирования объекта.
При страховании ракет космического назначения на величину страхового взноса влияют:
а) сроки создания и длительность периода эксплуатации как ракеты в целом, так и ее составных частей;
б) достигнутая надежность ракеты и ее составных частей;
в) объем предшествующей наземной экспериментальной и летной обработки ракет и ее составных частей, а также результаты их приемо-сдаточных испытаний.
Наибольший риск связан с возможностью полной гибели дорогостоящей ракеты космического назначения. При этом на размер страхового взноса будет оказывать влияние также конъюнктура космического рынка. Их размер колеблется в широких пределах: от 9-12 до 20-25%. Договором страхования обычно устанавливается, что при возникновении страхового случая страховщик должен компенсировать стоимость замены космических аппаратов, стоимость подготовки и проведения повторного запуска. Кроме того, страховое покрытие задержек запуска гарантирует владельцу космических аппаратов компенсацию затрат, связанных с дополнительным наземным обслуживанием и неполучением прибыли.
Страхование космического аппарата на орбите обеспечивает защиту от частичных или полных отказов аппаратуры космического аппарата. Ставки страховых взносов в этом случае устанавливаются в размере 3—10% в зависимости от степени отработанности страхуемого типа космических аппаратов на момент страхования.
Правила страхования наземных объектов не очень отличаются от страхования строительно-монтажных объектов. Страхование ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный им при эксплуатации космической техники, может быть связан с возникновением обязанности страховщика осуществить страховую выплату в случаях:
падения элементов ракеты космического назначения вне зоны отчуждения вследствие как случайных факторов, так и при возникновении аварийной ситуации;
возникновения экологической катастрофы при аварии ракеты космического назначения с токсичными компонентами топлива. Договор страхования ответственности защищает как страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявления к нему исков о компенсации ущерба, причиненного третьей стороне, так и имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной стороны может не оказаться достаточных средств, чтобы оплатить убытки. Страхование жизни и здоровья астронавта обязательный элемент выполнения полетов пилотируемых космических аппаратов.
- Глава 4 транспортное страхование
- 4.1. История транспортного страхования
- 4.2. Понятие и виды транспортных средств, их классификация
- 4.3. Страхование автотранспортных средств
- 4.4. Страхование железнодорожного подвижного состава
- 4.5. Морское страхование
- 4.5.1. Понятие морского страхования
- 4.5.2. Страхование судов
- 4.5.3. Страхование морских нефтегазодобывающих платформ
- 4.6. Аварийный комиссар
- 4.7. Страхование ответственности судовладельцев
- 4.8. Клубы взаимного страхования
- 4.9. Авиационное страхование
- Классификация средств транспорта
- 4.10. Страховые пулы
- 4.11. Страхование космических рисков
- 4.11.1. История создания космического страхования в России
- 4.11.2. Виды страхования космической деятельности
- 4.11.3. Сущность, основные понятия и особенности космических рисков
- 4.12. Страхование грузов
- 4.12.1. Классификация страхования грузов
- 4.12.2. Договор страхования грузов
- 4.12.3. Виды и условия международных торговых договоров
- Сравнительная таблица международных торговых договоров и договоров перевозки грузов
- 4.13. Международные нормы и правила, регулирующие перевозочную деятельность
- Контрольные вопросы
- 25. Страховщик несет ответственность по договору страхования с частично выплаченным по нему страховым возмещением до конца срока действия договора:
- 38. Можно ли отнести к страховым событиям при страховании «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» риски: